Тема 2.4 Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Студент должен:

знать:

- назначение органов и служб стандартизации;

- задачи технических комитетов.

Функции Госстандартов. Научно-исследовательские институты и технические комитеты по стандартизации. Головные организации по стандартизации. Отраслевые базовые организации. Службы стандартизации на предприятиях.

Методические указания

При изучении этой темы студенты должны усвоить функции, выполняемые органами и службами стандартизации Российской Федерации.

Для организации и проведения работ по стандартизации на предприятиях и в организациях создаются конструкторско-технологические отделы по стандартизации (КТОС).

Главной задачей этих отделов является научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по стандартизации на предприятиях, а также непосредственное участие в проведении этих работ.

Начальник отдела стандартизации несёт ответственность наравне с руководителями предприятия за соблюдение стандартов и технических условий в технической документации, разрабатываемой предприятием. За качество и технико-экономическую обоснованность разрабатываемых предприятием стандартов и технических условий, за соответствие их показателей современному уровню техники за своевременный пересмотр стандартов и технических условий с целью приведения их в соответствие с растущими требованиями народного хозяйства.

Отделы стандартизации являются самостоятельными подразделениями и подчиняются непосредственно главному инженеру предприятия.

Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) – является головным в области разработки научно – технических, правовых и экономических основ стандартизации, управления качеством продукции и государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов. Проводит работы по стандартизации в рамках СЭВ, ИСО и других международных организаций, научно – техническую и правовую экспертизу стандартов;

Всесоюзный научно – исследовательский институт по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении. Он проводит научно – техническую и правовую экспертизу стандартов, работы по стандартизации в рамках СЭВ и ИСО, научно – методическое руководство головными и базовыми организациями по стандартизации;

Всесоюзный научно – исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ) – является головным в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно – технической терминологии.

Центральный государственный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учёт и государственную регистрацию стандартов и технических условий, а также решений государственных аттестационных комиссий по присвоению продукции высшей категории качества;

Учитывает и хранит отечественную и зарубежную нормативно – техническую документацию;

Обеспечивает предприятия, организации и учреждения копиями зарегистрированных стандартов и технических условий.

Метрологические институты Госстандарта осуществляют научно – методическое руководство метрологической службой страны, разрабатывают государственные стандарты на единицы физических величин, на государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы, методы и средства измерений, методы оценки погрешностей измерений, методы и средства поверки средств измерений, проводят научно – исследовательские работы в области метрологии.

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности.

ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной стандартизации.

Основные функции ТК:

определение концепций развития стандартизации в своей области;

подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Литература (4, с. 49-55; 6,с. 48-63)

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняют Научно-исследовательские институты и технические комитеты по стандартизации?

2. Какие функции выполняют службы стандартизации на предприятиях?

Тема 2.5 Общая характеристика стандартов. Планирование работ по стандартизации

Студент должен:

знать:

- порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов.

Особенности содержания отдельных категорий стандарта. Государственный стандарт Российской Федерации. Объекты государственных стандартов. Обозначение государственных стандартов. Стандарты отраслей. Стандарты научно-технических обществ. Стандарты предприятий. Общая характеристика стандартов разных видов. Стадии разработки стандартов, пересмотр и изменение стандартов.

Методические указания

При изучении данной темы студенты должны изучить обозначение государственных стандартов, отраслевых стандартов, стандартов предприятий. Познакомиться с видами стандартов, усвоить стадии разработки стандартов.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта.

Заявителями могут быть государ­ственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предпри­ниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закреп­ленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа, не исключено так­же приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) фор­мирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на раз­работку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы:

-составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК),

- разработку проекта стандарта,

- представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия,

- -обновление стандарта,

- -пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государствен­ного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки вы­полнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересован­ных потенциальных потребителей этого стандарта (государст­венные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возмож­но, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие све­дения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержа­нию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организацион­ная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с чет­ким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой ста­дии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых норматив­ных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой ре­дакции касаются соответствия проекта законодательству Рос­сии, международным правилам и нормам, а также националь­ным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивно­сти этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение па­тентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и ,| рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на спе­циальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостове­риться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и поло­жениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявлен­ным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе получен­ных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окон­чательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, ор­ганами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследователь­скими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей чле­нов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстан­дарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного до­кумента.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологиче­ским стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требо­вания к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информа­ция о нем публикуется в ежемесячном Информационном ука­зателе.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономи­ки в соответствии с достижениями научно-технического про­гресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, не­обходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление норматив­ного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта про­водится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Резуль­татом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандар­тов технические комитеты ведут постоянную работу по под­держанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в дейст­вующие нормативные документы. При необходимости об­новления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стан­дарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных тре­бований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяе­мость и совместимость продукции, производимой по обнов­ленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу явля­ется разработкой нового взамен действующего. Необходимость пе­ресмотра возникает в том случае, если вносимые изменения свя­заны со значительной корректировкой основных показателей ка­чества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаме­няемость. ,

Отмена стандарта может осуществляться как с заме­ной его новым, так и без замены. Причиной, как правило, слу­жит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пе­ресмотре и отмене государственных стандартов, а также соответ­ствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стан­дарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производ­ства, .либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высоки­ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществля­ется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных дос­тижений связанных с внедрением изобретений и научных от­крытий. Отмена этой категории нормативных документов свя­зана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предос­тавлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

Литература (4,с 55-59, 6,с. 63-64)

Вопросы для самопроверки:

1. Что является объектами государственных стандартов?

2. Как обозначаются государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий?

3. С какой целью вводятся и как обозначаются стандарты научно-технических обществ?

4. Каковы стадии разработки государственных стандартов?

Наши рекомендации