Проектирование систем поддержки принятия решений
Внедрение систем поддержки принятия решений (СППР)и новейших методов менеджмента влечет за собой изменения требований к подготовке и компетенции менеджеров, так как в новых технологических условиях все больший объем вопросов может быть переложен на СППР.
СППР могут создаваться на основе программных продуктов, характерное свойство которых заключается в наличии в них всех компонентов СППР в готовом виде. Их использование не предполагает программирования, поэтому процесс внедрения сводится лишь к вводу знаний о предметной области и правил их обработки.
Этапами проектирования СППР при наличии программной оболочки являются:
1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи;
2. Составление словаря системы;
3. Разработка базы знаний и базы данных;
4. Внедрение системы.
Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.
Этап 1. Описание предметной области, целей создания системы и выполнение постановки задачи.Описание должно отражать предметную область в формах:
• текстовое описание процессов, объектов и связей между ними;
• графическое представление дерева целей.
В результате в постановке задачи должно быть отражено следующее:
• сформулированные цели принятия решений или гипотезы, доказательством достоверности которых должна заниматься система;
• перечень исходных данных, ввод которых осуществляется непосредственно перед началом запуска системы;
• перечень «постоянных» данных (нормативы, коэффициенты, ставки, проценты, справочная информация);
• перечень расчетных формул, используемых в дереве целей (зависимости между показателями и формулы расчета их приростов);
• выражения, необходимые для вывода заключений из терминальных вершин сети вывода правил.
Рис. 3.6. Компоненты СППР
Этап 2. Составление словаря системы.Словарь системы — это набор слов, фраз, кодов, наименований, используемых разработчиком для обозначения условий, целей, заключений и гипотез.
Этап 3. Разработка базы знаний и базы данных.База знаний, как правило, состоит из двух компонентов: дерева целей с расчетными формулами и базы правил (сеть вывода). База правил создается на основании графа целей и сформулированных ранее гипотез.
Базы данных создаются в том случае, если объем исходной информации, применяемой для расчетов, значителен.
Этап 4. Внедрение.На этом этапе по разработанной схеме проверяется и оценивается правильность работы системы.
Рассмотренные методы и модели формирования управленческих решений не затронули весьма важные аспекты данного процесса, касающиеся нравственной стороны дела. Принятие решений в любой сфере человеческой деятельности базируется на системе нравственных ценностей. Ценности условно можно разделить на собственные и нормативные, т. е. признанные обществом. В любом случае необходимо определиться в двух принципиальных позициях:
• в главной цели, которая может быть гуманистической, корыстной, узковедомственной, общественно значимой и т. д.;
• в средствах достижения целей, которые могут быть приемлемыми или нет в глазах общественности.
Выбор управленческих решений зависит не только от интеллектуального уровня личности, но и от его нравственно-этических позиций. Современная действительность подчеркивает особую актуальность этой проблемы во всех звеньях управления экономикой.