Методы определения значений показателей качества продукции
В зависимости от способа и источника получения информации различают две группы методов определения значений показателя качества:
- к первой группе относятся измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы;
- ко второй группе - экспертный и социологические методы.
Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических средств измерения: толщиномеров, линеек, рулеток, весов, влагомеров, термометров и других инструментов, приборов и аппаратов С помощью измерительного метода определяют значения таких показателей, как линейные размеры продукции, коэффициент рефракции смолы, блеск лакового покрытия, усилие на клавиши пианино, прогиб лыж.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, При использовании данного метода не предусматривается применение технических средств измерения, но допускается использование усиливающих средств — микроскопа, лупы, а также технических регистрационных средств типа автоматических счетчиков, магнитофонов, осциллографов.
Регистрационным методом определяют количество пороков древесины и дефектов отделки, число отказов изделия, количество частей сложного изделия и др.
Органолептический метод основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса. При органолептическом методе органы чувств являются датчиками того или иного ощущения. Точность и достоверность таких значений зависит от квалификации, навыков и способностей определяющих их работников.
Органолептический метод широко применяется для определения эстетических и эргономических показателей. Для выражения показателей качества, определяемых органолептическим методом, обычно используется способ выражения показателей качества с помощью условной системы численных баллов. Непременным условием при балльной системе является установление признаков, наиболее полно характеризующих качество продукции.
Расчетный метод основан на использовании информации, полученной с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образом при проектировании продукции, когда она еще не, может быть объектом экспериментальных исследований (испытание) Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества (например, при расчете комплексных показателей качества).
Экспертный метод основан на решении, применяемом экспертами. Экспертом считается лицо, обладающее высокой компетентностью в определенных областях знаний, основанной на использовании обобщенного опыта и интуиции, и которая проявляется, в частности, в умении давать реалистические оценки в тех сферах, где имеется неопределенность и велико влияние случайных переменных.
Экспертные методы применяются в тех случаях, когда для определения значения единичных или комплексных показателей качества продукции невозможно или затруднительно использовать более объективные методы широко, например измерительный или расчетный. Экспертные методы широко используются при определении значений эргономических и эстетических показателей. Эксперты во многих случаях основывают свои оценки на органолептическом методе.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников или проведением конференций, совещаний, аукционов, выставок и т.п.
Социологический метод, так же, как органолептический и экспертный, относится к числу субъективных методов. Однако возможности получения объективной информации при социологическом методе значительно шире. При данном методе может быть использовано такое количество мнений, которое в состоянии обеспечить достаточную статистическую надежность оценки. Таким образом, эффективность социологического определения численных значений показателей качества продукции в большой мере зависит от научной обоснованности системы опроса и от применения математических методов обработки информации.