Сущность и значение управления качеством

ВВЕДЕНИЕ

      Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с 

развитием деятельности по управлению качеством продукции. 

Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы 

конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных 

разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую, 

комплексную систему управления — с учётом всех факторов, влияющих на 

качество. В результате система качества получила статус одной из систем 

управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, 

производством, снабжением и другими. Внедрение системы качества 

позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по 

качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной 

технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это 

повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции, а не только 

отдельных образцов для выставок и презентаций. Такая система служит 

дополнительной гарантией качества для заказчиков, многие из которых 

практикуют проверку систем качества у потенциальных поставщиков, 

результаты которой могут влиять на заключение контрактов.

Сущность и значение управления качеством

      В современных условиях одной из ключевых проблем экономического 

развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции, в том 

числе полиграфической. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и 

четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители 

продукции не могут привлечь и удержать потребителей (заказчиков), если они не рассматривают качество как стратегическую цель.

      Обеспечение качества продукции на полиграфических предприятиях 

определяется целым рядом внутренних факторов: технических, 

организационных, экономических, социально-психологических. Важное место 

среди этих факторов занимают организационные факторы, связанные с 

совершенствованием организации производства и труда и др. Именно с этими 

факторами связано использование эффективного подхода к решению проблем 

качества на предприятии - системного управления качеством.

      Система управления качеством - это особая организация в 

производственной системе. Основным в этой организации является 

документированность всех процессов, имеющих отношение к производству 

продукции, начиная с закупки материалов и заканчивая доставкой потребител готовой продукции. Во многих случаях это приводит к кардинальным 

изменениям в технике, технологии и организации производства на 

предприятии. Обеспечить качество на предприятии возможно только тогда, 

когда все процессы - технический, технологический, организационный - будут 

взаимосвязаны между собой через управление качеством. Качество - это 

система, и этой системой надо управлять.

      Сегодня каждое предприятие независимо от его масштабов и отраслевой 

специфики рискует довольно быстро оказаться вне сферы решения проблемы 

качества, если оно откажется от внедрения системы управления качеством. 

Конечно, каждое предприятие индивидуально и абсолютно одинакового 

подхода к решению проблемы качества быть не может. Существуют также 

отличия при создании систем управления качеством на крупных и малых 

предприятиях.

      Современные системы управления качеством на предприятиях создаются в 

соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000:2000, 

представляющих собой целый комплекс документов: методические материалы, 

руководства по использованию стандартов. Комплекс стандартов ИСО серии 

9000:2000 в РФ утвержден в виде государственных стандартов:

- ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - концептуальный стандарт, содержащий также 

терминологический словарь;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 - стандарт, в котором изложены все требования к 

системам качества;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 - стандарт, который выступает в роли руководящего 

документа к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (рекомендации по улучшению 

деятельности);

- ГОСТ Р ИСО 19011:2002 - стандарт, включающий руководящие указания по 

аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (будет 

введен в 2002 г.).

      Стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 являются документами 

рекомендательного характера, допускают значительные вариации, 

определенные структурой, принципами работы каждого предприятия. 

Несмотря на рекомендательный характер, эти стандарты приняты в качестве 

национальных почти в 100 странах мира, в том числе в России в 2001 году. В 

стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 модифицирован термин «система 

управления качеством». Вместо него используется термин «система 

менеджмента качества» как система менеджмента для руководства и 

управления организацией применительно к качеству.

      Внешним признаком, имеется ли на предприятии система качества в 

соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001, является 

сертификат соответствия, который свидетельствует, что предприятие 

независимо от внешних и внутренних обстоятельств будет выпускать 

продукцию требуемого качества с определенными гарантиями. Сертификат 

соответствия на систему менеджмента качества выдается уполномоченным на 

то органом по сертификации, например. Срок действия сертификата 

соответствия на систему качества не более 3 лет. По окончании срока его 

действия проводится ресертификация системы качества. Действие сертификата 

соответствия может быть приостановлено или аннулировано в случаях 

изменения: нормативных документов на продукцию, конструкции или 

комплектации изделия, технологии, требований технологии, методов контроля, 

системы обеспечения качества.

      Необходимо отметить, что выполнение требований ГОСТ Р ИСО серии 

9000-2001 не может обеспечить стопроцентной гарантии по качеству 

выпускаемой продукции, но призвано обеспечить гарантированное устранение 

всех недостатков процесса производства, которые влияют на качество.

      Внедрение ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 на предприятии можно 

осуществить не путем радикального внедрения всего, что предусмотрено 

этими стандартами, а путем гармоничного вливания элементов новой системы 

качества в соответствии с требованиями рынка или специфическими 

особенностями конкретной ситуации.

      Зарубежный опыт работы предприятий показывает, что системы 

управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000 

охватывают лишь 30% проблем, которые постоянно приходится решать 

предприятиям. В связи с этим конкурентоспособность предприятий в будущем 

может быть обеспечена только путем комплексного управления всеми 

подсистемами предприятия и их постоянного совершенствования на основе 

«Всеобщего управления качеством» (TQM).

Наши рекомендации