Составы растворов для очистки деталей


Таблица 3.1


Условный номер раствора Детали из алюминиевых сплавов Детали из сплавов черных ме- таллов
Каустическая сода 0,1–0,2 0,1–0,2 0,75 1,0 2,0
Кальциниро- ванная сода 0,4 1,0 0,4 5,5 7,5 10,0
Тринатрий- фосфат 1,0 1,3 5,0
Нитрат натрия 0,15–0,25
Жидкое стекло 0,15 3,0
Хозяйственное мыло 0,15 0,2
Хромпик 0,15 0,1

Физическая сущность механизма эффективного моющего действия жидкости на загрязнение состоит в том, что очищающая жидкость всегда образует на границе с металлом некоторый краевой угол, постоянный для данного химического состава ее. В том случае, когда этот краевой угол оказывается меньше краевого угла, образуемого загрязнением, очищаю- щая жидкость проникает сквозь пленку загрязнения непосредственно к поверхности металла и, нарушая адгезию, отделяет частицы отложений. Уменьшению краевого угла моющей жидкости способствует применение поверхностно-активных веществ (ПАВ). Эти вещества значительно сни- жают свободную межфазовую энергию на границе раствора и загрязне- ния, проникают в масляную пленку, разрушают ее с образованием ком- плексных соединений и за счет этого создают благоприятные условия для

вытеснения масляной пленки обезжиривающим раствором. Одновременно благодаря химическому взаимодействию жидкие загрязнения переходят в раствор моющего препарата с образованием эмульсий и суспензий.

Все ПАВ в моющих растворах обычно используют совместно со ще- лочными солями – каустической содой (NaOH), нитрофосфатом натрия (Na4P2O7), триполифосфатом натрия (Na5P7O10) и др. Получаемые при этом составы обладают хорошими эмульгирующими свойствами и спо- собствуют переходу грубодисперсной фазы загрязнений в коллоидный раствор.

Дефектация

Основное назначение дефектации деталей при ремонте состоит в том, чтобы оценить фактическое техническое состояние этих деталей, выявить их износы и повреждения. Для этого все детали делят на группы:

детали остова – фундаментная рама, блок цилиндров, крышка цилиндров; детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) – поршень, втулка, порш-

невой палец, шатун, поршневые кольца;

детали валовой группы – коленчатый вал, рамовые и шатунные под- шипники;

детали механизма газораспределения – распределительный вал, кла- паны, толкатели, коромысла, пружины;

детали топливной аппаратуры и дистанционно-автоматического управления (ДАУ).

По результатам дефектации выделяют детали:

1) пригодные для дальнейшей эксплуатации без ремонта;

2) подлежащие ремонту;

3) не подлежащие ремонту и направляемые в металлолом.

Различают визуальные и инструментально-приборные методы дефектации. Визуальным осмотром выявляют макродефекты в виде трещин, зади- ров, царапин и т.п. Для повышения эффективности визуальных осмотров применяют оптические стекла (лупы). Такая дефектация дает общее пред-

ставление о наличии дефекта без количественных показателей.

Инструментальные методы дефектации предполагают использование универсальных и специальных измерительных средств. К ним относятся линейки, штангенциркули, микрометры, индикаторные скобы и нутро- метры, специальные зеркально-оптические приборы, калибры и т.п.

Эти методы позволяют определить количественную характеристику износа детали в виде изменения линейных размеров, искажений формы и взаимного расположения базовых поверхностей и т.д.

Точность оценок при такой дефектации обычно составляет от 0,002 до

0,01 мм.

Физические методы дефектации с использованием специальных де- фектоскопов применяются для выявления микроскопических поверхност- ных, подповерхностных и внутренних дефектов без разрушения деталей. По этому признаку их относят к методам неразрушающего контроля каче- ства деталей.

В судоремонте используют следующие методы неразрушающего кон- троля: капиллярные, вихретоковые, магнитные, ультразвуковые, рентге- новские, гидравлические и воздушные.

Ремонт деталей дизелей

Наши рекомендации