Составы растворов для очистки деталей
Таблица 3.1
Условный номер раствора | Детали из алюминиевых сплавов | Детали из сплавов черных ме- таллов | ||||||
Каустическая сода | 0,1–0,2 | 0,1–0,2 | – | – | 0,75 | 1,0 | 2,0 | – |
Кальциниро- ванная сода | – | 0,4 | 1,0 | 0,4 | 5,5 | 7,5 | – | 10,0 |
Тринатрий- фосфат | – | – | – | – | 1,0 | 1,3 | 5,0 | – |
Нитрат натрия | 0,15–0,25 | – | – | – | – | – | – | – |
Жидкое стекло | – | – | – | 0,15 | – | – | 3,0 | – |
Хозяйственное мыло | – | – | – | – | 0,15 | 0,2 | – | – |
Хромпик | – | – | 0,15 | – | – | – | – | 0,1 |
Физическая сущность механизма эффективного моющего действия жидкости на загрязнение состоит в том, что очищающая жидкость всегда образует на границе с металлом некоторый краевой угол, постоянный для данного химического состава ее. В том случае, когда этот краевой угол оказывается меньше краевого угла, образуемого загрязнением, очищаю- щая жидкость проникает сквозь пленку загрязнения непосредственно к поверхности металла и, нарушая адгезию, отделяет частицы отложений. Уменьшению краевого угла моющей жидкости способствует применение поверхностно-активных веществ (ПАВ). Эти вещества значительно сни- жают свободную межфазовую энергию на границе раствора и загрязне- ния, проникают в масляную пленку, разрушают ее с образованием ком- плексных соединений и за счет этого создают благоприятные условия для
вытеснения масляной пленки обезжиривающим раствором. Одновременно благодаря химическому взаимодействию жидкие загрязнения переходят в раствор моющего препарата с образованием эмульсий и суспензий.
Все ПАВ в моющих растворах обычно используют совместно со ще- лочными солями – каустической содой (NaOH), нитрофосфатом натрия (Na4P2O7), триполифосфатом натрия (Na5P7O10) и др. Получаемые при этом составы обладают хорошими эмульгирующими свойствами и спо- собствуют переходу грубодисперсной фазы загрязнений в коллоидный раствор.
Дефектация
Основное назначение дефектации деталей при ремонте состоит в том, чтобы оценить фактическое техническое состояние этих деталей, выявить их износы и повреждения. Для этого все детали делят на группы:
детали остова – фундаментная рама, блок цилиндров, крышка цилиндров; детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) – поршень, втулка, порш-
невой палец, шатун, поршневые кольца;
детали валовой группы – коленчатый вал, рамовые и шатунные под- шипники;
детали механизма газораспределения – распределительный вал, кла- паны, толкатели, коромысла, пружины;
детали топливной аппаратуры и дистанционно-автоматического управления (ДАУ).
По результатам дефектации выделяют детали:
1) пригодные для дальнейшей эксплуатации без ремонта;
2) подлежащие ремонту;
3) не подлежащие ремонту и направляемые в металлолом.
Различают визуальные и инструментально-приборные методы дефектации. Визуальным осмотром выявляют макродефекты в виде трещин, зади- ров, царапин и т.п. Для повышения эффективности визуальных осмотров применяют оптические стекла (лупы). Такая дефектация дает общее пред-
ставление о наличии дефекта без количественных показателей.
Инструментальные методы дефектации предполагают использование универсальных и специальных измерительных средств. К ним относятся линейки, штангенциркули, микрометры, индикаторные скобы и нутро- метры, специальные зеркально-оптические приборы, калибры и т.п.
Эти методы позволяют определить количественную характеристику износа детали в виде изменения линейных размеров, искажений формы и взаимного расположения базовых поверхностей и т.д.
Точность оценок при такой дефектации обычно составляет от 0,002 до
0,01 мм.
Физические методы дефектации с использованием специальных де- фектоскопов применяются для выявления микроскопических поверхност- ных, подповерхностных и внутренних дефектов без разрушения деталей. По этому признаку их относят к методам неразрушающего контроля каче- ства деталей.
В судоремонте используют следующие методы неразрушающего кон- троля: капиллярные, вихретоковые, магнитные, ультразвуковые, рентге- новские, гидравлические и воздушные.
Ремонт деталей дизелей