Системы набора перекрытий и корпуса судна
КонструкциЯ корпусов судов
Методические указания и задания
на выполнение лабораторной работы для студентов
очного обучения специальностей
180101 «Кораблестроение», 180402 «Судовождение»,
180403 «Эксплуатация судовых энергетических»,
180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств»,
180507 «Менеджмент организации»
Нижний Новгород
Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
УДК 629.5.023
Ф94
Фунтикова, Е. В.
Конструкция корпусов судов : метод. указ. и задания на выполнение лаб. работы Е.В. Фунтикова. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009 – с.
Указания содержат сведения о конструкциях и элементах корпусов судов. Даны основные определения и понятия по конструкции корпуса, рассмотрены системы набора перекрытий и корпуса, а также правила изображения элементов и частей корпусных конструкций.
Методические указания написаны в соответствии с программами по дисциплинам: «Теория и устройство судов» для специальностей 180402 «Судовождение», 180403 «Эксплуатация судовых энергетических», 180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств»; «Энциклопедия речного флота» для специальности 180101 «Кораблестроение»; «Транспортные средства» для специальности 180507 «Менеджмент организации».
Работа рекомендована к изданию кафедрой проектирования и технологии постройки судов (протокол № 12 от 30.06.09 г.).
Ó ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009
ВВЕДЕНИЕ
Целью этой работы является изучение корпусных конструкций и закрепление теоретических знаний по конструкции корпуса судна.
В ходе работы студентам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить элементы судовых конструкций и системы набора;
2. Ознакомиться с правилами изображения элементов корпусных конструкций и научиться читать конструктивные чертежи;
3. Выполнить чертежи узлов типовых соединений балок набора и указать их месторасположение на сечениях корпуса в соответствии с заданием.
В приложении 1 представлены варианты заданий для выполнения работы.
В связи с тем, что данная работа направлена на изучение корпусных конструкций судов, она содержит, наряду с методическими указаниями, пояснения к терминам и определениям основных корпусных элементов и конструкций, общие сведения по системам набора перекрытий и корпуса, а также необходимые данные для чтения чертежей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО КОНСТРУКЦИИ
КОРПУСА СУДНА
Термины и определения основных корпусных
Элементов и конструкций
Выполнение данной работы предусматривает ознакомление с конструктивными особенностями конструкции корпусов судов и освоение основных понятий и определений. Приведенные ниже термины и определения конструктивных элементов и корпусных конструкций соответствуют ГОСТу 13641 [1].
Корпус судна – коробчатая металлическая конструкция, состоящая из набора, обшивки, переборок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающая создание силы плавучести, прочность и возможность размещения людей, грузов и оборудования.
Наружная обшивка – непроницаемая оболочка корпуса, которая вместе с подкрепляющим ее набором образует борта, днище и оконечности судна.
Наружную обшивку корпуса сваривают из отдельных листов, длинные стороны которых направляют вдоль судна. Швы листов, идущие поперек судна, называют стыками, а идущие вдоль судна – пазами [4].
Пояс наружной обшивки – ряд листов обшивки в продольном направлении, имеющих общие пазы (рис. 1).
Некоторые участки обшивки имеют специальные названия:
ширстрек – верхний пояс бортовой наружной обшивки, примыкающий к верхней палубе;
ледовый пояс – утолщенные листы наружной обшивки в районе действия ледовой нагрузки;
скуловой пояс – пояс наружной обшивки в районе скулы;
горизонтальный киль – средний пояс днищевой наружной обшивки, расположенный симметрично относительно диаметральной плоскости;
палубный стрингер – участок палубы, примыкающий к борту.
Рис. 1. Элементы оболочки корпуса:
1 – пояс; 2 – паз; 3 – стык; 4 – палубный стрингер; 5 – ширстрек; 6 – ледовый пояс; 7 – скуловой пояс; 8 – килевой пояс
Настил – полотнище из листового металла, расположенное в горизонтальной плоскости. Различают настил палубы, платформы, второго дна.
Подкрепляющие обшивку металлические балки образуют набор корпуса.
Набор корпуса – каркас из продольных и поперечных балок, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой и настилом обеспечивает им необходимую прочность и жесткость.
Балки набора делятся на рамные и холостые (рис. 2). Балки рамного набора изготавливают, как правило, сварными усиленного таврового профиля или гнутыми Г-образного профиля. По высоте рамные балки в 3-4 раза больше холостых. Балки холостого набора изготавливают из профилей стального проката: полособульба (симметричного и несимметричного), угольника (равнополочного и не равнополочного).
Рис. 2. Поперечные сечения рамных и холостых балок набора:
а – рамные балки; б – холостые балки;
1 – тавровая балка; 2 – -образные балки; 3 – угольник; 4 – полособульб
несимметричный; 5 – полособульб симметричный
Балки набора, расположенные в разных местах корпуса в определенном направлении имеют свои названия (рис. 3).
Рис. 3. Элементы корпуса:
1 – диаметральный кильсон; 2 – боковой кильсон; 3 – днищевое продольное ребро жесткости; 4 – голубница (отверстие); 5 – скуловой киль; 6 – кница; 7 – бортовой рамный шпангоут; 8 – бортовой стрингер; 9 – привальный брус; 10 – фальшборт; 11 – планширь; 12 – стойка фальшборта; 13 – продольное подпалубное ребро жесткости; 14 – рамный полубимс; 15 – бракета; 16 – комингс; 17 – пиллерс; 18 – флор
Поперечные балки, идущие в одной плоскости, образуют шпангоутную раму (шпангоут), в которую входят днищевая ветвь, бортовая и палубная.
Рамный шпангоут – поперечная рама, выполненная из балок рамного набора.
Холостой шпангоут – поперечная рама, выполненная из балок холостого набора.
Флорный шпангоут – поперечная рама, выполненная из холостого набора, за исключением днищевой ветви, которая изготавливается из рамной балки.
Бимс – поперечная балка шпангоутной рамы, проходящая под палубой или платформой.
Полубимс – бимс, проходящий не по всей ширине корпуса, например, от борта до выреза в палубе.
Кильсон – усиленная (рамная) днищевая продольная балка набора; на судах с двойным дном – в виде вертикального листа.
Бортовой стрингер – усиленная (рамная) продольная балка бортового перекрытия.
Карлингс – усиленная (рамная) продольная балка палубного перекрытия.
Ребро жесткости – балка холостого набора, подкрепляющая лист обшивки, настила или стенку балки рамного набора и обеспечивающая местную жесткость.
Комингс – конструкция, окаймляющая вырез в палубе, переборке, платформе, выгородке.
Пиллерс – отдельно стоящая стойка для поддержания палубы.
В узлах соединения балок набора и присоединения их к обшивке для обеспечения прочности и жесткости конструкции устанавливают специальные листовые детали различной формы: кницы и бракеты. По свободной кромке (не приваренной) эти детали могут иметь отогнутый фланец или приваренную полосу.
Системы набора перекрытий и корпуса судна
При конструировании корпуса судна применяются различные системы набора [5].
Система набора – определенное расположение балок набора в корпусе судна, отличающееся ориентацией балок (вдоль или поперек судна), расстоянием между ними и порядком чередования рамных и холостых балок.
Различают системы набора перекрытий и корпуса судна. Перекрытие – это участок обшивки или настила, подкрепленный набором и ограниченный опорным контуром, образованным из прочных корпусных конструкций. Перекрытия бывают днищевыми, бортовыми, палубными. К ним относятся переборки, платформы, настил второго дна и т. д.
Существует две системы набора перекрытий: поперечная и продольная. При поперечной системе набора поперечные балки расположены чаще, а при продольной чаще располагают продольные балки. В обоих случаях набор перекрытия включает рамные и холостые балки, при этом рамные балки устанавливаются и вдоль и поперек судна. Холостые балки при поперечной системе устанавливаются только поперек, а при продольной системе – вдоль судна. Поэтому при поперечной системе расстояние между поперечными балками меньше, чем между продольными балками, а при продольной системе наоборот.
Системы набора корпуса бывают поперечной, продольной и смешанной (в средней части корпуса).
При поперечной системе набора корпуса днищевые, бортовые и палубное перекрытия имеют поперечную систему набора (рис. 4).
Рис. 4. Конструкция корпуса с поперечной системой набора
1 – стрингер палубный; 2 – настил палубы; 3 – бимс; 4 – карлингс;
5 – бимс рамный; 6 – кница бимсовая; 7 – угольник подсланевый;
8 – шпангоут; 9 – шпангоут рамный; 10 – флор; 11 – киль горизонтальный; 12 – киль вертикальный; 13 – стрингер днищевой; 14 – пояс скуловой; 15 – кница скуловая; 16 – стрингер бортовой; 17 – ширстрек
В поперечных плоскостях располагаются рамные и холостые шпангоутные рамы. Вдоль судна располагаются только рамные балки (кильсоны, стрингеры, карлингсы). При такой конструкции обеспечивается местная прочность корпуса: хорошее восприятие поперечного сжатия, возникающего от давления ледяного поля и ударные нагрузки при швартовке и навалах. Недостатком поперечной системы набора является малая прочность при общем продольном изгибе. Поэтому эта система применяется на судах с небольшой относительной длиной, при L/Н < 15. К ним относятся буксиры, толкачи, катера, ледоколы, небольшие пассажирские суда. Поперечная система набора более технологична, особенно при криволинейных обводах корпуса. Поэтому она используется в оконечностях большинства судов.
При продольной системе набора корпуса днищевые, бортовые и палубное перекрытия имеют продольную систему набора (рис. 5).
Рис. 5. Конструкция корпуса с продольной системой набора:
1 – бортовой стрингер; 2 – карлингсы; 3 – палубные ребра жесткости; 4 – рамный бимс; 5 – бортовые ребра жесткости; 6 – бортовой рамный шпангоут; 7 – днищевые ребра жесткости; 8 – флор; 9 – кильсоны, 10 – скуловой пояс
В поперечных плоскостях располагаются только рамные шпангоутные рамы. Вдоль судна располагаются как рамные балки (кильсоны, стрингеры, карлингсы), так и холостые (ребра жесткости). Данная система позволяет обеспечить повышенную прочность корпуса при общем продольном изгибе. Однако, при этой системе корпус судна плохо приспособлен к восприятию местных нагрузок на борта. Продольная система набора корпуса нашла ограниченное применение. Она используется на крупных несамоходных речных наливных судах и судах технического флота.
При смешанной системе набора корпуса применяются различные сочетания систем набора отдельных перекрытий. Наибольшее распространение получила смешанная система академика Ю. А. Шиманского. При этой системе в средней части корпуса днищевые и палубные перекрытия набираются по продольной системе, а бортовые – по поперечной (рис. 6). Вследствие этого обеспечиваются общая продольная прочность корпуса и местная прочность бортов при воздействии внешних нагрузок. Система Шиманского применяется на большинстве судов при длине корпуса более 60 м.
Рис. 6. Конструкция корпуса со смешанной системой набора:
1 – бортовые холостые шпангоуты; 2 – бортовой рамный шпангоут; 3 – днищевые ребра жесткости; 4 – кильсон; 5 – флор (днищевой рамный шпангоут); 6 – бортовой стрингер; 7 – ширстрек; 8 – палубный стрингер; 9 – палубные ребра жесткости; 10 – карлингс; 11 – рамный бимс
В оконечностях корпуса и в машинном отделении всегда используется поперечная система набора независимо от системы набора в средней части корпуса. Это связано с повышенными гидродинамическими нагрузками в условиях волнения и от работы винтов, с динамическими нагрузками от работающих двигателей, а также с технологией изготовления корпуса.
В зависимости от назначения и конструктивного типа судна различают следующие виды конструкций:
– с одинарными бортами и дном (рис. 7);
– с двойными бортами и двойным дном (рис. 8);
– с одинарными бортами и двойным дном (рис. 9).
Так нефтеналивные и трюмные (бункерные) сухогрузные суда для ускорения погрузки-выгрузки, а также обеспечение непотопляемости и сохранности груза при получении пробоины и пр., обязательно имеют двойные борта и двойное дно. В этом случае наружный и внутренний борта набираются, как правило, по одной системе. Днище и двойное дно также имеют одинаковую систему набора.
При наличии двойного дна в днищевых ветвях рамных шпангоутов (флорах) и кильсонах делают вырезы, позволяющие осматривать междудонное пространство и снижающие массу корпуса.