Органы и службы стандартизации российской федерации

Органы ислужбы стандартизации — организа­ции, учреждения, объединения иих подразделения, основной деятельностью которых является осуществ­ление работ по стандартизации или выполнение оп­ределенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации— это органы, при­знанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Как отмечалось выше, государственное управле­ние деятельностью по стандартизации в России осу­ществляет Государственный Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Гос­стандарт России). Работы по стандартизации в обла­сти строительства организует Государственный коми­тет по строительной, архитектурной и жилищной по­литике России (Госстрой России).

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в сво­их стандартах могут устанавливать обязательные тре­бования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. со­здавать технические регламенты. В частности, как от­мечалось выше, роль технических регламентов вы­полняют санитарные нормы и правила (СанПиН), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государствен­ные образовательные стандарты Министерства обра­зования Российской Федерации и пр. В дальнейшем рассматривается деятельность Гос­стандарта как национального органа по стандартиза­ции.

К функциям Госстандарта относятся:

выполнение роли заказчика разработки государ­ственных стандартов, устанавливающих основопола­гающие и общетехнические требования, обязатель­ные требования (требования безопасности продук­ции, охраны окружающей среды, совместимости ивзаимозаменяемости продукции);

рассмотрение и принятие государственных стан­дартов, а также других нормативных документов ме­жотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств идругих органов государственного управления;

организация работы по прямому использованию международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в качестве государст­венных стандартов;

обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной ме­трологической службы;

осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований го­сударственных стандартов за состоянием и примене­нием измерительной техники;

руководство работами по совершенствованию си­стем стандартизации, метрологии и сертификации;

участие в работах по международному сотрудни­честву в области стандартизации и использованию их результатов

издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, не­обходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации.

Госстандарт Осуществляет свои функции непо­средственно и через созданные им органы. К терри­ториальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, в других центрах экономических районов: в Нижнем Новгороде — Верхневолжский ЦСМ, в Екатеринбурге — Уральский ЦСМ).

Службы стандартизации — специально создавае­мые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, пред­приятий (организации).

Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандар­тизации.

К научно-исследовательским институтам Гос­стандарта, например, относятся: НИИ стандартиза­ции (ВНИИстандарт) — головной институт в облас­ти Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной ин­ститут в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области раз-

работки научных основ унификации и агрегатирова­ния в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и ка­честву (ВНИИКЙ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономичес­кой информации, стандартизации научно-техничес­кой терминологии. Федеральный фонд Стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установ­ленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующих­ся по определенным видам продукции (услуг) и име­ющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Как указывалось выше, любой стандарт — про­дукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Тех­нического Комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК вклю­чают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересо­ванных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК не­сут ответственность за качество и сроки разрабатыва­емых ими проектов стандартов в соответствии с дей­ствующим законодательством и заключенными дого­ворами на проведение этих работ.

Укажем для примера структуру и состав некото­рых ТК.

В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подко­митеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминоло­гия»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка дей­ствующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематери­альных благ».

В составе ТК 347 «Услуги торговли и обществен­ного питания» два подкомитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В со­став ПК 1, например, входят представители: Минис­терства торговли Российской Федерации, в частнос­ти. Департамента маркетинга потребительского рын­ка; Госстандарта России; Центросоюза; Департамен­та потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стан­дартизации в отраслях народного хозяйства в необхо­димых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов госу­дарственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствую­щих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выпол­няемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-кон­структорские и другие работы по стандартизации.

Наши рекомендации