Глава 35. размещение производства и оборудования
Генеральный план авторемонтного предприятия
Генеральный план (генплан) АРП отражает расположение на участке застройки (территории предприятия) зданий и сооружений, складских площадок, транспортных путей, зеленых насаждений, ограждений и других объектов. Перечень размещаемых объектов и их размеры должны быть установлены перед разработкой генплана. Наиболее важным является определение количества производственных корпусов и расположения вспомогательных (административно-бытовых) помещений.
Существуют рекомендации размещать разборочно-моечные производства в одном здании, а остальные — в другом с целью обеспечения чистоты в главном производственном корпусе. Однако более весомы противоположные рекомендации — по возможности блокировать цеха и помещения в одном здании, что позволяет снизить затраты на строительство зданий и прокладку инженерных коммуникаций.
У входа на территорию предприятия предусматривают площадку для стоянки легковых автомобилей из расчета десяти машино-мест на 100 работающих в двух смежных сменах при площади одного машино-места 25 м2.
На рис. 35.1 показана схема генерального плана предприятия по капитальному ремонту полнокомплектных грузовых автомобилей и товарных агрегатов. Площадка для приемки и сдачи автомобилей примыкает к главному входу на территорию предприятия, что исключает возможность прохода заказчиков в производственный корпус. Автомобили, поступающие в ремонт, могут перемещаться на площадку для ремонтного фонда своим ходом или на буксире.
Рис. 35.1. Схема генерального плана авторемонтного предприятия: 1 — административно-бытовой корпус; 2 — производственный корпус; 3 — резервуар для воды; 4... 10 — площадки и склады для горюче-смазочных, строительных материалов, утиля, ремонтного фонда, лесоматериалов, металла, готовой продукции; 11 — площадка для приемки и сдачи автомобилей; 12 — стоянка легковых автомобилей |
Складские площадки обслуживает козловой кран. Направление движения автомобиля в процессе его ремонта показано стрелками.
Генеральные планы ремонтных предприятий выполняют, как правило, в масштабе 1:500.
Компоновочный план производственного корпуса
Здания АРП проектируют, как правило, с железобетонными колоннами. Оси колонн, определяющие в плане расположение их рядов, называют разбивочными осями. Расстояние между разбивочными осями в поперечном направлении называют пролетом, в продольном — шагом колонн. Пролет Lи шаг колонн t в метрах образуют сетку колонн, обозначаемую Lхt. На чертежах компоновочных планов разбивочные оси маркируют по длинной стороне здания цифрами слева направо и по короткой — заглавными буквами русского алфавита снизу вверх (рис.35.2).
Рис. 35.2. Маркировка разбивочных осей
Компоновочный план разрабатывают для каждого отдельно стоящего здания, а при использовании многоэтажных зданий — для каждого этажа. На нем указывают расположение производственных участков, складских и административно-бытовых помещений, вентиляционных камер, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, продольных и поперечных проездов. Обозначают габаритные размеры здания, сетку колонн с маркировкой разбивочных осей, наружные и внутренние стены и перегородки, подвалы и антресоли. На компоновочном плане показывают подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами зданий (опорные и подвесные краны, лифты). Расстановку технологического оборудования на компоновочном плане не показывают. Исключением является обозначение расположения основных поточных линий, если это необходимо для обоснования принимаемого объемно-планировочного решения. На свободном поле чертежа показывают вертикальный разрез здания с указанием высоты пролетов от пола до низа несущих конструкций здания, а в пролетах с мостовыми кранами дополнительно указывают расстояние от пола до головки рельсов подкрановых путей. Компоновочные планы выполняют в масштабах 1:400 или 1:200.
В зависимости от направления перемещения в процессе ремонта рамы (для предприятий по ремонту полнокомплектных автомобилей) или базовой детали (для предприятий по ремонту агрегатов) различают три компоновочные схемы: прямоточную, Г-образную и П-образную (рис. 35.3).
Преимуществами прямоточной схемы (рис. 35.3, а) являются прямолинейность и, соответственно, удобство перемещения базовой детали и других крупногабаритных и тяжелых деталей, минимальное пересечение транспортных потоков. Недостатки — наличие ограничений на длину разборочных и сборочных поточных линий, относительное увеличение дальности транспортирования деталей от мест разборки к местам сборки, затрудненность изоляции разборочно-моечного участка от других участков.
Применение Г-образной и П-образной схем (рис. 35.3, б, в) позволяет более эффективно изолировать разборочно-моечный участок от других участков, несколько сократить дальность транспортирования деталей, значительно ослабляет ограничения на длину разборочных и сборочных поточных линий (особенно при П-образной схеме), однако непрямолинейность перемещения базовой детали и других крупногабаритных и тяжелых деталей вызывает повышенное пересечение транспортных потоков и трудности в их организации.
Разработку компоновочного плана начинают с выбора сетки колонн и определения габаритных размеров здания. Для одноэтажных зданий наиболее часто применяется сетка колонн 12х6 м, с которой и рекомендуется начать определение габаритных размеров здания. Исходя из принятой компоновочной схемы, задают число пролетов, регламентируя тем самым ширину здания. Длину здания определяют путем деления его площади на ширину. Рекомендуемые соотношения ширины и длины здания — от 1:1,3 до 1:2. Добиться рекомендуемых соотношений можно, изменяя число пролетов, а при необходимости — и сетку колонн, выбирая ее из ряда 18х6 м, 18х12 м, 24х12 м. Размеры пролетов и шагов колонн могут быть и большими, но обязательно кратными 6 м, что диктуется требованиями унификации изделий строительной индустрии.
Рис. 35.3. Компоновочные схемы предприятий по капитальному ремонту автомобильных двигателей:
а — прямоточная; б — Г-образная; в — П-образная; 1 — участок наружной мойки и приемки; 2 — разборочно-моечный участок; 3 — участок дефектования деталей и входного контроля; 4 — участок восстановления базовых и основных деталей; 5 — участок комплектования деталей; 6 — участок сборки двигателей; 7 — отдел главного механика; 8 — инструментальный участок; 9 — участок ремонта электрооборудования; 10 — слесарно-механический участок; 11 — склад деталей, ожидающих ремонта; 12 — комплектовочный склад; 13 — инструментально-раздаточная кладовая; 14 — центральный инструментальный склад; 15 — склад запасных частей; 16 — участок ремонта приборов питания; 17 — участок зарядки электротранспорта; 18 — участок хранения и ремонта электротранспорта; 19 — лаборатории; 20 — сварочно-наплавочный участок; 21 — компрессорная; 22 — медницкий участок; 23 — термический участок; 24 — кузнечный участок; 25 — гальванический участок; 26 — полимерный участок; 27 — участок испытания и доукомплектования двигателей; 28 — участок окраски двигателей
Размещение в производственном корпусе производственных, складских и вспомогательных помещений удобно начать с определения расположения продольных магистральных проездов.
Нормы ширины проходов и проездов, м:
Проход для рабочих...........................................................................2
Транспортный проезд при одностороннем
движении электрокар и электропогрузчиков
грузоподъемностью до 3 т.................................................................3
То же при двухстороннем движении...............................................4
Транспортный проезд при двухстороннем
движении электрокар, автопогрузчиков
и электропогрузчиков грузоподъемностью более 3 т...................5
Расположение в производственном корпусе производственных, складских и вспомогательных помещений должно удовлетворять следующим требованиям:
расположение производственных участков основного производства должно соответствовать технологической последовательности выполнения работ при минимальном грузообороте;
производственные участки вспомогательного производства следует располагать вблизи от обслуживаемых ими участков основного производства;
склады следует располагать вблизи от обслуживаемых ими производственных подразделений;
изолировать производственные участки и склады от других помещений стенами следует только при необходимости, которая диктуется противопожарными и санитарными требованиями, а также требованиями сохранности материальных ценностей.
Противопожарные, санитарные и экологические требования к компоновочному плану производственного корпуса
Противопожарные требования.Производственные участки и склады по их взрывной и пожарной опасности разделяют на пять категорий.
Категория А— взрывопожароопасные производства. К ним относятся участок ремонта приборов питания карбюраторных двигателей, окрасочный участок и склад лакокрасочных материалов (при применении топлива и органических растворителей с температурой вспышки до 28 °С), а также зарядная аккумуляторных батарей и участок зарядки электротранспорта (при зарядке аккумуляторных батарей без их снятия с электропогрузчиков и электрокар).
Категория Б— взрывопожароопасные производства. К ним относятся участок ремонта приборов питания дизельных двигателей, а также окрасочный, полимерный участки и склад лакокрасочных материалов (при применении органических растворителей и отвердителей с температурой вспышки от 28 до 61 °С).
Категория В— пожароопасные производства. К ним относятся шиномонтажный, деревообрабатывающий, обойный участки, полимерный участок (при применении органических растворителей и отвердителей с температурой вспышки свыше 61 °С), а также склады шин, горюче-смазочных материалов, материалов (сгораемых текстильных, резиноасбестовых и др.) и любых других изделий, хранящихся в сгораемой таре или упаковке, кислотная при аккумуляторном участке.
Категория Г— производства, в которых используются несгораемые вещества в горячем и расплавленном состоянии, а также сжигаются твердые, жидкие или газообразные вещества. К производствам категории Г относятся участки регулировки и испытания автомобилей, испытания и доукомплектования двигателей, ремонта рам, ремонта кабин и оперения, кузнечный, сварочно-наплавочный, термический, медницкий.
Категория Д — производства, в которых используются несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии. К производствам категории Д относятся все остальные, безопасные в пожарном отношении, участки.
При разработке компоновочного плана производственного корпуса необходимо соблюдать следующие противопожарные требования.
1. Более опасные в пожарном отношении производственные участки и склады следует располагать у наружных стен здания.
2. Участки с производствами категорий А, Б и В должны располагаться в изолированных помещениях, отделенных от других помещений несгораемыми стенами (перегородками) и дверями (воротами).
3. В многоэтажных зданиях участки с производствами категорий А и Б рекомендуется располагать на верхних этажах.
4. Из всех производственных, вспомогательных и складских помещений должно предусматриваться необходимое число выходов для безопасной эвакуации людей.
5. Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода должно быть не менее установленных норм.
Санитарные и экологические требования.Производственные участки со значительным тепловыделением от технологического оборудования (кузнечный, термический), а также загрязняющие воздух вредными газами, парами, пылью (окрасочный, гальванический и др.) следует располагать у наружных стен здания. Кроме того, последние производственные участки должны быть расположены в изолированных помещениях.
Объем и площадь помещения на одного работающего должны быть не ниже установленных норм:
Удельный объем производственных
помещений, м3/чел..........................................................................15
Удельная площадь производственных помещений, м2/чел........4,5
То же, конструкторских бюро..........................................................6
», административно-конторских помещений.........................4
», помещений для учебных занятий...................................1,75