Задачи и актуальные проблемы товароведения на совр. Этапе

Предмет, объекты и методы товароведения, связь товароведения с другими дисциплинами

С 16-17 вв закладываются основы товароведения – начинается все с описания товаров. Затем товаровед стало изучать товары, а не только описывать их.

Товароведение – научная дисциплина, изучающ потребительную стоимость, оцен кач-во и ассортимент товаров, анализир закономерн их формирования, оптимизации и сохранения.

Тов-е, как специальная дисциплина, изучая потребительные стоимости тов-в, широко опирается с одной стороны на общенаучные естественные и технические дисциплины, а с другой на общественные науки. Кроме то­го, оно тесно связано со смежными технологическими и специальными экон-ми дисциплинами. Изучение полезности товаров как вещественного их св-ва, отношения тов-в к разнообразным воз действиям внеш­ней среды невозможно без знания основных положении об­щенаучных естественных и технических дисциплин (биоло­гии, физика, химии и т.п.). Уже было отмечено, что потреб-ые св-ва по своей природе являются физи­ч-ми, хим-ми, биолог-ми и т.п. Поэтому при изучении этих свойств, определении показателей свойств, установлении зависимости между показателями св-в и обусловливающими их факторами, тов-е широко использует законы общенаучных дисциплин, физич-е, хим-е методы исследования товаров..

Объект – продукты труда, представленные сырьевыми мат-ми, полуфабрикатами, гот изделиями (продовольств и непродовольств тов-ми).

Предмет – потребительная стоимость товаров.

Товароведению свойственен комплексный подход к проведению исследований – исследуется вся совокупность потреб cв-в товаров на разных этапах ЖЦТ (хранение, использование, износ..) Результатом следований является определение качества с помощью квалиметрии.

Методы заимствованы из других наук (химия, материаоловедение, технология пр-ва, квалиметрия, биология и т.д.): качественный и кол-ый методы анализа, экспертный метод, метод матем стат …)

Методом товароведных исследований явл. комплексная оценка св-в товаров, сопоставление их качества с уровнем запросов потребителей и сравнительная оценка кач-ва однородных товаров, присутствующих на тов. рынке.

Задачи и актуальные проблемы товароведения на совр. Этапе

Задачи товароведения:

- выявление закономерностей формирования качества на всех этапах ЖЦТ.

- выявление потребностей населения и определяющих потребности факторов

- оценка соответствия потребительной стоимости товаров к потребностям населения

- разработка методов испытаний товаров и оценки их качества

- разработка системы классификации и кодирования товаров

- исследование закономерностей формирования и путей оптимизации производственного и торгового ассортимента товаров

- определение рациональных условий ухода за товарами при эксплуатации, транспортировании, хранении.

- совершенствование информационного обеспечения потребительских товаров

Вот, что он говорил на конс:

Изучение и анализ ассортимента, разработка путей оптимизации ассортимента, разраб методов контроля кач-ва и оценки кач-ва (квалиметр), реком, связ с хранением, транспортир, руководств по ремонту

Актуальные проблемы:

- проблема безопасности товаров (стала актуальной при переходе к рыночному механизму). Сейчас важнее цена, а не качество товара.

-совершенствование материально-технической базы в РФ

-исследование потребительной стоимости товара

-совершенствование экспертных методов оценки и адаптация иностранных методик

-переход к нов системе оценки соответствия

-переход на технические регламенты

3.Ассортимент товара –совокупность т-ров, объед-ых по опред признакам. Ассортимент хар-ся структурой, широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления.

Показатели:

Ширина ассортимента – количество видов товара

Глубина – кол-во разновидн т-ра в рамках одной группы

Полнота –отнош фактич кол-ва т-ов к количеству т-ров в обязательном ассортим минимуме

Степень обновления –удельный вес новых товаров в общем объеме товаров, поступ в продажу

С целью анализа ассортимента управление ассортиментом, упрощение экспортно-имп опер учета регистр и учета товаров, т-ры классифицируются и кодируются.

Классификация тов-ов производится на основе фосетного или иерархич методов

Иерархич метод предполагает послед деление тов-ов на соподченен подмножества (комплексы, подкомплексы, группы, подгруппы…)

Преимущества:

1)возможность группировки объектов по большинству признаков

2)высокая информационная насыщенность

Недостатки: грамоздкость

Фосетн – предусматривает параллельное разделение множества по 1 признаку на отдельные независимые друг от друга группировки (фасеты)

Преимущества: Гибкость, удобство использования.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков м/у объектами разных фасетах.

Классиф пров-ся по правилам:

1) признаки класс должны быть значимыми, логически выдел-ми, хар-ми товара.

2) На каждой ступени должен быть только 1 классификационный признак

3) Иерарх классиф начин с наиб общих признаков, переходя к более узким и мелким

4) Метод классифик должен соглас с целью использ-я классивикации.

Ассортимент потребительских тов подразделяется на группы – по местонахождению( различают промышленный и торговый ассортимент), на подгруппы – по широте и глубине охвата тов(различают простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный ассортименты) , на виды – по степени удовлетворения потебностей(рациональный и оптимальный ассортимент), на разновидности – по хар-ру потребностей.(реальный и прогнозируемый ассортимент)

Виды ассортимента товаров:

1) Т-ры ср-ва пр-ва: расходуемая в процессе эксплуатаии и расходующая свой ресурс

2) Т-ры потребительские: продовольственные; не продовол.; лекарства

Товары бывают:

-средства производства

-товары народного потребления

Ассортимент бывает производственный и торговый.

4. Классификация и кодирование товаров: понятие, методы и правила, применение в народном хоз-ве

Сист классифик - совокупность всех классифик группир, выделенных по особым правилам.

В рамках изучения товаровед исп-ся торгово-товаровед классификац. В ней товары делятся на продовольственные и непродовольственные (21 гр)

В каждой группе выд-ся товарные группы. Для деления исп-ся разл признаки: назначение (строит т-ры, одежно-обувные), материалы изготовления, спос пр-ва. Сущ-ет система класс по потреб комплексам.

Для вопросов управления в народном хоз-ве исп-ся общероссийский классификатор продукции (ОКП). ОКП входит в един систему классификации и кодир-я техно-экономич и социальной информации.

Классифик предназнач для обеспечения достоверности, сопоставимости, автоматизир обраб информ о продукции в разных сферах деят-ти (экономика, статистика…)

ОКП предст собой систематизированный свод кодов и наименований группировой продукции, построенных на основе иерарх сист классифик.

ОКП имеет 5-ступенчатую иерарх классифик с цифровой десятичн системой кодирования.

На 1 ступени располагаются классы продукции, на 2 подклассы. 3 – группы, 4 – подгруппы, 5 – вид продукции.

Каждая позиция ОКП имеет 6-ти значн цифр код, однозн контр число и наименование группы продукции.

Коды 2х и 5ти разрядных группир продукции дополн нулями до 6 разр и запис-ся с интервалами между 2 и 3 разрядами.

Классифик родукции может быть заверш на 3, 4 или 5 ступ классифик деления. Если какие-либо виды продукции делятся на типы, марки, модели, то для их отраж исп-ся отрасл классифик продукции.

Наши рекомендации