Задачи и актуальные проблемы товароведения на совр. Этапе
Предмет, объекты и методы товароведения, связь товароведения с другими дисциплинами
С 16-17 вв закладываются основы товароведения – начинается все с описания товаров. Затем товаровед стало изучать товары, а не только описывать их.
Товароведение – научная дисциплина, изучающ потребительную стоимость, оцен кач-во и ассортимент товаров, анализир закономерн их формирования, оптимизации и сохранения.
Тов-е, как специальная дисциплина, изучая потребительные стоимости тов-в, широко опирается с одной стороны на общенаучные естественные и технические дисциплины, а с другой на общественные науки. Кроме того, оно тесно связано со смежными технологическими и специальными экон-ми дисциплинами. Изучение полезности товаров как вещественного их св-ва, отношения тов-в к разнообразным воз действиям внешней среды невозможно без знания основных положении общенаучных естественных и технических дисциплин (биологии, физика, химии и т.п.). Уже было отмечено, что потреб-ые св-ва по своей природе являются физич-ми, хим-ми, биолог-ми и т.п. Поэтому при изучении этих свойств, определении показателей свойств, установлении зависимости между показателями св-в и обусловливающими их факторами, тов-е широко использует законы общенаучных дисциплин, физич-е, хим-е методы исследования товаров..
Объект – продукты труда, представленные сырьевыми мат-ми, полуфабрикатами, гот изделиями (продовольств и непродовольств тов-ми).
Предмет – потребительная стоимость товаров.
Товароведению свойственен комплексный подход к проведению исследований – исследуется вся совокупность потреб cв-в товаров на разных этапах ЖЦТ (хранение, использование, износ..) Результатом следований является определение качества с помощью квалиметрии.
Методы заимствованы из других наук (химия, материаоловедение, технология пр-ва, квалиметрия, биология и т.д.): качественный и кол-ый методы анализа, экспертный метод, метод матем стат …)
Методом товароведных исследований явл. комплексная оценка св-в товаров, сопоставление их качества с уровнем запросов потребителей и сравнительная оценка кач-ва однородных товаров, присутствующих на тов. рынке.
Задачи и актуальные проблемы товароведения на совр. Этапе
Задачи товароведения:
- выявление закономерностей формирования качества на всех этапах ЖЦТ.
- выявление потребностей населения и определяющих потребности факторов
- оценка соответствия потребительной стоимости товаров к потребностям населения
- разработка методов испытаний товаров и оценки их качества
- разработка системы классификации и кодирования товаров
- исследование закономерностей формирования и путей оптимизации производственного и торгового ассортимента товаров
- определение рациональных условий ухода за товарами при эксплуатации, транспортировании, хранении.
- совершенствование информационного обеспечения потребительских товаров
Вот, что он говорил на конс:
Изучение и анализ ассортимента, разработка путей оптимизации ассортимента, разраб методов контроля кач-ва и оценки кач-ва (квалиметр), реком, связ с хранением, транспортир, руководств по ремонту
Актуальные проблемы:
- проблема безопасности товаров (стала актуальной при переходе к рыночному механизму). Сейчас важнее цена, а не качество товара.
-совершенствование материально-технической базы в РФ
-исследование потребительной стоимости товара
-совершенствование экспертных методов оценки и адаптация иностранных методик
-переход к нов системе оценки соответствия
-переход на технические регламенты
3.Ассортимент товара –совокупность т-ров, объед-ых по опред признакам. Ассортимент хар-ся структурой, широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления.
Показатели:
Ширина ассортимента – количество видов товара
Глубина – кол-во разновидн т-ра в рамках одной группы
Полнота –отнош фактич кол-ва т-ов к количеству т-ров в обязательном ассортим минимуме
Степень обновления –удельный вес новых товаров в общем объеме товаров, поступ в продажу
С целью анализа ассортимента управление ассортиментом, упрощение экспортно-имп опер учета регистр и учета товаров, т-ры классифицируются и кодируются.
Классификация тов-ов производится на основе фосетного или иерархич методов
Иерархич метод предполагает послед деление тов-ов на соподченен подмножества (комплексы, подкомплексы, группы, подгруппы…)
Преимущества:
1)возможность группировки объектов по большинству признаков
2)высокая информационная насыщенность
Недостатки: грамоздкость
Фосетн – предусматривает параллельное разделение множества по 1 признаку на отдельные независимые друг от друга группировки (фасеты)
Преимущества: Гибкость, удобство использования.
Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков м/у объектами разных фасетах.
Классиф пров-ся по правилам:
1) признаки класс должны быть значимыми, логически выдел-ми, хар-ми товара.
2) На каждой ступени должен быть только 1 классификационный признак
3) Иерарх классиф начин с наиб общих признаков, переходя к более узким и мелким
4) Метод классифик должен соглас с целью использ-я классивикации.
Ассортимент потребительских тов подразделяется на группы – по местонахождению( различают промышленный и торговый ассортимент), на подгруппы – по широте и глубине охвата тов(различают простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный ассортименты) , на виды – по степени удовлетворения потебностей(рациональный и оптимальный ассортимент), на разновидности – по хар-ру потребностей.(реальный и прогнозируемый ассортимент)
Виды ассортимента товаров:
1) Т-ры ср-ва пр-ва: расходуемая в процессе эксплуатаии и расходующая свой ресурс
2) Т-ры потребительские: продовольственные; не продовол.; лекарства
Товары бывают:
-средства производства
-товары народного потребления
Ассортимент бывает производственный и торговый.
4. Классификация и кодирование товаров: понятие, методы и правила, применение в народном хоз-ве
Сист классифик - совокупность всех классифик группир, выделенных по особым правилам.
В рамках изучения товаровед исп-ся торгово-товаровед классификац. В ней товары делятся на продовольственные и непродовольственные (21 гр)
В каждой группе выд-ся товарные группы. Для деления исп-ся разл признаки: назначение (строит т-ры, одежно-обувные), материалы изготовления, спос пр-ва. Сущ-ет система класс по потреб комплексам.
Для вопросов управления в народном хоз-ве исп-ся общероссийский классификатор продукции (ОКП). ОКП входит в един систему классификации и кодир-я техно-экономич и социальной информации.
Классифик предназнач для обеспечения достоверности, сопоставимости, автоматизир обраб информ о продукции в разных сферах деят-ти (экономика, статистика…)
ОКП предст собой систематизированный свод кодов и наименований группировой продукции, построенных на основе иерарх сист классифик.
ОКП имеет 5-ступенчатую иерарх классифик с цифровой десятичн системой кодирования.
На 1 ступени располагаются классы продукции, на 2 подклассы. 3 – группы, 4 – подгруппы, 5 – вид продукции.
Каждая позиция ОКП имеет 6-ти значн цифр код, однозн контр число и наименование группы продукции.
Коды 2х и 5ти разрядных группир продукции дополн нулями до 6 разр и запис-ся с интервалами между 2 и 3 разрядами.
Классифик родукции может быть заверш на 3, 4 или 5 ступ классифик деления. Если какие-либо виды продукции делятся на типы, марки, модели, то для их отраж исп-ся отрасл классифик продукции.