Тема 1.1. Роль торговли в формировании потребительского рынка. Основные вопросы темы:
Основные вопросы темы:
1. Сущность торговли и ее роль в экономике страны.
2. Цели и функции розничной торговли.
3. Цели и функции оптовой торговли
4. Концепция развития торговли в условиях рыночной экономики.
5. Внутренняя политика экономически развитых стран: направления развития, национальные особенности.
Целевая установка по изучению темы.
При изучении темы следует усвоить роль внутренней торговли в развитии и либеризации экономики страны, укреплении ее финансовой стабильности, развитии сферы производства и сферы потребления.
Следует уяснить, что торговля является источником текущих денежных средств в государственный бюджет и обеспечивает товарное снабжение населения. Именно торговля способствует развитию производства, укреплению позиций на потребительском рынке отечественных производителей, в том числе малого бизнеса.
Функции оптовой и розничной торговли различны, но взаимно обусловлены. Понимание сущности этих функций позволяет менеджерам решать вопросы управления торговыми организациями с учетом специфики оптовой и розничной торговли. Понимание вопросов оптимального выбора организационно-правовой формы торговой организации, видов и типов торговых предприятий, умение четко сформулировать и поставить стратегические цели организации, правильно выбрать канал распределения – являются обязательными для руководителя торговой организации.
Отечественная торговля развивается высокими темпами, осваивает мировые стандарты в торговом обслуживании населения. В зарубежной практике каждая страна с развитым рынком имеет определенные индивидуальные направления в развитии торговли, которые представляют интерес и для отечественной практики. Следует изучить современные направления развития отечественной зарубежной торговли, приобрести навыки оценки и использования опыта передовых организаций в практической деятельности менеджера.
Литература: [2, 4, 7]
Тема 1.2. Роль государства и органов местного самоуправления в регулировании торгового обслуживания населения
Основные вопросы темы:
1. Роль государства в управлении экономикой в условиях рынка.
2. Управление и регулирование – общие черты и отличия.
3. Административно-распорядительные методы государственного управления и методы экономического побуждения – их взаимосвязь.
4. Цели государственного управления торговлей.
Целевая установка по изучению темы.
В результате изучения проблемы должно быть получено четкое понимание сущности стратегических основ и экономической политики государства в управлении экономикой и одной из ее отраслей – торговлей.
Следует уяснить цели государственной экономической политики, одной из которых является представление свобод выбора форм и видов предпринимательской деятельности, поведения на рынке распределения и использования собственных средств всеми участниками рынка, а также фискальной и монетарной политик, их претворения при регулировании торговли.
Организационно-распорядительные методы воздействия (или административно-распорядительные методы) осуществляются через законы, правила, нормы, положения, инструкции, распространяющие свое действие на экономические объекты, процессы, отношения. В этой связи студент должен изучать законодательно-правовую базу и уметь руководствоваться ею на практике. Основными регулирующими актами являются: Законы РФ о защите прав потребителей, о применении контрольно-кассовой техники, о рекламе, о проведении проверок торговых объектов контрольно-надзорными органами и другие; а также правила торговли; государственные стандарты, различные отраслевые нормы и нормативы.
В процессе изучения проблемы следует уяснить цели и область использования правовых и нормативных актов в целях государственного регулирования торговой деятельности.
С проблемами и задачами государственного регулирования самым тесным образом связаны и должны быть усвоены функции государственного управления, которые призваны выполнять органы, институты государственного управления экономикой.
Менеджер торговой организации должен знать и владеть методами административно-распорядительного управления, базирующихся на устанавливаемых государством обязательствах хозяйствующих субъектов, требованиях и ограничениях, связанных с предпринимательской деятельностью. В этой связи следует изучить правовые нормы и правила, регулирующие торговлю.
Необходимо изучить методы экономического побуждения прямого и косвенного воздействия.
Государственное управление тесно связано с муниципальным управлением, компетенция которого охватывает вопросы организации торгового обслуживания населения. В этой связи необходимо изучить правовые нормы и правила, определяющие права и обязанности органов местного самоуправления в этом вопросе.
Литература: [2, 4, 7]
Раздел II. Менеджмент оптовой торговли
Тема 2.1. Организационные формы оптовой торговли
Основные вопросы темы:
1. Функции оптовой торговли.
2. Оптовая торговля как активный посредник на потребительском рынке.
3. Основные оптовые структуры, их классификация.
4. Взаимодействие оптовых структур в каналах распределения.
Целевая установка по изучению темы.
Целью темы является изучение структурной политики развития оптовой торговли, типового и видового развития оптовых организаций и их взаимосвязи в системе товароснабжения.
Решение задач и реализация функций оптовой торговли требуют организации соответствующих структур, поэтому для изучения данной темы следует установить взаимосвязь между этими факторами.
Кроме того, следует уяснить, что многообразие оптовых структур вызвано региональными различиями в социально-экономических и географических условиях, дислокации промышленности, особенностями расселения и масштабами страны, спецификой организации товародвижения.
Указанные признаки легли в основу классификации оптовых структур. Основные блоки в классификации составляют оптовые торговые организации – независимые оптовые торговцы, коммерческо-посреднические структуры, организаторы оборота. Между этими структурными блоками сложилось четкое разделение труда, каждое из них выполняет определенные функции. В задачи темы входит изучение этих функций и набора услуг, оказываемых каждой структурой и их взаимосвязи.
Самостоятельным организационным элементом инфраструктуры торговли являются организации, обслуживающие логистические потоки; коммерческие склады общего пользования, информационные структуры, транспортные организации. Следует изучить виды коммерческих складов, их предназначение и условия пользования их услугами.
Литература: [2, 4, 15]
Тема 2.2. Оптовые торговые организации и принципы управления их деятельностью
Основные вопросы темы:
1. Функции оптовой торговой организации.
2. Классификация оптовых торговых организаций.
3. Роль независимых оптовых торговцев в организации товароснабжения.
4. Организационная структура управления оптовой торговой организацией.
Целевая установка по изучению темы.
Изучение темы следует начинать с уяснения понятия «оптовая торговая организация». Это условие существенно, т.к. в оптовой торговле это единственный вид организации, осуществляющих куплю-продажу с целью получения прибыли.
Так как оптовые торговые организации имеют несколько форматов, необходимо ознакомиться с признаками их классификации. Надо составить четкое представление о месте и роли в процессе товародвижения независимых и зависимых оптовых торговцев, оптовиков с полным и неполным набором выполняемых функций.
Каждый формат оптовой торговой организации имеет отличительные задачи и функции, которые следует выявить и усвоить.
Особое внимание стоит уделить оптовым организациям, осуществляющим продажу товаров малыми оптовыми партиями; независимым распределительным центрам и мелкооптовым магазинам-складам самообслуживания (по типу Кэш энд Кэрри), уяснить их роль в организации товароснабжения предприятий малого бизнеса.
Центральное место в изучении темы занимает вопрос организационной структуры управления оптовой торговой организацией.
Необходимо иметь четкое представление о типовой структуре управления оптовой торговой организации, о ее модификации в зависимости от формата организации, о распределении полномочий между функциональными звеньями.
Литература: [2, 4, 7, 15]
Тема 2.3. Виды коммерческо-посреднических структур на рынке оптовых услуг, принципы организации и управления их деятельностью
Основные вопросы темы:
1. Функции коммерческих посредников и их роль в каналах распределения.
2. Виды коммерческих посредников.
3. Критерии отбора посредников.
4. Определение экономической эффективности привлечения посредников.
Целевая установка по изучению темы.
Посредничество, как вид предпринимательской деятельности, в условиях развития рыночных отношений имеет особое значение, поэтому является самостоятельной темой для изучения.
В практике торговли возникает необходимость в услугах разных видов посредников, каждый из которых имеет отличительные особенности и привлекается к обслуживанию сделки в различных условиях.
Поэтому центральной проблемой темы является выявление видов торгово-коммерческих посредников, их роли в рыночных отношениях и специализацию на выполнении определенных функций: информационных, информационно-контактных, поисковых, поверенных и других. Важно усвоить критерии выбора посредников нужной специализации и методы оценки эффективности их услуг.
Посреднические услуги оказывают физические лица и организации малого, среднего и крупного бизнеса. В этой связи заключительным вопросом темы является определение и характеристика организационных форм управления посредническими структурами разного формата.
Литература: [2, 4, 7, ]
Тема 2.4. Организаторы оптового оборота и их роль в формировании хозяйственных связей на рынке товаров и услуг
Основные вопросы темы:
1. Роль и место организаторов в каналах обращения.
2. Отличие услуг, оказываемых организаторами от услуг коммерческих посредников и оптовых торговцев.
3. Классификация организаторов по функциональному признаку.
4. Государственное регулирование деятельности организаторов.
Целевая установка по изучению темы.
Изучение темы следует начинать с определения состава организаторов оптового оборота, сути понятий «ярмарка», «товарная биржа», «аукцион», «оптовый продовольственный рынок». Далее следует рассмотреть функции этих структур и вид услуг, оказываемых участникам торгов.
При том необходимо акцентировать внимание на том, что организаторы создают условия для проведения торгов, но не принимают участия в актах купли-продажи.
Каждая из перечисленных структур имеет отличия по характеру деятельности и особенностям отношений с клиентами, по специализации, перечню услуг, оказываемых участникам торгов.
В этой связи организационная структура управления этими организациями имеет определенные различия. Необходимо усвоить общие черты в построении структуры аппарата управления и локальные решения с учетом функциональных особенностей структур.
Литература: [2, 4, 6,13, 14]