Технологии повышения явки сторонников
Псковский феномен
Теперь я предлагаю взглянуть на тему явки не с государственных, а с частных позиций, т.е. с позиций не избиркома, а обычного кандидата.
Это значит, что разговор пойдет не о повышении явки вообще (общей явки), а о повышении явки «своего» электората, т.е. тех избирателей, которых мы считаем своими потенциальными сторонниками (базовый электорат + сагитированные из числа «подвижных» избирателей). И говорить станем не столько о технологиях повышения явки, сколько о возможностях её роста при использовании традиционных полевых технологий.
В самом начале главы я обещал вернуться к «псковскому феномену», к трудностям, с которыми столкнулись в этом городе с выборами своей Думы в 2002 г. Думу, состав которой всего 17 человек, удалось сформировать лишь с третьей попытки.
На выборах, прошедших 31 марта (а они проходили одновременно с выборами более высокого уровня – в Областное законодательное собрание), было избрано одиннадцать депутатов, при необходимых для кворума двенадцати. В шести округах выборы не состоялись из-за низкой явки или из-за протестного голосования горожан (как теперь пишут журналисты, победил кандидат «Против всех»).
На первых довыборах в мае во всех шести округах – опять провал с явкой. Но если в пяти округах явка оказалась просто неприличной - 7,5 %, то в одном из округов, №7, она составила 24,98%, не «дошли» до участков всего 30 человек.
На вторых довыборах в сентябре картина по пяти округам практически повторилась: по трем явка по-прежнему не превысила 7-8 %, по двум хоть и выросла до 17%, но до нормы так и не дотянула. И лишь благодаря активности избирателей всё того же седьмого округа (явка почти 35%) Псковская городская Дума смогла приступить к работе.
Хотите знать, в чем секрет седьмого округа? Отвечу: в том, что на победителя гонки в этом округе работали избирательные технологи – специалисты по явке, члены нашей команды Н.Шоленинов и О.Потапенков. И именно им в первую очередь должны быть признательны городские власти Пскова за дееспособную Думу.
Из сказанного следует, что только за счет технологий повышения явки «своих» избирателей, обеспечивающих приход на избирательные участки потенциальных сторонников кандидата можно вытянуть порой самые безнадежные выборы.
11.3.2. Проблема трех «ЗА»
У проблемы повышения явки «своего» избирателя три составляющие:
а) сначала надо выявить потенциальных сторонников. Для этого приходится искусственно создавать условия для их «проявления» - организовывать встречи кандидата с избирателями, выставлять контактные пикеты, проводить акцию «От двери к двери» и т.д.;
а) затем решается задача системной регистрации потенциальных сторонников и определяются способы группового и (или) персонального воздействия на них с целью побудить к участию в выборах;
б) и, наконец, эти способы воздействия реализуются.
Образно говоря, необходимо решить проблему трех «ЗА» - ЗАцепить, ЗАрегистрировать и ЗАвоевать «своего» избирателя.
Полевые технологии как нельзя лучше способствуют решению этих задач. И главная роль тут, безусловно, принадлежит участковым агитаторам, работающим от двери к двери. Давайте сразу условимся, что мы говорим об агитаторах, работающих по бонусной системе (см. раздел 2.5.4. книги), т.е. реально нацеленных на победу.
Помните, в главе об агитационной программе «От двери к двери», подчёркивалось одно очень важное требование к работе агитатора: он должен не только выгодно «засветить» кандидата, но и расположить собеседника лично к себе. Хороший агитатор, наладив первоначальный контакт с жильцами квартиры, должен уметь найти повод зайти к ним еще и еще раз.
Позволю себе повторить небольшой абзац из той главы:
«Нацеливая агитатора на такую работу, мы исповедуем простой принцип: если удалось трижды «открыть» одну и ту же дверь, если каждый раз тебе уделили внимание – ты достиг своей цели, избиратель – твой. Ему просто неловко будет проголосовать за другого кандидата».
Добавлю по теме: ему просто неловко будет не прийти на выборы.
Вот вам, собственно, одна из технологий повышения явки «своих» избирателей.
11.3.3. «Зацепить» - значить выявить и зафиксировать
Ну а если всё по порядку, то проблема первого «ЗА» -«зацепить», а по существу выявить и зафиксироватьпотенциальных сторонников - решается, в основном, в процессе проведения оргмассовых агитационных мероприятий (от двери к двери, пикетирование, встречи кандидата с избирателями и т.д.). К потенциальным сторонникам следует причислять всех тех избирателей, которые каким-либо образом проявили интерес, а тем более симпатии к вашему кандидату, и это дает вам повод адресно обратиться к ним - с письмом или устно, лично или через доверенных лиц, через агитаторов. Мол, когда мы с вами в прошлый раз общались…
Сколько необходимо выявить и зафиксировать сторонников? Ответ ясен: чем больше, тем лучше. Тем не менее, существуют некие отработанные практикой схемы, по которым на основе анализа электоральной статистики и складывающейся конфигурации кампании в каждом конкретном случае рассчитывается так называемая установка кампании, или норматив (минимум) голосов, обеспечивающих гарантированную победу на выборах. Число фиксируемых сторонников обусловлено установкой кампании.
Перечислю восемь основных каналов выявления сторонников.
1. Эта работа начинается, пожалуй, со сбора подписей. И хотя поддержка тех, кто поставил свою подпись в подписных листах, часто бывает весьма условной, целесообразно внести всех этих людей в реестр потенциальных сторонников.
2. Основной груз работы по выявлению сторонников ложится на участковых агитаторов. При обходе квартир агитатор имеет при себе рабочую тетрадь. В ней он должен отмечать результаты контактов с жильцами по каждой квартире, «беря на карандаш» малейшие проявления симпатий собеседников, с тем, чтобы в последующем закрепить контакт. Это серьёзная основа для фиксации сторонников.
Кроме того, агитатор собирает наказы, советы и пожелания избирателей в адрес кандидата, используя для этого формализованные бланки. По характеру подобного эпистолярного творчества избирателя часто можно судить о том, как он настроен к кандидату. На этой основе также проводится отбор и регистрация сторонников.
3. Выявление и первичную регистрацию сторонников следует проводить и в агитационных пикетах. Для этого пикетчики, как и агитаторы, снабжаются рабочими тетрадями, в которые люди, подходящие к пикетчикам, записывают свои пожелания и наказы кандидату. Пикетчики не должны забывать напоминать этим людям оставлять в тетради свои реквизиты, необходимые для личного обращения к ним кандидата. Если пикеты выставляются с целью сбора подписей в поддержку какого-либо избирательного проекта, осуществляемого под эгидой кандидата, все поддержавшие этот проект причисляются к сторонникам кандидата.
4. Достаточно обширный реестр сторонников можно составить по результатам встреч кандидата с избирателями. Ведь если люди выкроили время и пришли на встречу, если они всю встречу высидели – чем не потенциальные сторонники? Проблема в одном – чтобы зафиксировать их в качестве таковых, надо сначала получить о них хотя бы минимальную установочную информацию, хотя бы фамилию, имя, отчество и адрес. К сожалению, для организаторов встреч получение такой информации часто представляет определенную трудность. Идут отговорки: не хотят, мол, участники встреч регистрироваться.
На самом деле, если пошевелить извилинами, можно найти ходы, при которых участники встреч оставят свои координаты. Например, распространение на встрече каких-то интересных тематических анкет, которые сдаются на выходе. Или сбор наказов на формализованных бланках. В любом случае надо фиксировать данные на избирателей, которые выступили на встрече или задали кандидату вопросы. Это-то ведь элементарно просто.
Наконец, можно использовать традиционный прием: фотографирование участников встречи в компании с кандидатом. Фотографии потом разносятся по домам, а для этого, сами понимаете, сфотографированному нужно оставить координаты, т.е. нужно зафиксироваться.
5. При ведении телефонной агитации, в частности, при осуществлении описанной в книге программы «Телефонное внедрение» (раздел 7.3) в кодировочной карте, заполняемой прозвонщиком при первом прозвоне, сторонники тоже регистрируются.
Сюда же следует отнести выявление сторонников среди избирателей, позвонивших кандидату и (или) в общественные приемные в рамках акции «Горячая линия». Если эта телефонно-агитационная акция подготовлена и проведена грамотно, если тема «Горячей линии» действительно горячая, число зарегистрированных в результате её осуществления сторонников исчисляется сотнями.
6. Сотрудники общественной приемной кандидата в обязательном порядке регистрируют всех посетителей и их обращения, просьбы к кандидату, специально отмечая потенциальных сторонников.
7. В любой избирательной кампании обычно реализуется несколько локальных проектов, цель которых завоевание новых сторонников. Сотрудникам, ответственным за локальные проекты, надо прививать внутреннюю установку: не только завоёвывать, но и фиксировать каждого потенциального сторонника. Если проводится мероприятие, на которое собираются потенциальные сторонники кандидата, необходимо продумать возможность их регистрации (так же как на встречах кандидата с избирателями – см. выше п.4). И вообще, услышав любой благоприятный отзыв о кандидате, сотрудник локального проекта должен отреагировать примерно следующим образом: «Большое спасибо за такую оценку нашего кандидата. Я обязательно доведу до него ваше мнение. Надо, чтобы он обязательно узнал о вас. Не дадите ли нам свои координаты, возможно, кандидат захочет с вами связаться?».
8.Нельзя обходить вниманием откровенных сторонников кандидата - его родственников и друзей, а также родственников и друзей штабного актива. Надо вспомнить и занести в «реестр своих» всех-всех: маму, папу, дедушек и бабушек по всем линиям, двоюродного брата и троюродную сестру, школьных и институтских приятелей, старых друзей по двору и т.д. Конечно, если они живут на территории округа. Это особенно важно для малоформатных выборов, где на счету порой бывает буквально каждый голос.
11.3.4. Зарегистрировали, отфильтровали, наметили схему «касаний»
Проблема второго «ЗА» - зарегистрировать потенциальных сторонников - должна решаться штабом кандидата централизованно. Для этого в штабе целесообразно создать специальное структурное подразделение – Контактную службу. Впрочем, в малоформатных кампаниях функции контактников иногда удается возложить на общественную приемную кандидата. В любом случае несколько специально выделенных сотрудников штаба должны заниматься системной регистрацией и организацией фиксирующих касаний потенциальных сторонников. Чем крупнее избирательная кампания, тем больше контактников надо привлекать.
Есть ли нормативы, позволяющие рассчитать потребное количество контактников?
Пока вряд ли. По крайней мере, наша команда все еще работает в этом направлении больше на глазок. А другие команды, с которыми мне приходилось контактировать, как правило, и вовсе не знают, что фиксировать надо всех потенциальных сторонников, а не только тех, кто расписался в подписных листах. Одним словом, эту технологию многим моим коллегам предстоит осваивать.
Все перечисленные выше каналы выявления сторонников необходимо полностью использовать. Ни один выявленный сторонник не должен «потеряться». Соответствующая исходная информация должна регулярно поступать от агитаторов, пикетчиков, бригадира обеспечения встреч и т.д. в Контактную службу. Сотрудники службы в свою очередь должны системно регистрировать, фильтровать эти сведения и готовить схемы касаний «своих» избирателей – коллективные и индивидуальные.
В исходной информации, поступающей от агитаторов и активистов в Контактную службу, должны как минимум, присутствовать следующие позиции: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и (или) телефон избирателя, наименование и дата мероприятия, на котором он попал в поле зрения как потенциальный сторонник. Желательно указывать хотя бы примерный возраст человека. Если избирателя можно идентифицировать как реального сторонника, в исходной информации это должно найти свое отражение.
На основе указанной информации в штабе под патронажем контактной службы создается и ведется электронная база данных «Сторонники», в которой сведения о «своих» избирателях систематизируются в двух видах:
а) пофамильно - в порядке алфавита. Этот вид систематизации позволяет отфильтровать базу, устранив дублирование вносимых сведений;
б) адресно - с привязкой к избирательным участкам, с расположением внутри участка улиц - в алфавитном, а домов и квартир – в последовательно возрастающем порядке. Этот вид систематизации, во-первых, дает представление о равномерности распределения сторонников по территории округа и, во-вторых, удобен для организации адресной рассылки.
Вроде, с техникой фиксации сторонников всё ясно. Повисает вопрос: ну, зафиксировали, а что дальше?
11.3.5. Все равно ты будешь мой!
А дальше решается проблема третьего «ЗА» - завоевать (или как мы в команде говорим меж собой - «зацеловать») потенциальных сторонников.
Речь идет, таким образом, о реализации системы «касательного» воздействия на избирателей. Субъектами воздействия могут быть как отдельные избиратели, так и их целевые группы.
Например, по встрече кандидата с трудовым коллективом института через отдел кадров удалось получить список всех побывавших на мероприятии, всех выступивших и задавших вопросы кандидату. С этим списком немедленно начинается работа. Для пассивно отсидевших на встрече готовится один вариант адресного благодарственного письма. Каждому выступившему или задавшему вопрос посылается другой вариант – тема письма по возможности увязывается с тем, что говорил этот человек на встрече. Кроме того, готовится благодарственное обращение кандидата ко всему коллективу института, несколько экземпляров которого изготавливаются крупноформатными и вывешиваются на видных местах в здании учреждения.. И так – по каждому проведенному штабом агитационному мероприятию, по каждой агитационной программе.
Понятно, что работа эта должна вестись целенаправленно и системно. Главная роль в организации закрепляющих касаний отводится Контактной службе. Именно на основании предложений её сотрудников штаб определяет: кого, когда, сколько раз и как надо коснуться. Значительная часть касаний возлагается на участковых агитаторов.
Универсальных форм воздействия по всем направлениям предложить не могу – они каждый раз определяются с учетом каналов и условий выявления потенциальных сторонников, а также с учетом ресурсных возможностей избирательной кампании.
Тем не менее, можно рекомендовать в качестве обязательных два универсальных закрепляющих касания, которые пригодны для всех без исключения случаев. По крайней мере, наша команда прибегает к этим касаниям всегда, и поверьте на слово, они воспринимаются людьми позитивно.
Первое обязательное касание - адресная рассылка так называемого «благодарственного письма» кандидата. Подобное письмо делают практически все избирательные штабы. Только почему-то в большинстве случаев благодарственные письма урезаны форматом сбора подписей – избирателей благодарят за доверие, которое они оказали, поставив подпись в поддержку выдвижения кандидата. И только.
Уверен, что этот формат слишком узок для благодарственного письма. Оно должно быть адресовано гораздо большему кругу лиц – всем тем избирателям, которые попали в орбиту кампании кандидата на разных её этапах: приходили на встречи с ним, обращались в приемную, звонили кандидату по «горячей линии», оставили свои координаты пикетчикам, прислали письма и т.д. Причём, благодарить надо всех скопом и за всё сразу. Потенциал агитационного воздействия такого письма несравненно богаче, чем письма урезанного формата, хотя бы потому, что человек, который всего-навсего поставил закорючку в подписном листе, получив развернутую благодарность кандидата, начинает ощущать сопричастность к «великим делам».
Прочитайте текст одного из таких писем, который приводится на следующей странице, и вы увидите, что я прав.
Второе обязательное касание кандидата – это повторный рейд агитаторов от двери к двери на заключительном этапе кампании. На этот раз агитатор обходит тех «своих» избирателей, с кем он ранее установил контакт, чтобы от имени кандидата пригласить их прийти на выборы (приглашение может быть письменным, в виде открытки). Кроме того, агитатору поручается зайти к сторонникам, которые были выявлены по другим каналам - прозвонщиками, пикетчиками и т.д. Смысл визита агитатора – от имени кандидата пригласить на выборы, при этом избирателям вручается пригласительная открытка с указанием адреса избирательного участка. Полезно разместить на вручаемой открытке копию избирательного бюллетеня с подсказкой, где следует сделать правильную отметку (галочку) в нем.
И благодарственное письмо, и заключительный визит агитатора домой к избирателю вместе взятые – эффективное мобилизующее средство. Как правило, большинство избирателей-потенциальных сторонников положительно реагируют на эти акции и приходят поддержать своего кандидата на выборах.
Вариант удачного благодарственного письма кандидата
Уважаемый Николай Павлович!
Обращаюсь к Вам со словами благодарности и признательности. Вы оказались среди тех 15 тысяч человек, с которыми мне, моим доверенным лицам и активистам моего избирательного штаба довелось общаться на начальных этапах избирательной кампании. Кто-то из Вас поставил свою подпись в поддержку выдвижения моей кандидатуры, с кем-то я или сотрудники моей общественной приемной беседовали по телефонам «горячей линии», кто-то, отложив дела, пришел на встречу со мной, чтобы лично высказать свои замечания, просьбы и пожелания.
Особую благодарность хочу выразить тем избирателям, которые приняли участие в обсуждении программы моих первоочередных действий, прислав или передав через агитаторов свои наказы. Большинство наказов касаются самых насущных вопросов: транспорт, жилье, проблемы стариков, инвалидов, подростков. На их основе и сформирована моя программа.
Спасибо Вам. Мне приятно, что среди моих земляков столько неравнодушных, столько отзывчивых людей.
Может я и не прав, но не могу не расценить Вашу поддержку и особенно Ваше участие в формировании моей программы иначе как аванс доверия. Очень надеюсь, что это так. Ведь тогда моя программа – не просто планы кандидата в депутаты Никитина, а в значительной мере - программа самих жителей округа, программа, составленная и одобренная тысячами избирателей. От столь явно выраженной воли избирателей не посмеет отмахнуться ни один чиновник, какой бы высокий ранг он не занимал.
Если 14 апреля Вы окажете мне доверие и выберете своим депутатом, я постараюсь выполнить эту программу. Тем более, что для реализации многих ее пунктов не требуется особых героических усилий - достаточно простого внимания к людям и настойчивости в заботе о них.
Еще раз спасибо за доверие и поддержку.