По учебной (производственной) практике

Учебная практика

2.1 Задачи практики

Основной задачей учебной (ознакомительной) практики является:

− ознакомление со структурой современного предприятия и принципами его управления, с основными и вспомогательными службами;

− знакомство с элементами планирования, с организацией производства и технико-экономическими показателями на примере одного из цехов, анализ экологической безопасности производства;

− изучение различных схем изготовления полуфабрикатов и готовой продукции с использованием в качестве первичных операций ковки, проката, литья и т.д.;

− знакомство с методиками контроля качества материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, овладение некоторыми методиками контроля и исследования.

2.2 Организационные вопросы

2.2.1 Базы практики

В качестве баз учебной (ознакомительной) практики используются предприятия различного типа:

− крупные металлургические заводы или комбинаты, выпускающие в широком ассортименте термически обрабатываемую продукцию и имеющие в своем составе термические цехи, отделения, участки поверхностного упрочнения, нанесения покрытий;

− машиностроительные заводы любого профиля с большой номенклатурой термически обрабатываемых деталей с разнообразными технологическими процессами;

− передовые заводы цветной металлургии различного профиля (заводы по производству и обработке цветных металлов и сплавов);

− предприятия порошковой металлургии.

2.2.2 Оформление на предприятие

Оформление производится через отдел кадров, отдел практики или отдел технического обучения предприятия. На весь период практики студентам назначается руководитель из числа ИТР цеха или отдела. Руководители практики составляют план общезаводских мероприятий по ознакомлению студентов с предприятием и график работы каждого студента на весь период практики. Перед началом практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности, после чего оформляется соответствующий документ. Только после прослушивания инструктажа по технике безопасности студент может получить пропуск и получает право входа на территорию предприятия в соответствующие цехи.

2.2.3 Подготовка отчетной документации

С первого дня практики студент ведет дневник, куда ежедневно вносит результаты личных наблюдений, данные о своей производственной деятельности, материалы прослушанных бесед, лекций, выписки из инструкций, технических условий и другой документации.

Хронологически записанные в дневнике материалы при составлении отчета систематизируются в соответствии с программой практики по разделам. При использовании для отчета технических инструкций предварительно следует лично проследить выполнение их в практической деятельности цеха, провести хронометраж операций, по возможности самому выполнить работы в соответствии с инструкцией. При составлении отчета следует использовать техническую литературу, рекомендованную руководителем практики. Полученные литературные сведения помогут студенту проанализировать действующие в цехе технологические процессы и разобраться в особенностях имеющегося в цехе оборудования.

Отчет иллюстрируется эскизами или чертежами, схемами грузопотоков, эскизами типовых деталей или инструмента. Эскизы должны быть составлены аккуратно, технически грамотно, с указанием основных размеров и характеристик. Отчет должен быть написан грамотно и аккуратно в соответствии с требованиями. Текст пишется на одной стороне листа. По тексту отчета делаются ссылки на соответствующие рисунки, таблицы и литературные источники. Студент должен работать над отчетом систематически в течение всего срока практики. Отдельные разделы отчета по вопросам общезаводского характера составляются и сдаются для проверки руководителю практики от предприятия не позднее, чем через три для после окончания пребывания в том или ином отделении, участке, цехе или после проведения экскурсии. Отчет должен быть полностью написан и оформлен на предприятии не позднее, чем за неделю до окончания практики. Все отчетные материалы должны быть проверены и подписаны руководителем практики от предприятия. Подпись руководителя заверяется отделом технического обучения. Полностью оформленные отчетные материалы передаются руководителю практики от кафедры.

Студенты защищают отчет перед специально организованной комиссией по возвращении в институт. Отчет должен содержать заполненный и подписанный бланк задания на практику (выдается руководителем от кафедры перед прохождением практики), а также отзыв руководителя практики от предприятия о выполненной студентом работе с указанием оценки и подписью, заверенной отделом кадров или отделом технического обучения.

2.3 Вопросы общезаводского характера

2.3.1 Общее знакомство с предприятием

Характер предприятия. Роль и место предприятия в народном хозяйстве РФ. Номенклатура основной продукции, выпускаемой заводом (прокат, полуфабрикаты, готовые изделия, запасные части и т.п.). История завода. Обоснование выбора места расположения завода. Снабжение завода сырьем, топливом и водой. Динамика и перспективы дальнейшего развития. Структура завода (общая планировка, состав и характеристика цехов, служб). Технологическая взаимосвязь цехов и служб завода. Структура управления предприятием.

Экскурсия в музей предприятия.

2.3.2 Ознакомление с цехами предприятия

Студенты знакомятся с цехами металлургическими, механообрабатывающими, сборочными (вспомогательные цехи завода – по усмотрению руководителя).

Вопросы для ознакомления с цехом. Назначение цеха. Характер выпускаемой продукции. Место цеха в системе предприятия. Основные отделы и участки цеха. Оснащение и размещение оборудования. Принципиальные схемы осуществляемых в цехе технологических процессов. Факторы, определяющие качество выпускаемой продукции. Основные технико-экономические показатели работы цеха.

Производственные загрязнения. Мероприятия, проводимые цехом для улучшения экологии производства.

Методика экскурсионного ознакомления студентов с цехом:

− инструктаж по технике безопасности;

− лекция руководителя экскурсии, цель которой состоит в знакомстве студентов со структурой цеха, системой управления, основными элементами оборудования цеха и принципами технологических процессов;

− проведение экскурсии по цеху;

− собеседование студентов с руководителями экскурсии или руководителями практики. Рассмотрение недостаточно освещенных в лекции или непонятных студентам вопросов;

− работа в техническом отделе цеха, просмотр технологической документации, чертежей;

− составление краткого отчета.

На экскурсию по каждому цеху отводится полный рабочий день, а для крупных цехов – два рабочих дня.

2.3.3 Отделы и службы предприятия

Рассматриваются: отдел технического обучения, отдел техники безопасности, отдел главного металлурга, отдел главного технолога, отдел технического контроля и центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ).

Общие вопросы для каждого из рассматриваемых отделов. Основные задачи и функции отдела. Права и обязанности. Характер выполняемых работ. Технологическая и административная подчиненность. Взаимосвязь между отделами. Связь с цехами и лабораториями. Основные критерии оценки работы каждого отдела.

Дополнительные вопросы по отделам стандартизации и службе контроля качества. Классификация стандартов (ГОСТов и технических условий). Значение стандартов в условиях данного предприятия. ГОСТы и технические условия, определяющие работу входного контроля. Стандарты, нормативы и документы, используемые при разработке технологических процессов термической обработки деталей и заготовок, при контроле качества полуфабрикатов и готовой продукции.

2.3.4 Вопросы охраны труда и противопожарной безопасности

Общие положения. Задачи и организация службы техники безопасности в условиях предприятия. Задачи и функции отдела техники безопасности непосредственно в цехах на примере одного из термических цехов. Ежегодные плановые мероприятия по охране труда в общем по заводу и конкретно по термическим цехам. Мероприятия по технике безопасности в зоне действия подъемных и транспортных установок, печного оборудования, печей-ванн, электрооборудования и т.п. Правила техники безопасности при запуске, работе и остановке печного оборудования. Особенности работы с печами-ваннами (соляными, щелочными и др.). Индивидуальные защитные приспособления при работе у печей и с расплавами солей и щелочей. Подробное изучение цеховых инструкций по технике безопасности одного-двух термических участков или отделений. По согласованию с отделом техники безопасности студент привозит экземпляр инструкций по технике безопасности.

Производственный травматизм. Виды травматизма. Причины травматизма в термических цехах. Мероприятия по предупреждению травматизма.

Производственные вредности. Профессиональные заболевания. Факторы, способствующие возникновению профессиональных заболеваний. Нормы размещения оборудования в цехе. Вентиляция и освещение.

Пожарная опасность и противопожарные мероприятия. Возможные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Особенности термических цехов. Наиболее опасные в пожарном отношении участки работы. Мероприятия по предупреждению пожаров: сигнализация, пожарная охрана, пожарные посты, противопожарные приборы, приспособления

Производственная практика

3.1 Задачи практики

Помимо задач, перечисленных в разделе 2.1, при прохождении производственной практики студенты должны:

− изучить вопросы специализации: основные операции термической обработки в связи с общей технологической схемой изготовления деталей и полуфабрикатов, анализ различных режимов обработки и их влияние на эксплуатационные и технологические свойства материалов, методы исследования и испытания материалов;

− приобрести производственные навыки по выполнению процессов термической обработки, по обслуживанию основных и вспомогательных агрегатов в термических цехах или освоению навыков лаборанта в одной из лабораторий завода;

− собрать материалы для выполнения курсового проекта по проектированию термических цехов и выпускной работы.

3.2 Вопросы общезаводского характера

Организационные вопросы и вопросы общезаводского характера являются общими для учебной (ознакомительной) и производственной практики.

3.3 Вопросы специализации

3.3.1 Организация службы термической обработки на предприятии

Относительный объем термически обрабатываемых деталей по отношению к общему количеству изготавливаемых на предприятии деталей. Полуфабрикаты, типы деталей, подвергающихся на заводе термической обработке, назначение термической обработки. Классификация термически обрабатываемых деталей по назначению, способу изготовления и характеру термической обработки.

Схема организационно-производственной структуры термического производства предприятия. Перечень основных термических цехов и отделений (участков) при других цехах. Основное назначение каждого из них, место, занимаемое цехом в системе завода, тип обрабатываемой продукции (заготовки, полуфабрикаты, готовые детали или инструменты).

Смежные и вспомогательные цехи, обслуживающие данный термический цех или отделение.

Административное управление цехами и участками.

3.3.2 Техническая документация

Краткое ознакомление с разновидностями действующей на предприятии технической документации, определяющей весь технологический процесс изготовления, термообработки и контроля качества выпускаемой продукции. Действующие на предприятии положения по разработке новой технической документации. Порядок согласования, утверждения, контроля над выполнением технических инструкций на рабочих местах. Порядок внесения изменений в техническую документацию.

Нормативы, стандарты, используемые при разработке технической документации на различные операции термической обработки. Экономические расчеты, проводимые при разработке технологических процессов. Использование компьютерной техники при разработке технологической документации и расчете загрузки оборудования, при определении экономической эффективности. Внедрение новых форм технологической документации в аспекте использования компьютерной техники.

Роль отдела главного металлурга и ЦЗЛ в обеспечении технического руководства службой термической обработки.

3.3.3 Термический цех

При знакомстве с термическим цехом освещаются следующие вопросы:

− назначение цеха, характер обрабатываемой продукции, структура цеха, схема управления, элементы САПР;

− отделения и участки цеха, их назначение, оснащенность, основное и вспомогательное оборудование, его размещение (эскиз);

− грузопотоки, поступление металла, заготовок из смежных цехов, отправление продукции из цеха, грузопотоки внутри цеха;

− основные процессы термической обработки, проводимые в цехе. Назначение и практическое осуществление каждой операции (в зависимости от изделия и марки стали или сплава). Примеры предварительной и окончательной термической обработки. Анализ отдельных операций и режимов термической обработки.

− вопросы техники безопасности в термическом цехе, отделении, участке; наиболее опасные операции; мероприятия по борьбе с травматизмом;

− техническая документация, на основании которой проводятся операции термической обработки. Нормативы и ГОСТы используемые при расчете технологических процессов. Порядок хранения, обновления срока действия, порядок внесения изменений;

− методы контроля качества металла применяемые в цехе (контроль твердости, макро- и микроструктуры, деформации, коробления, уровня остаточных напряжений). Дефектоскопия изделий и другие методы неразрушающего контроля. Оборудование для цехового контроля заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции;

− виды брака, причины брака, брак исправимый и окончательный, мероприятия по предотвращению и устранению брака;

− организация планово-предупредительного и капитального ремонта, а также текущего обслуживания оборудования;

− проводимые в цехе работы по предотвращению загрязнения атмосферы и водоемов отходами термического производства, повышение экологической чистоты производства;

− вопросы планирования, экономики, организации работы цеха.

3.3.4 Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ)

Назначение и функции лаборатории. Роль лаборатории в обеспечении продукции высокого качества. Организационная структура, схема управления. Основные и вспомогательные подразделения и лаборатории. Организация службы техники безопасности в лаборатории

Вопросы для изучения подразделений ЦЗЛ.

− Назначение лаборатории. Оснащение лаборатории. Организация работы в описываемом подразделении ЦЗЛ. Примеры проводимых работ. Контрольные, экспертизные и исследовательские работы. Технические условия, ГОСТы, контрольные шкалы и эталоны, используемые при оценке качества материалов. Новейшие методы контроля, используемые на заводе.

− Планирование и основные показатели работы ЦЗЛ. Взаимосвязь между подразделениями ЦЗЛ и связь с другими отделами завода (отделом главного металлурга, отделом стандартизации, отделом технического контроля, отделом эксплуатации). Взаимосвязь с цехами.

При рассмотрении структуры ЦЗЛ более подробно изучаются следующие подразделения: металлографическая лаборатория, термическая (если она является отдельной структурной единицей), механическая, металлофизическая, лаборатория стендовых испытаний и другие, связанные с определением качества металла, заготовок, полуфабрикатов и готовой продукции. Рассматриваются также цели и функции цеховых лабораторий.

Термическая лаборатория.

− Оснащение лаборатории, эскиз размещения оборудования. Нагревательные устройства, типы, конструкции и основные характеристики лабораторных печей сопротивления (трубчатые, шахтные, камерные и др.). Материал металлических нагревателей (марка, состав). Конструкции лабораторных печей с неметаллическими нагревателями. Для всех печей указать индекс, рабочие характеристики, диапазон рабочих температур. Описание печей сопровождается эскизами. Использование различных типов печей при выполнении операций термической обработки. Конструкция печей-ванн (электродные, ванны с внутренним и внешним обогревом). Составы расплавов ванн для типовых режимов термообработки. Составить таблицу используемых в лаборатории составов (табл. 2.1).

Табл. 2.1.

Состав ванны Температура плавления Диапазон рабочих температур Условия раскисления
       

− Оборудование для охлаждения образцов. Используемые закалочные среды. Другие виды основного и вспомогательного оборудования, имеющегося в лаборатории.

− Взаимосвязь с другими отделами и лабораториями. Разновидности контрольных и исследовательских работ, проводимых в лаборатории. Порядок назначения режимов термообработки. Нормативы, используемые при определении продолжительности нагрева и выдержки образцов различного размера. Имеющаяся в лаборатории техническая документация, определяющая проведение различных операций.

− Организация труда в лаборатории. Вопросы техники безопасности при работе в термической лаборатории.

При работе в термической лаборатории студент фиксирует проведенные в лаборатории режимы по следующей схеме: наименование или тип деталей, основные габариты деталей или образцов, марка стали или сплава, способ изготовления (отливка, поковка, прокат), цель термической обработки, условия нагрева и охлаждения, порядок контроля (твердость, макро- и микроструктура).

Металлографическая лаборатория.

При ознакомлении с работой металлографической лаборатории необходимо изучить разновидности контрольных работ и исследований, проводимых в данном подразделении ЦЗЛ. В период работы в лаборатории студент должен проанализировать влияние состава, термической обработки и других факторов на макро- и микроструктуру материалов.

− Назначение лаборатории. Наличие механической мастерской, специального участка для подготовки образцов, вырезки проб, изготовления темплетов. Оборудование участка. Шлифовальные и полировальные станки, их характеристики. Приспособления для сушки образцов.

− Участок для горячего травления, плиты, вытяжные шкафы. Вопросы техники безопасности на рассматриваемых участках. Электрополирование (описание и эскиз установки).

− Микроскопный зал. Типы микроскопов. Принципиальная схема микроскопов. Полезное увеличение, достигаемое на микроскопах различного типа. Возможности оптической металлографии. Оборудование для вакуумной металлографии. Электронная микроскопия. Области применения оптической и электронной микроскопии.

− Анализ макроструктуры. Цель и области применения метода. Разновидности выявляемых дефектов (флокены, ликвации, подкорковые пузыри, пористость и др.). Порядок отбора проб и изготовления темплетов. Методика травления. ГОСТы, контрольные шкалы, эталоны, технические условия, используемые при оценке качества металла.

− Анализ изломов. Использование излома в качестве контрольного параметра. Разновидности и классификация изломов. Критерии оценки. Примеры имеющихся на предприятии контрольных шкал для оценки качества термообработки с использованием излома (например, оценка качества термически обработанных литых сплавов, перегрев и обезуглероживание при термообработке).

− Анализ микроструктуры. Рассматриваются следующие виды микроанализа:

контроль неметаллических включений (оксиды, сульфиды, силикаты и др.);

контроль высокоуглеродистых сталей на карбидную неоднородность, выявление карбидной ликвации и карбидной сетки;

определение глубины обезуглероженного слоя на различных этапах технологического процесса изготовления и термической обработки изделий;

определение степени развития строчечной структуры после горячей пластической деформации и последующей термообработки;

определение величины зерна (действительное после конкретных режимов термической обработки и наследственное, характеризующее склонность к росту аустенитного зерна при нагреве);

определение глубины и характера диффузионных слоев после различных видов химико-термической обработки и нанесения покрытий;

определение избыточных фаз специальных сталей;

определение характера, глубины залегания различных дефектов, например, трещин;

контроль микроструктуры чугунов по характеру графитной составляющей, по строению металлической основы;

При ознакомлении с каждым методом испытания необходимо предварительно изучить ГОСТы, технические условия на проведение соответствующих испытаний. Следует подробно описать требуемый порядок отбора проб, методику эксперимента, критерии оценки, используемые контрольные шкалы. По договоренности с руководителем лаборатории желательно приложить к отчету соответствующие шкалы, которые будут использоваться в учебном процессе, как иллюстративный материал.

Механическая лаборатория.

В период работы в лаборатории студент должен освоить технику определения основных механических характеристик материалов. Студент должен также проанализировать влияние состава, структуры, термообработки и других факторов на уровень механических свойств.

− Основные виды контрольных испытаний, проводимых в лаборатории. Оборудование механической лаборатории. Основные типы приборов, машин, установок. Основные характеристики машин и приборов. Основные методики проведения механических испытаний (определение твердости, испытания на одноосное растяжение, сжатие, кручение, изгиб и т.д.). Испытания при повышенных и отрицательных температурах. ГОСТы и технические условия, определяющие порядок и методику испытаний. Форма и размеры образцов для различных видов испытаний. В отчете приводятся эскизы образцов с указанием соответствующих ГОСТов.

− Порядок поступления проб и образцов на испытания. Порядок оформления документации на поступающие образцы и порядок выдачи документации.

− Другие виды испытаний, проводимые в лаборатории (вязкость разрушения, износостойкость, трещиностойкость и др.). Наличие в лаборатории стендов для натурных испытаний.

Лаборатория физических методов исследования.

− Перечень методов исследования и контроля, используемых лабораторией (методы электросопротивления, дилатометрический, магнитный, рентгеноструктурный). Сущность методов, принципиальные схемы установок, цели и задачи методов.

− Дефектоскопия сплавов (просвечивающая, магнитная дефектоскопия, ультразвуковой метод, метод вихревых токов и др.).

− Неразрушающие методы контроля. Экономические и технологические преимущества.

− Тематика исследовательских работ, проводимых с использованием физических методов.

Теплотехническая лаборатория.

− Назначение лаборатории.

− Типы контроля измерительных приборов в лаборатории. Принципы их действия.

− Связь лаборатории с цехами.

Подготовка отчета, порядок оформления и защита проводятся в соответствии с правилами, указанными в разделе 2.2.3 данной программы.

Преддипломная практика

4.1 Задачи практики

К задачам преддипломной практики относятся:

− углубление теоретических знаний и практических навыков в области термической обработки сталей и сплавов;

− овладение современными методами исследования и контроля металлов и сплавов;

− изучение структуры и организации научной работы в целом по институту или в одном из структурных подразделений института. Знакомство с планированием и подготовкой к экспериментальным работам, с методами контроля и порядком отчетности;

− подготовка к выполнению дипломной работы (обзор литературных источников по тематике выпускной работы, выбор и освоение методики эксперимента, подготовка материалов и образцов, выполнение поисковых экспериментов).

4.2 Организационные вопросы

4.2.1 Базы практики

Базами проведения преддипломной практики являются: научно-исследовательские институты различного профиля (академические, технологические, отраслевые), кафедры и лаборатории УрФУ и других учебных институтов, технологические и исследовательские подразделения при крупных предприятиях.

4.2.2 Трудовая дисциплина

В период практики студент подчиняется всем правилам внутреннего распорядка университета наравне со штатными работниками. О нарушениях дисциплины руководитель практики сообщает руководству кафедры.

В течение всего времени прохождения преддипломной практики студенты участвуют в работе научных семинаров, заседаний, производственных совещаний научного подразделения, где студенты проходят практику.

4.3 Содержание преддипломной практики

4.3.1 Вопросы общего знакомства с институтом или структурным подразделением института

− Категория института, его основные задачи, порядок финансирования. Структура института или подразделения. Основные отделы и лаборатории. Схема управления отдельными структурными подразделениями, взаимосвязь между подразделениями института.

− Порядок определения штатного расписания. Нормативное и фактическое соотношение между научными кадрами высшей и средней квалификации и техническим персоналом. Формы повышения квалификации научных кадров и технического персонала.

− Наличие в рассматриваемом структурном подразделении института выпускников УрФУ.

− Планирование и учет затрат на выполнение научно-исследовательских работ. Нормативы, применяемые для планирования исследований (нормативы времени, расхода материалов и т.д.). Использование сетевого планирования.

− Координирование научно-исследовательских работ с головным научным учреждением или организациями, привлекаемыми для выполнения НИР.

− Используемые источники информации для выполнения НИР на отдельных стадиях.

− Использование современных методов обработки результатов эксперимента.

− Методы промежуточного контроля работы и поэтапной отчетности. Отчетность по законченным работам. Использование результатов выполненных научно-исследовательских работ в промышленности.

− Методы определения экономической эффективности проводимых научно-исследовательских работ. Особенности учета эффективности при внедрении результатов исследований.

− Вопросы патентоспособности выполняемых научно-исследовательских работ.

4.3.2 Вопросы организации техники безопасности и охраны труда

− Организация и обслуживание рабочих мест исследователей, использование компьютерной техники.

− Существующая документация по безопасным приемам работы на установках и приборах лаборатории. Составление и порядок утверждения инструкций. Порядок проведения инструктажа по технике безопасности. Периодичность повторного инструктажа. Противопожарные мероприятия.

4.3.3 Тематика работ изучаемого структурного подразделения

− Название проблемы. Когда и кем сформулирована проблема. Является ли она логическим продолжением ранее разрабатываемой тематики. Теоретическое и практическое значение разрабатываемых проблем.

− Технико-экономическое обоснование постановки работы. Предприятия, заинтересованные в данной теме. Основные направления и ожидаемый эффект работы.

4.3.4 Основные научно-исследовательские подразделения

− Детальное описание лаборатории, являющейся основным местом практики. Знакомство с остальными лабораториями может быть осуществлено в процессе экскурсии.

4.3.5 Методы исследования

Подробное описание нескольких современных методов исследования с проработкой следующих вопросов:

− Сущность метода, его задачи и области применения. Описание прибора и его принципиальная схема. Характер информации, получаемой при работе с описываемым прибором.

− Подготовка материалов для исследования. Порядок работы. Обработка результатов эксперимента. Надежность результатов, определения ошибки эксперимента. Конкретные примеры задач, выполненных с использованием описываемого метода и использование метода в дипломной работе. Личное освоение методики работы на описываемом приборе.

Перечень методов, с которыми студент должен ознакомиться, определяется руководителем практики.

− Дилатометрический метод. Сущность метода и его задачи. Типы существующих приборов. Разновидности дилатометров, имеющихся в лаборатории. Принципиальная схема и описание устройства каждого из них. Целесообразность применения каждого типа прибора. Образцы для эксперимента (в отчете приводится эскиз с указанием размеров и точности изготовления). Методика эксперимента и обработка результатов.

− Рентгеновские методы контроля и исследования. Разновидности методов (дефектоскопия, рентгеноструктурный и спектральный анализ). Способы регистрации. Задачи, решаемые данными методами. Типы рентгеновских аппаратов, имеющихся в лаборатории. Их различие, области рационального использования. Назначение рентгеновских приставок. Рентгеновский микроанализатор. Принципиальная схема, устройство, назначение и возможности аппарата. Примеры задач, решаемых в лаборатории с использованием рассматриваемых методов.

− Электронномикроскопический метод. Типы современных электронных микроскопов, их основные характеристики. Принцип работы, основные детали конструкции. Приемы и правила эксплуатации приборов. Основные вопросы, решаемые при помощи рассматриваемого метода. Методы препарирования объектов. Расчет и применение дифракционных картин. Области применения электронного микроскопа в данной лаборатории. Перспективы использования рассматриваемого метода в дипломной работе студента.

− Механические испытания. Типы установок для механических испытаний, их назначение. Образцы и правила проведения испытаний.

− Методы изучения физических свойств металлов и сплавов. Типы приборов для изучения физических свойств металлов и сплавов. Магнитометры, коэрцитиметры, установки для определения электросопротивления, внутреннего трения и др. Назначение и основные характеристики. Образцы и их подготовка. Приемы и правила работы на приборах. Обработка экспериментальных данных.

Другие методы исследования описываются в соответствии с приведенной схемой.

4.3.6 Подготовка к выпускной работе

За период преддипломной практики студент должен выполнить следующие работы.

− Подбор материалов по теоретическому и технико-экономическому обоснованию постановки работы.

− Написание литературного обзора по тематике дипломной работы, отражающего современное состояние вопроса по намеченной теме.

− Задачи эксперимента и выбор методов исследования. Составление плана работ.

− Детальное изучение правил техники безопасности и охраны труда на приборах, используемых при выполнении работы. Сдача зачета на право работы.

− Подготовка материалов и образцов для эксперимента.

− Описание приборов и методики эксперимента. Овладение техникой эксперимента.

− Выполнение некоторых разделов согласно намеченному плану работы. Анализ результатов. Оформление отчета по выполненной части работы. Подготовка сообщения или доклада.

Подробный план и задачи выпускной работы определяются индивидуальным заданием, которое составляется руководителем практики по согласованию с руководителем дипломирования (если это разные лица) и утверждается заведующим кафедры. В индивидуальном задании определяются также формы и объем работы по вопросам общего знакомства с организацией и постановкой научной работы в данном институте или его структурном подразделении. Результаты преддипломной практики в виде сообщения по тематике дипломной работы докладываются на студенческой научно-практической конференции.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени

первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра «Термообработка и физика металлов»

Оценка работы_________________

Руководитель от УрФУ_________________

ТЕМА ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ

ОТЧЕТ

по учебной (производственной) практике

Руководитель от предприятия ______________________ ФИО руководителя

Студент _______________________ ФИО студента

Специальность (направление подготовки) _____________________________

Группа _____________________________

Екатеринбург

201_

Наши рекомендации