Классификация складов и состав складского хозяйства
Разнообразие предназначения складов обусловило необходимость классификации складов по многим признакам (Табл. 9.2): по видам грузов, по типу строительной части, по уровню механизации, по компановке хранилищ, по технологии складирования грузов.
Вне зависимости от видов складов для их устройства минимально необходимы огражденная территория, подъездные пути и помещения для работы складского персонала. Конструкция и внутреннее оборудование складов и в первую очередь зависит от особенностей хранящихся на них видов грузов.
Таблица 9.2.
Классификация складов
Склады по видам грузов | По типу строитель-ной части | По уровню механизации | По компа-новке | По технологии складирования грузов |
Тарно-штучных. Длинномерных. Крупногабарит-ных. Сыпучих. Наливных. | Открытые площадки. Навесы. Закрытые. Холодиль-ники. | Немеханизированные. Механизированные. Комплекно-механизированные. Автоматизированные. Автоматические. | Тупиковые. Поточные. | Штабельные. Стеллажные. |
Склады тарно-штучных грузов являются самыми простыми по технологии складирования и пока наиболее распространенными, так как предназначены для временного или длительного хранения грузов в различной таре или в пакетах. По мере расширения масштабов контейнерных перевозок их значение имеет тенденцию к постепенному уменьшению.
Склады длинномерных грузов связаны с массовым приемом, хранением и постепенной выдачей преимущественно строительных конструкций и материалов, более сложные по технологии грузообработки и соблюдению правил охраны труда и техники безопасности при работе с применением кранового оборудования и различных резательных инструментов.
Склады сыпучих грузов обычно характеризуются большими объемами хранения и механизированных способов приема и дозировки сырья и материалов при выдаче получателям.
Склады наливных (жидких) грузов наиболее сложные по оснащению оборудованием, соблюдению правил пожарной безопасности или санитарно-гигиенических требований.
По типу строительной части самые простые склады представляют собой открытые площадки. Для их оборудования требуется ровная площадка с твердым покрытием, на которой могут складироваться грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков. К ним могут относиться единичные грузы, грузы в таре и пакетах, а также большинство массовых насыпных, особенно строительных грузов.
Наиболее востребованы открытые площадки для складирования контейнеров, так как грузы в контейнерах защищены от атмосферных осадков. Дополнительными требования к контейнерным площадкам является наличие прочного, обычно бетонного покрытия, способного выдерживать нагрузки от контейнеров, складируемых в несколько, как правило, пяти ярусов, а также от мощных механизированных средств их перегрузки.
Навесы оборудуются для складирования грузов, подверженных воздействию атмосферных осадков в виде повышенной степени ржавчины металлических изделий или впитывания излишней влаги пиломатериалов.
Кроме того навесы используются как средство естественной сушки пиломатериалов или же ускоренной их сушки с использованием искусственной продувки обычным или теплым воздухом.
Закрытые склады используются для хранения ценных грузов, к которым ограничивается доступ посторонних лиц. Закрытые склады могут не отапливаться в виду отсутствия особых требований к условиям хранения грузов. Если же продукция требует специального температурного и влажностного режима, то она должна храниться в отапливаемых складах или отдельно оборудованных хранилищах. Такие закрытые отапливаемые склады требуют дополнительных затрат на строительство и их эксплуатацию.
Холодильники – это наиболее сложные складские комплексы, в которых с помощью специального оборудования постоянно поддерживается требуемый температурный режим для хранения скоропортящейся продукции.
По уровню механизации грузовых операций склады бывают немеханизированные, когда все работы на складе выполняются грузчиками вручную. Обычно это небольшие склады для хранения тарных, сыпучих или наливных грузов с ограниченным грузооборотом, то есть малой интенсивностью приема и выдачи грузов. Оснащение их средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ экономически нецелесообразно из-за длительных сроков окупаемости затрат. Большинство же современных складов являются механизированными, что способствует их экономической и социальной эффективности.
Существуют и другие менее существенные признаки классификации складов: собственные или арендованные, специализированные или комплексные, принадлежат производственным или торговым организациям, относятся к той или иной области логистики, имеют различные размеры.
Каждый склад в соответствии с предназначением и характером хранящихся на нем грузов оснащается необходимым оборудованием, обеспечивающим его эффективную работу. Различают общие и специфические закономерности организации складского хозяйства.
Любой склад имеет свою внутреннюю структуру, которая включает определенные функциональные зоны, служебные и бытовые помещения, площадки для размещения грузов, разнообразное складское и подъемно-транспортное оборудование и инструмент.
Основными функциональными зонами склада являются;
зона приемки груза и разгрузки транспортных средств;
площадки для хранения грузов;
зона пакетирования и маркировки товаров;
зона комплектования отправок потребителям;
зона экспедирования;
зона выдачи грузов и погрузки транспортных средств.
Складское оборудование существенно различается в зависимости вида складируемого груза. Подъемно-транспортные машины и механизмы (ПТМ) имеют общую классификацию, могут применяться практически на всех складах и делятся на две основные группы: периодического и непрерывного действия.
Склад тарно-штучных грузов по составу элементов и оснащению оборудованием сравнительно прост. В зависимости от штабельного или стеллажного способа хранения грузов склад обычно оборудуется стеллажными конструкциями, складской тарой и вспомогательным оборудованием.
Применяются самые различные стеллажные конструкции:
полочные;
каркасные;
консольные;
элеваторные;
гравитационные.
Складская многооборотная тара может быть металлической или полимерной.
Вспомогательное оборудование может включать:
пакетоформирующие машины;
средства перегрузки и внутри складской транспортировки.
На складе тарно-штучных грузов применяется преимущественно подъемно-транспортное оборудование периодического действия, в том числе:
краны: мостовые, козловые, консольные, портальные;
ручные или электрические тали и тельферы;
мостовые или стеллажные краны-штабелеры;
грузовые лифты;
автоматические краны-штабелеры (складские роботы);
манипуляторы (промышленные роботы).
Для обеспечения грузовых операций используется различное вспомогательное крановое оборудование:
устройства для счета, взвешивания и маркировки грузовых единиц;
грузозахватные приспособления;
сбрасыватели и толкатели;
ручные тележки с гидроприводом;
штабелеукладчики;
подъемные столы;
рольганги;
лотки;
грузовые рампы;
уравнительные переходные мостики;
техническое оборудование по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей.
Склады сыпучих грузов оборудуются специальными складскими емкостями, подъемно-транспортным оборудованием, также устройствами приема и выдачи сыпучих грузов.
Основные складские емкости:
бункеры;
закрома;
силосы.
На складе сыпучих грузов применяется подъемно-транспортное оборудование непрерывного действия:
конвейеры: ленточные, пластинчатые, винтовые, скребковые, штанговые, тележечные, вибрационные, подвесные;
элеваторы;
пневмо- и гидротранспортные установки.
Основные устройства приема и выдачи сыпучих грузов:
эстакады;
траншеи;
тепляки;
рыхлители;
вибраторы;
дозаторы;
опрокидыватели.
Склады наливных грузов могут иметь специальные складские емкости в виде металлических или бетонных резервуаров, насосы или вакуумные установки, а также специальные устройства для подогрева, регенерации, проверки качества жидкостей, а также специальные средства пожарной сигнализации и пожаротушения.