Сущность и значение управления качеством
ВВЕДЕНИЕ
Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с
развитием деятельности по управлению качеством продукции.
Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы
конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных
разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую,
комплексную систему управления — с учётом всех факторов, влияющих на
качество. В результате система качества получила статус одной из систем
управления предприятием, наряду с системами управления персоналом,
производством, снабжением и другими. Внедрение системы качества
позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по
качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной
технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это
повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции, а не только
отдельных образцов для выставок и презентаций. Такая система служит
дополнительной гарантией качества для заказчиков, многие из которых
практикуют проверку систем качества у потенциальных поставщиков,
результаты которой могут влиять на заключение контрактов.
Сущность и значение управления качеством
В современных условиях одной из ключевых проблем экономического
развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции, в том
числе полиграфической. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и
четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители
продукции не могут привлечь и удержать потребителей (заказчиков), если они не рассматривают качество как стратегическую цель.
Обеспечение качества продукции на полиграфических предприятиях
определяется целым рядом внутренних факторов: технических,
организационных, экономических, социально-психологических. Важное место
среди этих факторов занимают организационные факторы, связанные с
совершенствованием организации производства и труда и др. Именно с этими
факторами связано использование эффективного подхода к решению проблем
качества на предприятии - системного управления качеством.
Система управления качеством - это особая организация в
производственной системе. Основным в этой организации является
документированность всех процессов, имеющих отношение к производству
продукции, начиная с закупки материалов и заканчивая доставкой потребител готовой продукции. Во многих случаях это приводит к кардинальным
изменениям в технике, технологии и организации производства на
предприятии. Обеспечить качество на предприятии возможно только тогда,
когда все процессы - технический, технологический, организационный - будут
взаимосвязаны между собой через управление качеством. Качество - это
система, и этой системой надо управлять.
Сегодня каждое предприятие независимо от его масштабов и отраслевой
специфики рискует довольно быстро оказаться вне сферы решения проблемы
качества, если оно откажется от внедрения системы управления качеством.
Конечно, каждое предприятие индивидуально и абсолютно одинакового
подхода к решению проблемы качества быть не может. Существуют также
отличия при создании систем управления качеством на крупных и малых
предприятиях.
Современные системы управления качеством на предприятиях создаются в
соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000:2000,
представляющих собой целый комплекс документов: методические материалы,
руководства по использованию стандартов. Комплекс стандартов ИСО серии
9000:2000 в РФ утвержден в виде государственных стандартов:
- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - концептуальный стандарт, содержащий также
терминологический словарь;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - стандарт, в котором изложены все требования к
системам качества;
- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 - стандарт, который выступает в роли руководящего
документа к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (рекомендации по улучшению
деятельности);
- ГОСТ Р ИСО 19011:2002 - стандарт, включающий руководящие указания по
аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (будет
введен в 2002 г.).
Стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 являются документами
рекомендательного характера, допускают значительные вариации,
определенные структурой, принципами работы каждого предприятия.
Несмотря на рекомендательный характер, эти стандарты приняты в качестве
национальных почти в 100 странах мира, в том числе в России в 2001 году. В
стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 модифицирован термин «система
управления качеством». Вместо него используется термин «система
менеджмента качества» как система менеджмента для руководства и
управления организацией применительно к качеству.
Внешним признаком, имеется ли на предприятии система качества в
соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001, является
сертификат соответствия, который свидетельствует, что предприятие
независимо от внешних и внутренних обстоятельств будет выпускать
продукцию требуемого качества с определенными гарантиями. Сертификат
соответствия на систему менеджмента качества выдается уполномоченным на
то органом по сертификации, например. Срок действия сертификата
соответствия на систему качества не более 3 лет. По окончании срока его
действия проводится ресертификация системы качества. Действие сертификата
соответствия может быть приостановлено или аннулировано в случаях
изменения: нормативных документов на продукцию, конструкции или
комплектации изделия, технологии, требований технологии, методов контроля,
системы обеспечения качества.
Необходимо отметить, что выполнение требований ГОСТ Р ИСО серии
9000-2001 не может обеспечить стопроцентной гарантии по качеству
выпускаемой продукции, но призвано обеспечить гарантированное устранение
всех недостатков процесса производства, которые влияют на качество.
Внедрение ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 на предприятии можно
осуществить не путем радикального внедрения всего, что предусмотрено
этими стандартами, а путем гармоничного вливания элементов новой системы
качества в соответствии с требованиями рынка или специфическими
особенностями конкретной ситуации.
Зарубежный опыт работы предприятий показывает, что системы
управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000
охватывают лишь 30% проблем, которые постоянно приходится решать
предприятиям. В связи с этим конкурентоспособность предприятий в будущем
может быть обеспечена только путем комплексного управления всеми
подсистемами предприятия и их постоянного совершенствования на основе
«Всеобщего управления качеством» (TQM).