Способы соединения элементов металлоконструкций
Наиболее широкое применение в мостостроении получили монтажные соединения на сварке, на высокопрочных болтах и комбинированные болтосварные. Заклепочные соединения теперь на монтаже пременяют исключительно редко1.
Область применения сварных соединений—это стыки сплошностепчатых главных балок и элементов ортотропных плит. Стык главной балки двутаврового поперечного сечения (рис. 26.5), разработанной Институтом электросварки (ИЭС) им. Е. О. Пато- на с учетом наложения всех стыковых швов автоматами под слоем флюса, выполняют в следующем порядке. Выверяют с применением геодезического контроля положение монтажных элементов балок в плане и профиле, добиваясь совмещения кромок нижних поясов в стыке и заданного (по кривой строительного подъема) угла перелома осей элементов в профиле, а также прямолинейности их в плане. Затем по месту уточняют размеры вставок, изготовляемых иа заводе с припуском на последующую обрезку при подгонке. Привэривают выводные планки и с помощью сварочного автомата ТС- 17МУ (см. п. 25.1) накладывают горизонтальный шов в стыке нижнего пояса; поперечные размеры автомата диктуют ширину проема в стенке, т. е. ширину d\ вставки 1 (около 400 мм). После этого устанавливают и закрепляют вставку и заваривают два вертикальных стыковых шва стенки. Сварку вертикальных стыков ведут по разработанному ИЭС методу принудительного формирования шва, его сущность состоит в том (рис. 26.6), что сварочная ванна, образуемая в 10—12 мм зазоре между соединяемыми листами, ограждается медными накладками, с одной стороны шва неподвижной, а с другой — подвижной; причем для ускорения процесса сварки во внутренних полостях накладок циркулирует охлаждающая вода. Сваривают под слоем флюса автоматом типа А-820М, перемещающимся вертикально вместе с ползуном с помощью зубчатой рейки. После наложения вертикальных швов подгоняют по месту вставку 2 и автоматом ТС-17 МУ заваривают два стыковых шва верхнего пояса. Угловые швы накладывают по верхнему и нижнему поясам в местах вставок / и 2 посредством полуавтоматической сварки в среде углекислого газа.
При монтаже пролетных строений отличительная особенность устройства сварного стыка балки — необходимость выверки монтажных элементов, т. е. приведения их в проектное положение. Для
этой операции применяют домкраты, устанавливаемые по концам элементов на вспомогательные опоры или подмости. Поскольку устройство вспомогательных опор в пролетах моста связано с повышенными материальными затратам^, пролетные строения со сварными соединениями монтируют чаще на насыпях подходов, где вспомогательными опорами могут быть деревянные клетки или бетонные тумбы, а затем устанавливают в пролет продольной передвижкой.
Сложная и наименее освоенная нз перечисленных операций — это сварка вертикальных стыков; возникновение дефектов в швах при этом наиболее вероятно. Для обеспечения качества сварки нужны тщательный подбор сварочных материалов и режимов сварки, а также обеспечение контроля соединений.
Технологический процесс устройства фрикционных соединений на высокопрочных болтах включает операции обработки контактных поверхностей, сборки соединений, постановки и натяжения высокопрочных болтов на нормативные усилия.
Цель обработки контактных поверхностей состоит в обеспечении нормативных коэффициентов трения f. Значения / тем выше, чем больше степень удаления прокатной окалины. Полное ее удаление достигается при пескоструйной (дробеструйной, дробеметной) обработке, чему соответствует /"=0,58, а частичное — при газопламенной(f=0.42). При необработанных поверхностях с прокатной окалиной коэффициент трения имеет наиболее низкое значение (/= = 0,35), причем для его обеспечения необходимо очистить поверхность от возможных загрязнений стальными проволочными щетками с электроприводом, растворителями и пр. Значения f и способ подготовки поверхностей указывают в проекте сооружения.
При пескоструйной обработке на поверхность металла воздействуют струей песчано-воздушной смеси, подаваемой под давлением. В качестве абразивного материала используют кварцевый или металлический песок, а при дробеструйной обработке — стальную дробь. Необходимое условие нормальной работы пескоструй- пых установок — применение сухого песка, для просушки которого наиболее удобны печи с вращающимся барабаном (рис.26.7). Песок, подаваемый в барабан по лотку, перемешивается благодаря наличию уголков, приваренных изнутри барабана, и перемещается вдоль печи. Скорость продольного перемещения регулируют путем изменения наклона печи в зависимости от влажности песка. Просушивается песок под действием пламени форсунки, работающей на жидком топливе. Выходной конец барабана выполнен в виде цилиндрического сита для отсеивания фракции крупнее 2,5 мм. Кварцевый песок используют для очистки однократно, а металлический песок и стальную дробь многократно. Пескоструйную очистку ведут при давлении сжатого воздуха 0,35—0,5 МПа.
Установка для пескоструйных работ (рис. 26.8) имеет фильтр (масловодоотделитель) для очистки поступающего от компрессора сжатого воздуха, пескоструйный аппарат, пистолет-распылитель с соплом, а также систему стальных трубопроводов и шлангов. Пескоструйный аппарат (рис. 26.9) представляет собой резервуар для песка, оснащенный сверху загрузочным бункером и клапаном, а снизу — патрубком для соединения резервуара с трубопроводом. Подача сжатого воздуха в верхнюю часть резервуара обеспечивает более интенсивное поступление песка из резервуара в трубопровод. Конусный клапан на время работы аппарата закрывают, а иа время его загрузки песком открывают.
Наиболее ответственная часть пистолета-распылителя (рис. 26.9)—его сменное насадка-сопло. Сопло должно иметь повышенную износостойкость при абразивном воздействии песчано-воздуш- нон смеси. Этому условию удовлетворяют минералокерамическне сопла; срок их службы 70—100 ч. При малых объемах работ применяют металлические сопла со сроком службы 1 —1,5 ч. Увеличение проходного диаметра сопла приводит к резкому увеличению расхода сжатого воздуха.
Расход песка составляет 0,05—0,10 м3 па 1 м2 очищаемой поверхности.
При пескоструйной очистке кварцевым песком необходимо защищать органы дыхания работающих от кварцевой пыли. Для этой цели служат скафандры со шлангами для подачи под скафандр избыточного количества очищенного сжатого воздуха. Пескоструйная
очистка в закрытых помещениях недопустима.
Огневую очистку контактных поверхностей выполняют пламенем кислородно-ацетиленовой горелки с последующим удалением продуктов сгорания мягкими проволочными щетками. В результате обработки с поверхности металла удаляются загрязнения и ржавчина, а также (частично) прокатная окалина, приводящая к некоторому повышению шероховатости поверхности.
Наиболее полная очистка достигается при восстановительном характере пламени, поэтому для работы горелки кислород подают наибольшем возможном количестве, пока пламя еще не гасиет. Необходимое давление кислорода составляет 0,5—0,6 МПа, ацетилена — 0,04—0,05 МПа. Скорость перемещения горелки поддерживают на уровне 1 м/мин, а ее наклон к поверхности металла — в пределах 40—45°. Для очистки применяют широкопламенпые горелки — «огневые щетки» (рис. 26.10). Расход материалов на 1 м2 очищаемой поверхности составляет в среднем кислорода 1 м3 и ацетилена 0,6 м3.
Очищенные поверхности нужно тщательно предохранить от загрязнений во избежание снижения коэффициентов трения. Поэтому срок хранения элементов от очистки контактных поверхностей до сборки соединений не должен превышать 3 сут. В случае загрязнения контактные поверхности должны быть очищены повторно. Это требование не распространяется на налет ржавчины, который может образоваться на поверхностях после их очистки. Не требуется также удалять с поверхностей влагу при попадании атмосферных осадков или конденсации водяных паров. Все эти правила основаны на результатах исследований, которые показали, что корродирование металла по контактным поверхностям происходит и в собранных соединениях при затянутых болтах вследствие проникновения водяных паров через остающиеся зазоры. Однако процесс корродирования здесь носит затухающий характер ввиду постепенного уплотнения зазоров продуктами коррозии, объем которых превышает объем исходного металла. Коррозия металла приводит к переработке прокатной окалины в ржавчину и повышению шероховатости; коэффициенты трения при этом становятся такими же,каки после пескоструйной обработки.
Поэтому развитие коррозии приводит к повышению коэффициентов трения, если поверхности были подвергнуты огневой обработке или очистке щетками; в случае же пескоструйной обработки коэффициенты трения остаются на том же уровне.
При наличии на контактных поверхностях влаги коэффициент трения будет несколько ниже (в среднем на 15 %). что должно быть принято во внимание в расчете соединений на действие монтажных нагрузок. Поскольку в дальнейшем влага химически связывается, образуя продукты коррозии, коэффициенты трения при расчете на эксплуатационные нагрузки не снижаются.
Перед сборкой соединений иа высокопрочных болтах удаляют с помощью пневматических наждачных машин заусенцы у монтажных отверстий и другие дефекты, препятствующие плотному прилеганию деталей. Сборку начинают с совмещения монтажных отверстий с помощью конических отправок (см. рис. 25.15, о). Затем положение соединяемых элементов фиксируют путем заполнения отверстий цилиндрическими пробками (см. рис. 25.15, б), номинальный диаметр которых равен диаметру отверстий, а число должно составлять не менее 10 % от числа отверстий в соединении. Далее свободные отверстия заполняют высокопрочными болтами, натягивают болты на нормативные усилия, после чего заменяют болтами ранее поставленные пробки. В связи с тем, что положение элементов определяется по совмещению отверстий, и, следовательно, геометрическая схема пролетного строения создается не на стадии монтажа конструкций, а на стадии их изготовления — в процессе образования монтажных отверстий. Этим исключается необходимость в инструментальных наблюдениях за положением монтируемых элементов, а такими наблюдениями контролируют только положение смонтированных конструкций с целью выявления возможных неточностей заводского изготовления. Наряду с возможностью быстрого закрепления элементов в проектном положениии это позволяет собрать без устройства вспомогательных опор в местах стыков, т. е. применять более экономичные навесные методы монтажа.
В элементах собираемых конструкций возникают усилия от монтажных нагрузок. После проектного натяжения всех болтов эти усилия воспринимаются болтовыми соединениями, а на предшествующих стадиях — комбинированными соединениями из высокопрочных болтов и пробок. При этом, расчетное сопротивление пробки принимают таким же, как и у монтажной заклепки, а сопротивление болта—уменьшенным на 15 % в сравнении с сопротивлением в период эксплуатации пролетного строения. Такое снижение отражает понижающее влияние на значения коэффициента трения, возможного в период монтажа увлажнения контактных поверхностей.
Высокопрочные болты могут быть натянуты на проектные усилия двумя способами, отличающимися методом регулирования усилий натяжения и технологией работ.
Первый способ основан на известной линейной зависимости между моментом закручивания и усилием натяжения болта.
Момент закручивания (в килоньютои-метрах):
Л1 = Л'Ас,
где N — усилие натяжения болта, кН; d — диаметр болта, мм,
к — коэффициент закручивания, принимаемый равным 0,17.
Таким образом, задача натяжения болта на заданное усилие решается натяжением его на заданный момент закручивания. Для натяжения применяют ручные динамометрические ключи, снабженные устройствами регистрации моментов закручивания (рис. 26.11, а). Приложенное к рукоятке усилие передается через рычаг на поршень гидроцилиндра; создаваемое при этом давление жидкости фиксируется гидравлическим манометром. Для определения соотношения между моментами закручивания и показаниями манометра ключ тарируют, устанавливая его в горизонтальном положении с подвешенным к рукоятке грузом Р, создающим заданный момент закручивания М — Pl. Такие же показания должны быть обеспечены и для натяжения болтов в процессе устройства соединений. Для уменьшения затрат труда болты натягивают в две стадии. На первой стадии применяют механизированный инструмент (пневматические гайковерты), и усилия натяжения при этом составляют50—90 % от проектных. На второй стадии болты дотягивают до проектных усилий динамометрическими ключами.
Второй способ регулирования усилий натяжения основан па зависимости между усилиями натяжения N и углами поворота гайки а. Установлены углы поворота, соответствующие проектным усилиям натяжения. Значения угла (в градусах) зависят от числа тел (листов), образующих соединяемый пакет:
Число тел в пакете от 2 до 7........................ а= 180
То же, 8 и больше..................................... а = 240
Допускаемое отклонение.......... ±30
Натягивают болт пневматическим гайковертом. Технологический процесс включает операции тарирования гайковертов и собственно натяжения болтов на монтаже. Первую операцию выполняют на тарировочном пакете из двух листов, плотно стянутых высокопрочными болтами. Пять свободных отверстий пакета заполняют тарировочными высокопрочными болтами, которые плотно натягивают ручным монтажным ключом с короткой рукояткой, обеспечивая тем самым плотный контакт между листами в зоне каждого болта. Затем, применяя пневматический гайковерт достаточной мощности (рис. 26.11, б) поворачивают гайки тарировочных болтов, регулируя давление воздуха в сети так, чтобы углы поворота гаек при прекращении их вращения составляли 180+30°. Углы поворота отсчитывают по рискам на сменной головке гайковерта. Протари- рованным гайковертом натягивают болты на монтаже, поворачивая гайки до прекращения их вращения при том же давлении сжатого воздуха.
Натяжение болтов пневматическими гайковертами обеспечивает механизацию процесса и снижение трудоемкости работ.
Контролируют усилия в болтах в первом случае динамометрическими ключами, устанавливая соответствие между расчетными значениями момента закручивания и их фактическими в момент трогания гайки с места, а во втором — протарированны- ми пневматическими гайковертами; признак достаточного натяжения —■ отсутствие вращения гаек.
Сравнивая монтажные соединения на сварке и высокопрочных болтах, можно отметить преимущество первых, состоящее в экономии металла, ввиду отсутствия стыковых накладок и ослабления сечений болтовыми отверстиями Вместе с тем технология и контроль качества сварных соединений более сложны и ограничивают применение эффективных навесных методов монтажа пролетных строений.
Компромиссное решение представляют комбинированные бол- тосварные соединения, когда стыки поясов балок выполняют на сварке, а стыки стенок — на высокопрочных болтах (рис. 26.12). Выкружки в местах перехода от стенки к полкам исключают концентрацию напряжений; образуемые выкружками проемы заполняют прокладками.
Устраивают болтосварной стык в следующем порядке. Монтируемый элемент заводят медсду стыковыми накладками I стенки, закрепленными к ранее смонтированному элементу при его укрупнительной сборке. Совмещают монтажные отверстия и фиксируют положение элемента путем постановки пробок. В свободные отверстия устанавливают высокопрочные болты. С помощью автомата ТС-17 МУ, оборудованного специальной удлиненной приставкой, сваривают стык нижнего пояса; при этом приставка проходит в проем стенки, сам же аппарат находится по одну сторону от стенки. Заваривают стык верхнего пояса, устанавливают прокладки и накладки 2, устанавливают и натягивают высокопрочные болты.
В связи е тем, что пояса стыкуются на сварке и ослаблений не имеют, расход металла на конструкции с болтосварнымп соединениями лишь ненамного больше, чем при сварных соединениях. В то же время по технологии монтажа болтосварные соединения обладают преимуществами болтовых, в частности, они применимы при навесных методах монтажа. Благодаря сочетанию преимуществ сварных и болтовых соединений, болтосварные стыки представляют весьма рациональное решение.