Факторы эксплуатационной технологичности
Под эксплуатационной технологичностью ЛА понимают совокупность свойств его конструкции, характеризующих приспособленность к выполнению всех видов работ ТОиР с использованием наиболее экономичных технологических процессов. Эксплуатационная технологичность зависит от конструктивно-производственных и эксплуатационных факторов, рис.3.
К конструктивно-производственным факторам относятся:
-доступность;
-контролепригодность;
-легкосъемность;
-взаимозаменяемость;
-преемственность средств наземного обслуживания и контрольно-измерительной аппаратуры;
-унификация функциональных систем и агрегатов;
-модульность.
В группу эксплуатационных факторов входят:
-формы организации выполнения ТОиР;
-состояние производственно-технической базы;
-квалификация специалистов;
-полнота удовлетворения требований в запчастях и материалах;
-полнота и качество эксплуатационно-технологической документации.
Конструктивно-производственные факторы определяют свойства самой конструкции и должны учитываться при создании ЛА. Эксплуатационные факторы определяют среду, в которой проявляются свойства конструкции, и должны учитываться как при создании, так и при эксплуатации ЛА. Однако необходимо отметить, что обеспечение необходимых эксплуатационных свойств ЛА, в основном закладываются на этапах проектирования и производства конструкции, путем принятия соответствующих конструктивно-технологических решений.
Под доступностью к объекту понимают, в основном, удобство работы исполнителя при проведении основных операций ТОиР. В понятие доступности также входит пригодность объекта для выполнения целевых операций ТОиР с минимальным объемом дополнительных работ. При этом к дополнительным работам относятся открытие и закрытие панелей, крышек люков, демонтаж и монтаж устанавливаемого рядом оборудования и т.д.
Контролепригодность определяет возможность проведения контроля параметров систем и комплектующих изделий ЛА различными средствами и методами.
Легкосъемность означает пригодность изделия к замене с минимальными затратами времени и труда.
Взаимозаменяемость комплектующих изделий и деталей означает такое их свойство, при котором из множества одноименных деталей (изделий) можно без выбора взять любую и без подгонки (допускается применение технологических компенсаторов) установить на ЛА.
Под преемственностью средств наземного обслуживания и контрольно-поверочной аппаратуры понимают возможность использования для обслуживания нового типа ЛА уже имеющихся средств общего назначения.
Унификация функциональных систем и изделий ЛА является весьма важным фактором не только для повышения его эксплуатационной технологичности, но и повышения эффективности эксплуатации парка ЛА в целом. Увеличение числа одних и тех же изделий на разнотипных ЛА намного упрощает и удешевляет ТОиР, уменьшает номенклатуру запасных частей на складах предприятий, сокращает число видов потребной контрольно-поверочной аппаратуры.
Под модульной конструкцией понимается такая, которая позволяет разобрать двигатель на отдельные модули (блоки), каждый из которых может независимо от других ремонтироваться и использоваться для комплектования любого из двигателей данного типа.
2.2. Модульность (блочность) конструкции и эксплуатационная технологичность
Модульное конструирование представляет собой важное направление в совершенствовании производственно-технологических и эксплуатационных свойств двигателей. Оно неразрывно связанно с решением задач обеспечения их эксплуатационной технологичности и улучшения обслуживания. Широкое применение двигателей модульной конструкции привело к улучшению их эксплуатационных свойств, при этом оно позволило дифференцированно установить ресурс на отдельные блоки и модули. Замена отдельных модулей производится только в случае их повреждений или отказов, выявленных при диагностировании, а также когда сроки службы установленные на них истекли. Это позволяет существенно увеличить ресурс службы двигателей и таким образом повысить их экономическую эффективность. Эксплуатационная технологичность отдельных модулей обуславливается такими их свойствами как:
-приспособленность конструкции к монтажу и демонтажу;
-однозначность установки;
-взаимозаменяемость и доступность агрегатов и узлов для осмотра, регулирования и замены.
При разработке двигателей модульной конструкции особое внимание уделяется:
1.Созданию блоков приспособленных к автономным испытаниям и проверкам их технического состояния.
2.Тщательной разработке монтажных стыковочных узлов.
3.Обеспечению хорошей контролепригодности с необходимой доступностью.
4.Обеспечению необходимой эксплуатационной технологичностью (выполнение работ по техническому обслуживанию, заправке горюче-смазочными материалами и регулировке отдельных узлов и агрегатов).
5.Обоснованию рациональных допусков на изготовление (геометрические размеры) и функционирование (отклонение и разброс параметров).
При проработке рациональной подготовки двигателей и их систем необходимо предусмотреть:
- обеспечение повышенной прочности корпусов турбин и компрессоров;
- хорошую защищенность проточной части и основных агрегатов двигателя от повреждения посторонними предметами;
- приоритетный доступ при обслуживании к агрегатам, наиболее часто подвергающихся осмотру, регулированию и замене (агрегаты систем управления, регулирования, топливопитания, смазки и охлаждения двигателя).