Ликвидация промежуточных звеньев

По мере того как ИТ все глубже проникают в различные сферы бизнеса, они изменяют различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой фундаментальные структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой драматической тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в банковской сфере уменьшается роль мелких банков, т. к. на внедрение информационных технологий требуются значительные ресурсы.

ИТ в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов «компьютер – компьютер» устраняют, например, промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (так называемым «электронным киоскам»), заказывают имеющиеся в продаже товары и получают электронные купоны. Можно привести массу аналогичных примеров в банковском деле и других сферах бизнеса.

В целом оценивая ситуацию, американские специалисты утверждают, что вводя новое оружие конкуренции в различные сферы деятельности, ИТ вызывает острую борьбу между фирмами. «Intel» предсказывает, что в конце концов «электронная» коммерция вытеснит среднее звено бизнеса (дистрибьюторов), которые сегодня играют важную роль в доведении всех видов продукции до конечного пользователя.

Основная причина превращения ИТ в такую мощную силу состоит в том, что информация часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, к примеру, когда закупается программа обучения или заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо для взаимоотношений внутри предприятий (производство – обеспечение), между предприятиями (покупатель – продавец) и между предприятием и потребителем. В данных случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества ИТ: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на информационные технологии значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов (с привлечением человека, бумаги и т. д.).

Существуют серьезные основания предполагать, что уже в начале XXI века ликвидация промежуточных звеньев как проявление третьей тенденции развития ИТ приведет к размыванию границ между традиционными отраслями экономики и отраслями, связанными с ИТ. К тому же ликвидация промежуточных звеньев, которая происходит в настоящее время среди потребителей ИТ, несомненно, вызовет аналогичный процесс и среди поставщиков ИТ.

Глобализация

Еще одной тенденцией развития ИТ является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) сегодня – потенциальный потребитель информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему беспредельны, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким, как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обусловливает этот процесс:

§ различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и особенностей страны;

§ соотношение «стоимость – эффективность» ИТ;

§ правительственная поддержка;

§ стандартизация;

§ сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

Сегодня в информационном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейших центра – США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается конкурентная борьба. Основные итоги этой борьбы в конце 80-х в начале 90-х гг. характеризовались следующим.

Наметилось общее ослабление американских позиций на мировом рынке ИТ. США доминируют только в области поставок компьютерного оборудования (75%) и программных средств (65%).

Отмечается возрастание роли Японии. С конца 70-х гг. она произвела около 50% мирового объема потребительской электроники. Доля японских производителей конторского оборудования на североамериканском рынке составляет: в области копировальной аппаратуры – свыше 40%, в области калькуляторов и факсимильного оборудования – около 100%.

Для Европы характерно в последнее время отставание в области ИТ. Европейские компании, специализирующиеся на ИТ, за исключением нескольких производителей мирового класса рассматриваются как полностью и, возможно, навсегда утратившие способность конкурировать на мировом рынке. Такое заключение неизбежно следует из проведенного опроса общественного мнения. Общая доля европейских компаний на внутреннем рынке составляет лишь 3040% общего объема поставок ИТ. Среди 100 крупнейших частных компаний и фирм только 19 – европейские. Все страны Европы являются нетто-импортерами ИТ, и их торговый дефицит в области новейших технологий растет. Но правительства европейских государств, несмотря на скептическое отношение к их деятельности со стороны высшего руководства частных компаний, способствуют возрождению своей промышленности ИТ. НИОКР в области ИТ нашли поддержку не только со стороны отдельных правительств, они привлекли внимание руководства ЕЭС, которое выдвинуло обширную программу консолидации ресурсов (ESPRIT – Европейская стратегическая программа исследований в области информационных технологий).

Конвергенция

Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко дифференцировать. Однако описанные выше информационные тенденции меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Копировальная и вычислительная техника – это продукция, телекс и радиовещание – это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Некоторые системы могут представлять собой универсальные устройства. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся, по существу, взаимозаменяемыми.

Конвергенция формирует так называемый потенциальный рынок ИТ, состоящий из ряда сегментов.

«Потребительский сегмент» включает передачу информации и развлечений и потребление их частными лицами. Такое потребление может осуществляться дома, в личном автомобиле, местном торговом центре или номере гостиницы. Многие индивидуальные услуги могут быть получены также служащими фирмы со своих АРМ без специального разрешения фирмы.

«Обеспечение бизнеса» включает потребление продукции и услуг ИТ в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение продукции и другие стадии создания добавленной стоимости. Использование ИТ, как правило, чрезвычайно интенсивно, носит повторяющийся характер и регулируется определенными процедурами.

«Интеллектуальная работа» включает потребление и передачу информации менеджерами и другими специалистами.

Прогноз реального рынка с учетом анализа динамики развития индустрии информационных технологий позволяет выделить следующие основные области ИТ:

1) услуги связи. Реализуются посредством таких сетей общего пользования, как телефонная передача данных, передачи изображения и звуковых сигналов, а также традиционных методов доставки, например по почте;

2) информационные услуги. Представлены различного рода публикациями, осуществляемыми как традиционными методами, так и посредством электроники; пакетами прикладных программ, заказными программными средствами, компьютерной обработкой данных, рекламой и другими видами профессиональных услуг;

3) развлечения. Обеспечиваются за счет создания информационного продукта музыкального, художественного, юмористического и игрового характера, распространения его в виде печатных изданий, пластинок, кассет, дискет и т. д., а также посредством радио- и телетрансляции, кабельного телевидения, театров и др.;

4) потребительская электроника. Представлена стандартными устройствами и системами, обеспечивающими потребности частных лиц в информации и развлечениях (например, телефонная, аудио- и телеаппаратура, такие новейшие системы, как бытовые компьютеры и лазерные проигрыватели, которые хранят и воспроизводят информационно-развлекательные передачи);

5) конторское оборудование. Охватывает широкий круг устройств и систем: от простейших автономных устройств для перенесения с носителя на носитель (копировальные и пишущие машины) до сегодняшних – с сетями персональных компьютеров, телефонных аппаратов и других видов АРМ, которые хранят, обрабатывают и передают информацию;

6) системы обеспечения бизнеса. К ним относятся системы общего назначения для обработки, хранения и передачи информации (например, универсальные компьютеры с соответствующим программным обеспечением), а также устройства и системы специализированного назначения (коммутаторы для сетей связи, устройства для сбора технологической информации, роботы, средства автоматизированного контроля и управления технологическими процессами, «электронные киоски», автоматические кассовые аппараты и системы продажи бензина).

Между сегментами ИТ потенциального рынка и прогнозом реального рынка происходит эффект наложения, который в будущем будет определять конъюнктуру рынка.

Поиск новой интегрированной продукции и необходимость быстрой конвергенции вызывают стремление к всестороннему сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств:

§ компании должны стремиться к конвергенции с близкими или родственными предприятиями, что усиливает так называемое «стратегическое ядро»;

§ фирмы должны добиваться прочного и долговременного положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями;

§ компании должны подходить к выбору перспективных партнеров со стратегических позиций;

§ при наличии потенциально-стратегического партнера поставщик ИТ до совершения сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат сторонам максимальные преимущества.

Конвергенция, таким образом, выступает как многомерный феномен, обусловленный развитием других четырех «информационных тенденций».

Конвергенция интегральных рыночных услуг является наглядным примером доминирующего значения информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что приводит, в свою очередь, к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения, способствует глобализации.

2.2. Техническое обеспечение – фундамент информационных технологий

Эволюция технического обеспечения, которое включает в себя аппаратные средства, средства коммуникации, программное обеспечение, проходит неравномерно, скачкообразно. Развитие компьютерной техники осуществляется в геометрической прогрессии. Каждые четыре года происходит удвоение производительности компьютеров.

Фирмы «Apple Computer Corp.», «IBM Corp.», «Netscape Communications Corp.», «Oracle Corp.», «Sun Microsystems Inc.», «Dell» и «Cisсo» представили эталонный перечень спецификаций и рекомендаций по устройству сетевого компьютера (Network Computer – NC). Это иногда воспринимается как приговор тандему «Wintel» (Windows+Intel) и персональным компьютерам вообще. Сетевой компьютер находится в постоянном соединении с сетью и позволяет более плотно использовать ее ресурсы. При этом удается снизить стоимость самого компьютера и его эксплуатации, добиться независимости программного обеспечения от платформы. Предполагается, что в каждый NC будет встроено программное обеспечение просмотра WWW-страниц, способное исполнять загружаемые по сети приложения, а необходимость в жестком диске отпадает (очень похоже на многотерминальные комплексы с различной степенью интеллектуальности терминала, которые так и не прижились повсеместно). Конкуренция заставляет «Microsoft» и «Intel» разрабатывать другие реализации этих идей. Они выступили с двумя инициативами, направленными на снижение стоимости содержания персональных компьютеров в организации, – «Zero Administration» («Нулевое администрирование») и NetPC (сетевой персональный компьютер). В них предусмотрены некоторые моменты, пересекающиеся с предложениями инициаторов NC, но без революционных преобразований. Опубликована соответствующая спецификация, а инициативы получили поддержку 96 ведущих производителей.

В конце 90-х гг. рядом ведущих производителей было объявлено о выпуске устройств класса «Handheld PC» (по аналогии с часами это можно перевести как наручный компьютер, а пояснить так: «компьютер, с которым можно работать, держа его на ладони»). Он функционирует под управлением версии «Windows – Windows СЕ», созданной специально для широкого ряда устройств типа персональных цифровых помощников, коммуникационных устройств и портативных компьютеров. Операционная система, а также упрощенные («pocket») версии менеджера персональной информации «Word», «Excel», «Internet Explorer» и клиента электронной почты хранятся в ПЗУ. Предусмотрен обмен данными с настольным ПК и его приложениями и, естественно, доступ к Internet.

Мы, конечно же, станем свидетелями появления множества сетевых устройств различного назначения, как для бытовых, развлекательных, так и для профессиональных надобностей, начиная от телевизионных приставок до специальных устройств для работы с базами данных, например, для заказа билетов в транспортных агентствах. И вовсе не обязательно, чтобы они базировались на технологии «Java», это может быть и специальная версия «Windows», как в описанном выше примере. Будет наряду с такими устройствами и собственно сетевой компьютер, как он сейчас понимается. Скорее всего, основная сфера его применения – специализированные комплексы. Они будут сосуществовать с персональными компьютерами, подключенными к сети, и другими вариантами, составляя небольшую часть рынка.

Все лидеры компьютерной индустрии обнародовали свои стратегические планы относительно Internet/Intranet и совокупности новых технологий, спеша утвердиться в общественном мнении как Internet-компании. Не сделать этого и не подтвердить свои заявления делами – означает потерять доверие клиентов и проиграть. Объявлена соответствующая стратегия и корпорацией «Microsoft». Уже произведена внутренняя структурная перестройка, выпущена целая гамма продуктов для Internet, все существующие продукты дополняются средствами интеграции с Internet, развиваются новые технологии. Идет работа в независимых комитетах и консорциумах по согласованию стандартов. Сегодня «Microsoft» тратит на исследования и разработки в области Internet больше, чем любая другая компания.

Не отстают от разработчиков компьютерной техники и другие разработчики технического обеспечения. Планируется развернуть глобальную спутниковую телефонную сеть, состоящую из 86 низкоорбитальных спутников, которая позволяет связываться по спутниковому телефону из любой точки планеты. В этом проекте участвует российский производитель ракет – Центр им. М. В. Хруничева.

2.3. Internet и Intranet – яркое проявление основных тенденций развития информационных технологий

Не прав тот, кто думает, что Internet создан только для «технарей». Эта глобальная сеть привлекает все больше абонентов, для которых компьютер является инструментом в их профессиональной деятельности.

Стоит напомнить историю развития Internet. В 70-х гг. военное ведомство США начало разработку глобальной сети, способной выстоять в условиях ядерной войны. Это достигалось возможностью использования серверов в виде «паутины», т. е. маршрутов соединения компьютеров разных пользователей было почти бесконечным. В конце 70-х к сети был разрешен доступ университетам и научным центрам, а в 80-х сеть была открыта для всех пользователей. Разнообразие стандартов, программного обеспечения, компьютерной техники сдерживало коммерческое использование сети в повседневной деятельности.

Всемирная паутина (англ. World Wide Web) — распределённая система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web «паутина») и аббревиатуру WWW.

Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов Всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы — браузеры (англ. browser).

Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и взрыв в развитии Интернета. В повседневной речи, говоря об Интернете, часто имеют в виду именно Всемирную паутину. Однако важно понимать, что это не одно и то же.

Появление технологии WWW (Wold Wide Web) привело к революционному подъему в использовании Internet. Всего за полгода количество WWW-серверов в мире увеличилось от 3000 до 10 000. «Плетение паутины» продолжается, ежедневно появляются новые хранилища данных, содержащие разнообразнейшую информацию. Диапазон тем – от ловли рыбы на муху и домашнего пивоварения до обзоров кинофильмов и электронных газет.

WWW поддерживает набор стандартов, позволяющих пользователям получить доступ к информационным ресурсам Internet. Отличительной особенностью Web являются гипертекстовые средства, с помощью которых можно без сложных манипуляций получать доступ к информации, находящейся на другом конце света. Первые нити «паутины» были сплетены в 1989 г. в Херне (European particle physics laboratory) под руководством Тима Бернерс-Ли. WWW была задумана как целостный мир, в котором информация из любых источников легко доступна на любых типах компьютеров, в любой стране, с использованием стандартизованных программ.

WWW – новое средство для издательского бизнеса. Количество изданий, появляющихся в виде электронных версий, постоянно растет.

Интересен и тот факт, что в отличие от обычной практики глобальных сетей, когда пользователь платит вступительный взнос и оплачивает время работы в режиме «on-line», в WWW есть тенденция к свободному сервису, поддерживаемому рекламными доходами.

Эта технология, помноженная на прогнозируемые масштабы внедрения операционной системы «Windows 95», рекордные за всю историю индустрии, сделает Internet таким же привычным средством общения, как телефон.

Ликвидация промежуточных звеньев - student2.ru

Рис.2.3.1 Стремительное развите Интернет

Intranet – собственная сеть передачи данных предприятий любого масштаба, от малых (5-20 компьютеров) до географически распределенных монстров, основанная на технологиях сети Internet. Эта сеть предоставляет пользователям весь спектр возможностей сети Internet, но ограничивает доступ к информации, разрешая его только сотрудникам и партнерам предприятия. Такая сеть достаточно часто использует публичные каналы связи, входящие в Internet, но при этом обеспечиваются защита передаваемых данных и меры по пресечению проникновения извне на внутренние узлы информации.

Задача Intranet также заключается в предоставлении пользователю оперативного доступа к корпоративной информационной системе вне зависимости от времени суток и его местонахождения.

Эффект целей информационного бизнеса и задач Internet достигается за счет следующих факторов.

Во-первых, гипертекстовая организация информации Intranet таит в себе огромные возможности. Это новый принцип предоставления информации – электронная книга с автоматическими переходами по ссылкам. Простота такого интерфейса позволяет расширить контингент конечных пользователей, привлекая к активной работе с компьютером руководителей верхнего звена. Язык гипертекстовой разметки HTML имеет свойства, позволяющие создать документ с диалоговыми элементами. Надо отметить, что HTML – в определенной мере универсальный стандарт описания диалога. Этот универсализм может быть распространен на внутренние справочные системы, текстовые редакторы и специальные деловые программы предприятия.

Во-вторых, все решения Intranet-приложений для взаимодействия с базой данных основаны на архитектуре «клиент – сервер». Эта технология позволяет ускорить работу приложения и уменьшить объем информации, передаваемой по общим Internet-каналам. Для конечного пользователя это означает возможность работы на дому при помощи модема и обычного доступа в сеть Internet. В данном случае пользователь должен знать только свои имя и пароль для доступа к корпоративной сети и работать по обычному сценарию.

В-третьих, использование предложенной фирмой «Sun» технологии «Java» ориентирует взаимодействие между клиентом и сервером на передачу команд, а не данных. В ходе работы с системой обеспечивается фондовая подкачка через сеть на компьютер пользователя программных агентов – апплетов, которые берут на себя функции клиентского программного обеспечения (ПО). При построении информационных приложений с использованием технологии «Java» получается классическая двух- или трехзвенная архитектура «клиент – сервер», а гипертекст уходит на задний план и лишь отображает информацию на экране. Существенным достоинством такой технологии является независимость приложения от аппаратной платформы. Но есть и недостатки: невысокое быстродействие, многооконный интерфейс пользователя.

Очевидная выгода использования интранет

§ Высокая производительность при совместной работе над какими-то общими проектами

§ Легкий доступ персонала к данным

§ Гибкий уровень взаимодействия: можно менять бизнес-схемы взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.

§ Мгновенная публикация данных на ресурсах интранет позволяет специфические корпоративные знания всегда поддерживать в форме и легко получать отовсюду в компании, используя технологии Сети и гипермедиа. Например: служебные инструкции, внутренние правила, стандарты, службы рассылки новостей, и даже обучение на рабочем месте.

§ Позволяет проводить в жизнь общую корпоративную культуру и использовать гибкость и универсальность современных информационных технологий для управления корпоративными работами.

Преимущества веб-сайта в интранет перед клиентскими программами архитектуры клиент-сервер

§ Не требуется инсталляция программы-клиента на компьютерах пользователей (в качестве неё используется браузер). Соответственно, при изменениях функциональности корпоративной информационной системы обновление клиентского ПО также не требуется.

§ Сокращение временных издержек на рутинных операциях по вводу различных данных, благодаря использованию веб-форм вместо обмена данными по электронной почте

§ Кросс-платформенная совместимость — стандартный браузер на Microsoft Windows, Mac, и GNU/Linux/*NIX.

Недостатки интранет

§ Сеть может быть взломана и использована в целях хакера

§ Непроверенная или неточная информация, опубликованная в интранет, приводит к путанице и недоразумениям.

§ В свободном интерактивном пространстве могут распространяться нелегитимные и оскорбительные материалы.

§ Легкий доступ к корпоративным данным может спровоцировать их утечку к конкурентам через недобросовестного работника.

§ Работоспособность и гибкость интранет требуют значительных накладных расходов на разработку и администрирование.

Наши рекомендации