Формирование объема конуса с помощью взаимно
перпендикулярных секущихповерхностей
Цель:ознакомиться с методом секущих плоскостей.
Задачи:освоить макетирование объемной формы из плоских элементов.
Требования:выполнить макет конуса по образцу (рис. 84). Диаметр
8 см, высота 8 см.
Методические указания:сечения конуса, сделанные вертикальными плоскостями, параллельными высоте, представляют собой гиперболы, постепенно уменьшающиеся по величине. Особенность этого макета состоит в том, что отсутствует горизонтальная плоскость связи. Конус из объемного может сложиться в плоский. Секущие плоскости могут проводиться не только вертикально и горизонтально, но и под любым углом. В таком случае для цилиндра, конyca и шара деталями макета станут элементы в виде эллипсов или кругов Таким образом, можно сделать любую фигуру при помощи сечений; выявить ее конструктивную структуру и пространственную характеристику.
Рис. 84. Макет конуса, выполненного с помощью взаимно
перпендикулярных секущихповерхностей
Порядок выполнения макета: выполнить чертеж деталей с прорезями
( рис. 85) .Вырезать детали. Ширина прорезей равна толщине картона. Макет собирается без клея из отдельных деталей, выкройки.
Рис. 85. Детали макета
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ФОТОАНАЛИЗ
ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ
В процессе объемного макетирования постоянно возникает необходимость в фиксации тех или иных решений и их вариантов.
При рабочем макетировании зданий и сооружений проектную документацию обычно разрабатывают параллельно с изготовлением макета, с поиском наиболее рациональной объемно-пространственной композиции на макете и включают в нее как обычные чертежи, выполненные традиционным графическим способом, так и фоточертежи, содержащие фотографическое изображение объемного макета, его части или отдельной модели с указанием данных, необходимых для проектирования или монтажа проектируемого объекта.
Изготовление фоточертежей с рабочих макетовзданий и сооружений требует определенных условий и навыка. При этом задача заключается в фотографировании планов и разрезов каждого макета таким образом, чтобы фотографии с нанесенными на них дополнительными данными и надписями смогли полностью заменить чертежи, изготовленные обычными методами. При фотографировании макетов могут быть различные ракурсные искажения. Во избежание этого фотографии планов расположения оборудования и разрезов делаются с помощью специальных устройств и приспособленной для этих условий фотоаппаратуры в помещениях ─ шахтах высотой 15─18 м или в коридоре длиной не менее 20 м. Во втором случае макет устанавливается в вертикальном положении.
Для увеличения расстояния от объектива фотоаппарата до макета применяют систему плоских зеркал, подвешенных к потолку монтажного зала. Эта система может быть заменена одним зеркалом, установленным в надстройке на крыше здания, в результате чего расстояние от фотоаппарата до макета увеличивают до 30─35 м, а фокусное расстояние съемочного объектива до 900 ─ 1200 мм.
При изготовлении фоточертежей можно использовать специальные стенды ─ горизонтальный и вертикальный. Здесь макет сооружений с площадкой устанавливают на горизонтальном фотостенде и фотографируют его. Если площадку снять с макета нельзя, то макет собирают на специальном подрамнике, который устанавливают на фотостенд.
На фотостенде взамен строительных колонн во избежании ракурсного искажения устанавливают условные элементы высотой 5─7 мм с соответствующим профилем и размерами колонн.
Разрезы фотографируют на вертикальном фотостенде, где можно перемещать модели строительных колонн для их расположения по соответствующим буквенным и числовым осям. Некоторые детали на этом стенде делают плоскими и прикрепляют с помощью клея или специальной мастики.
Фотографирование разрезов осуществляют на фоне вертикального экрана из матового стекла. Стол, на котором установлено приспособление, имеет снизу подсветку.
Изготовленную фотографию наклеивают на заранее подготовленную форматку на чертежной бумаге (с рамками и штампами).
Фотографирование планировочных макетовв процессе градостроительного проектирования усложняется ввиду необходимости отображения на фотографии не только обычного изображения проектируемой застройки ─ сверху, сбоку, «с птичьего полета» или «с борта самолета». В современных условиях перед проектировщиками поставлена задача более полного учета архитектурно-художественных качеств проектируемых объектов. Это требует проведения фотоанализа при макетировании объектов градостроительства с точек зрения человека в масштабе макета, т.е. с учетом восприятия, максимально приближенного к натурному.
Фотографирование макетов.При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:500 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.
Макеты зданий и сооружений в масштабах 1:200 и 1:100 выполняют с детальной проработкой всех элементов фасадов, а иногда и с показом интерьера. Поэтому при фотографировании подобных макетов их необходимо дополнить такими присущими натуре деталями, как транспорт, малые архитектурные формы, реклама, а иногда и габаритными фигурками пешеходов.
При фотографировании архитектурных макетов целесообразно использовать метод фотомонтажа. При помощи компьютерной программы Photoshop на фотографии чистый фон заменяют фоном с изображением натурного пейзажа, корректируют его. В компонованное в соответствующий пейзаж или застройку проектируемое здание довольно наглядно демонстрирует замысел автора.
Совмещение макета с натурой позволяет при помощи фотографии выявить взаимосвязь объекта с окружающей средой и получить наиболее полное впечатление о будущем здании или сооружении.
При фотографировании необходимо хорошо и правильно осветить макет. Для освещения используют стандартные фотосветильники с фотолампами в 200─500 Вт. Фотографирование макета со вспышкой не желательно, так как при вспышке пропадают полутона и тени, что не дает полной ясности о глубинности объекта. Света и тени на фотографируемом макете должно быть примерно поровну. В некоторых случаях рекомендуется усилить рефлексы отражающими экранами. Необходимо делать такое количество кадров, чтобы была возможность отбора лучших снимков для окончательной доработки.
Фотографирование макетов в натуральную величину ─ один из важных разделов работы в процессе объемного макетирования жилых зданий и квартир. С помощью фотоаппаратуры можно осмотреть и зафиксировать макет с такого количества точек, которое дало бы возможность выявить и оценить все достоинства и недостатки данного архитектурно-композиционного решения. Главной задачей при фотографировании является всестороннее выявление различных функциональных процессов, протекающих в жилой квартире, изучение их во взаимосвязи, установление их цикличности и продолжительности.
Точная фотофиксация макетов, выполненных в натуральную величину, необходима для изучения пространства, занимаемого человеческим телом при выполнении различных движений, а также для определения размеров и очертаний этого пространства в трех измерениях.
Следует отметить, что лучшие результаты при фотографировании могут быть получены тогда, когда макеты (как масштабные, так и в натуральную величину) изготовлены из плотных непрозрачных материалов, без глянца (см. приложения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Архитектор ─ творческий человек с неординарным мышлением, своеобразным индивидуальным решением поставленной проблемы. Первичный образ проектируемого объекта формируется мысленно, представляется в зрительной фантазии. Графика помогает это представление зафиксировать на бумаге, дополнить деталями. Макетирование, так же как и графика, дисциплинирует мышление. В макетировании свой, особый язык изобразительных приемов. Чтобы овладеть всеми средствами и приемами макетирования, необходима не только длительная практика, но и умение точного выбора наиболее эффективных приемов и методов изготовления макета.
Следует также помнить, что в процессе приобретения личного опыта вырабатываются гибкие, многовариантные формы творческой работы. В архитектурном проектировании непременное условие полноценной работы ─ индивидуальная эмоциональная трактовка, которую не стоит ограничивать.
Возможность выбора элементов, из которых состоит проектная идея и практически неисчерпаемая вариантность видоизменений каждого элемента, обеспечивают безграничность диапазона композиционных поисков. Эмоциональная насыщенность архитектуры зависит в определенной мере от глубины познания возможностей использования закономерностей формообразования, познания, которое раскрепощает фантазию архитектора. Именно поэтому будущий архитектор должен научиться соединять воедино логику и эмоции.
Настоящее учебное пособие призвано помочь Вам в реализации макетной части ваших проектных идей.
Приложения
Приложение 1