Белорусская вышивка крестиком. Вышивка крестиком по схеме (3 урока)
Белорусская вышивка крестиком
Цель урока: познакомить с белорусским ремеслом вышивки, научить приемам вышивки крестиком.
Изготавливаемое изделие: миниатюрное панно.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Учитель проводит беседу «Белорусская вышивка крестиком и ее особенности». Рассказывает о ее возникновении и использовании для украшения изделий бытового назначения, одежды. Раскрывает символический характер узоров вышивки, рассказывает о вышивке, как своеобразном способе передачи информации, о роли вышивки как оберега. Демонстрирует изделия с вышивкой крестиком (или их изображения, можно использовать иллюстрации, представленные в учебном пособии (с. 54)). Учащиеся приводят примеры вышитых изделий, которые они видели, которыми пользуются. Учитель дает представление о существовании нескольких техник традиционной белорусской вышивки: набор, крестик, гладь. Совместно с учащимися анализирует традиционные узоры белорусской вышивки, обращает внимание на их геометрический характер, традиционную цветовую гамму (красно-черные узоры на белом фоне).
Учащиеся рассказывают, что они знают о современной вышивке крестиком, какие изделия выполняются в данной технике.
Учитель раскрывает характер вышивки крестиком, основанной на заполнении клеточки двумя пересекающимися стежками. Знакомит учащихся с материалами, которые необходимы для вышивки крестиком. Акцентирует внимание на качестве ткани для вышивки. Сравнивают ткань для вышивки (канва) с другими ранее использовавшимися тканями. Учащиеся отмечают, что на канве лучше просматривается структура клеточек, следовательно, она больше подходит для выполнения вышивки крестиком.
Учитель знакомит учащихся с инструментами и приспособлениями для вышивки. Основное внимание уделяется новому приспособлению для натягивания ткани — пяльцам. Объясняется необходимость их использования для предотвращения стягивания ткани нитками во время вышивки. Учитель демонстрирует приемы закрепления ткани в пяльцах.
Особое внимание на данном уроке уделяется требованиям к качеству вышивки. Данные требования обусловлены тем, что вышитые изделия зачастую имеют незакрытую изнаночную сторону, которая может быть видна в процессе эксплуатации. Раскрывая требования к качеству вышивки, необходимо продемонстрировать учащимся изделия с правильно и неправильно выполненной изнаночной стороной вышивки. Основное внимание концентрируется на отсутствии узелков, обрезанных кончиков ниток, длинных перетяжек между крестиками одного цвета (длиной более 3 клеток). Определяются факторы, влияющие на качество вышивки: правильное закрепление нити на ткани в начале и конце работы; закрепление нитки перед переходом к вышивке крестиков такого же цвета, находящихся на большом расстоянии друг от друга (более 3 клеток), своевременное и качественное обрезание концов ниток после окончания работы и закрепления.
Учитель демонстрирует приемы закрепления нити на ткани без узелка. В учебном пособии описан и проиллюстрирован способ закрепления нити, в случае, когда вышивают четным количеством нитей (2, 4, 6). Данный способ более приемлем для учащихся IV класса, так как позволяет очень быстро и надежно закрепить нить (с. 56).
Затем объясняется технология вышивки крестиков. Подчеркивается, что в народной вышивке крестики выполняли рядами, это позволяло более экономно расходовать нитки для вышивания, изнаночная сторона вышивки выглядит в данном случае более аккуратно. Акцентируется внимание учащихся на необходимости соблюдения одинакового направления первых и вторых стежков крестиков на всей вышивке. Между стежками соседних крестиков не должно быть расстояний. В учебном пособии проиллюстрирована последовательность вышивки горизонтального и вертикального ряда крестиков (с. 56). Данными иллюстрациями можно пользоваться в качестве инструкционной карты.
В ходе практической работы учащиеся подготавливают ткань, иглу с ниткой к работе, закрепляют нитку на ткани, выполняют упражнения по вышивке горизонтальных и вертикальных рядов крестиков, закрепляют нить по окончании вышивки.