Типы, функции и классификация предприятий автосервиса.
Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановую отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные (АТП), авторемонтные (АРП), автообслуживающие и терминалы. Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основная задача АТП – осуществление автомобильных перевозок собственным транспортом. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регуляторного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей. По своему назначению АТП можно разделить на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности (по виду собственности) различают АТП общего пользования, ведомственные, акционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные. Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Их создают в небольших городах и населенных пунктах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных (грузовых и пассажирских) предприятий. Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой помощи, АТП, осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д. Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия. Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняет также работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий, объединенных по кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы по кооперации создают в местах скопления грузов и пассажиров, они обеспечивают перевозки, хранение, ЕО, а в некоторых филиалах производят мелкий ремонт и ТО-1. Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Авторемонтные предприятия можно подразделить на авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них – авторемонтные заводы, на которых выполняют капитальный ремонт полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируют, непригодные – заменяют новыми. Затем автомобили вновь собирают. Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и др. Базы централизованного технического обслуживания автомобилей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилей небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов (например, двигатель, коробка передач, задний мост и т.д.). Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации – обслуживать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Гаражи-стоянки – это предприятия, главная задача которых – хранения автомобилей. Обычно такие гаражи бывают домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей. Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Автозаправочные станции – предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом бензином и дизельным топливом. На АЗС можно производить дозаправку или замену моторного масла, долив воды, подкачку шин, а также продавать консистентные и моторные масла, тормозную жидкость, запасные части и др. Терминалы – транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относят автовокзалы и автостанции, а к грузовым – грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы. Автовокзалы создают, для обслуживания междугородных пассажирских перевозок. Грузовые станции создают в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабатываются (сортируются) и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя. Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку получателю грузов, поступивших в контейнерах. Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.
4. Конструкции, работа и расчет клиноременной передачи.
Основные параметры клиновых кордшнуровых ремней – форму и размеры определяют в соответствии с ГОСТ 1284.1-89, ГОСТ 1284.2-89, а размеры шкивов – по ГОСТ 20889-88. Сечение ремня выбирают в зависимости от передаваемого момента. В приводах сельскохозяйственных машин используют ремни сечений Z, A, B, C и D. Проектный расчет передачи ведут по допустимой мощности, передаваемой одним ремнем: Рр = Р0СαСuCLCp, где Р0 – допустимая мощность, кВт, передаваемая одним ремнем при u = 1, v = 10 м/с; Сu – коэффициент, учитывающий передаточное число; CL – коэффициент, учитывающий длину ремня. Коэффициент, учитывающий длину ремня, определяют по формуле СL = , где L0 – базовая длина клинового ремня. Требуемое число ремней в передаче z ≥ , где Р – передаваемая мощность (всеми ремнями), кВт; Cz – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями. Предварительное число ремней z/ = Р / Рр. Рекомендуют принимать z ≤ 6, поскольку из-за погрешностей изготовления длина ремней разная и нагрузка между ними распределяется неравномерно.