Понятие о методах обеспечения и управления работоспособностью автомобиля
Существуют два способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации: поддержание работоспособности, называемое техническим обслуживанием (способ I) и восстановление работоспособности, называемое ремонтом (способ II).
Основная цель ТО автомобиля состоит в предупреждении и отдалении момента достижения им предельного состояния. Это достигается, во-первых, предупреждением возникновения отказа за счет предупредительного контроля и доведения параметров технического состояния автомобилей (агрегата, механизма) до номинальных или близких к ним значений; во-вторых, предупреждением отказа в результате уменьшения интенсивности изменения параметра технического состояния снижением темпа изнашивания сопряженных деталей.
При этом момента проведения ТО и его периодичность должен быть оптимальным.
Не оптимальная периодичность может привести к возникновению отказа и сократить ресурс изделия или увеличить расходы на эксплуатацию.
ТО является предупредительным (профилактическим) мероприятием, проводимым, как правило, по плану и включающим в себя контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, моечные, уборочные и некоторые другие работы. Характерным для работ по ТО являются их выполнение, как правило, без разборки узлов и механизмов, сравнительно малая трудоемкость и стоимость.
В процессе регулярного технического обслуживания параметры технического состояния поддерживаются в заданных пределах, однако из-за изнашивания деталей, поломок и других причин ресурс автомобиля (агрегата, механизма) расходуется и в определенный момент автомобиль уже не может нормально эксплуатироваться, т. е. наступает такое предельное его состояние, которое не может быть устранено профилактическими методами ТО, а требует восстановления утраченной работоспособности — ремонта.
Таким образом, ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля и целом, ycтранения неисправностей возникающих при работе и выявляемых при ТО.
Как правило, ремонт выполняется по потребности (при достижении изделием предельного состояния) и включает контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, сварочные и некоторые другие виды работ. Характерными для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость, стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изделия для восстановления или замены деталей, использование при ремонте достаточно сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.
Если при достижении предельного состояния восстановление изделия согласно технической документации возможно, то оно называется восстанавливаемым. Если ремонт предусмотрен технической документацией, то изделие называется ремонтируемым (в противном случае изделие — перемонтируемое). Изделие, работоспособность которого не может быть восстановлена, называется невосстанавливаемым.
Оба рассмотренных способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации требуют комплекса организационных, технологических и других мероприятий, т. е. управления техническим состоянием автомобилей и автомобильных парков, что является одной из основных задач ТЭА.
Управление начинается с получения и обработки информации о состоянии системы, на основе которой принимается соответствующее решение, за которым следуют действия, переводящие управляемую систему да одного состояния в другое.
При управлении в технической эксплуатации ' используется вероятностная информация, характеризующая поведение или состояние, совокупности автомобилей, и индивидуальная или дискретная информация, определяющая состояние или показатели показатели работы конкретного изделия.