Понятие о методах обеспечения и управления работоспособностью автомобиля

Существуют два способа обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации: поддержание работо­способности, называемое техниче­ским обслуживанием (способ I) и восстановление работоспособности, называемое ремонтом (способ II).

Основная цель ТО автомобиля состоит в предупреждении и отда­лении момента достижения им пре­дельного состояния. Это достигается, во-первых, предупреждением возник­новения отказа за счет предупреди­тельного контроля и доведения пара­метров технического состояния авто­мобилей (агрегата, механизма) до номинальных или близких к ним значений; во-вторых, предупрежде­нием отказа в результате уменьшения интенсивности изменения параметра технического состояния снижением темпа изнашивания сопряженных деталей.

При этом момента проведения ТО и его периодичность должен быть оптимальным.

Не оптимальная периодичность может привести к возникновению отказа и сократить ресурс изделия или увеличить расходы на эксплуатацию.

ТО является предупредительным (профилактиче­ским) мероприятием, проводимым, как правило, по плану и включаю­щим в себя контрольно-диагностиче­ские, крепежные, смазочные, запра­вочные, регулировочные, моечные, уборочные и некоторые другие ра­боты. Характерным для работ по ТО являются их выполнение, как прави­ло, без разборки узлов и механизмов, сравнительно малая трудоемкость и стоимость.

В процессе регулярного техниче­ского обслуживания параметры тех­нического состояния поддержива­ются в заданных пределах, однако из-за изнашивания деталей, поломок и других причин ресурс автомобиля (агрегата, механизма) расходуется и в определенный момент автомобиль уже не может нормально эксплуати­роваться, т. е. наступает такое пре­дельное его состояние, которое не может быть устранено профилактиче­скими методами ТО, а требует восста­новления утраченной работоспособ­ности — ремонта.

Таким образом, ремонт предназна­чен для восстановления и поддержа­ния работоспособности механизма, узла, агрегата и автомобиля и целом, ycтранения неисправностей возникающих при работе и выявляемых при ТО.

Как правило, ремонт выпол­няется по потребности (при дости­жении изделием предельного состоя­ния) и включает контрольно-диагно­стические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, свароч­ные и некоторые другие виды работ. Характерными для работ по ремонту являются их значительная трудоемкость, стоимость, необходимость в частичной или полной разборке изде­лия для восстановления или замены деталей, использование при ремонте достаточно сложного станочного, сварочного, окрасочного и другого оборудования.

Если при достижении предельного состояния восстановление изделия согласно технической документации возможно, то оно называется восста­навливаемым. Если ремонт преду­смотрен технической документацией, то изделие называется ремонтируе­мым (в противном случае изделие — перемонтируемое). Изделие, работоспособ­ность которого не может быть восста­новлена, называется невосстанавливаемым.

Оба рассмотренных способа обес­печения работоспособности автомо­билей в эксплуатации требуют комп­лекса организационных, технологических и других мероприятий, т. е. управления техническим состоянием автомобилей и автомобильных пар­ков, что является одной из основных задач ТЭА.

Управление начинается с получения и обработки информации о состоянии системы, на основе которой прини­мается соответствующее решение, за которым следуют действия, переводящие управляемую систему да одного состояния в другое.

При управлении в технической эксплуатации ' используется вероят­ностная информация, характеризую­щая поведение или состояние, сово­купности автомобилей, и индивиду­альная или дискретная информация, определяющая состояние или показа­тели показатели работы конкретного изделия.

Наши рекомендации