Уровни зрелости процессов управление персоналом
В стандарте «People CMM» определены пять уровней зрелости системы управления персоналом:
1. Начальный уровень (initial level);
2. Управляемый уровень (managed level);
3. Определенный уровень (defined level);
4. Прогнозируемый уровень (predictable level);
5. Оптимизирующий уровень (optimizing level).
1. Начальный уровень (initial level) описан в стандарте в качестве основы для сравнения со следующими уровнями. Согласно концепции CMM, на первом, начальном уровне организационной зрелости фирма находится с момента её образования.
2. Управляемый уровень (managedlevel) характеризуется тем, что в организации должны быть внедрены базовые технологии управления персоналом. Планирование и управление персоналом основывается на накопленном опыте.
3. Определенный уровень(defined level) характеризуется тем, что стандартные процессы управления персоналом задокументированы. В процессе стандартизации происходит переход на наиболее эффективные практики и технологии. Как уже отмечалось выше, на третьем уровне организационной зрелости основной задачей развития системы управления персоналом является определение и идентификация ключевых компетенций и процедур, связанных с управлением ими.
4. Прогнозируемый уровень (predictablelevel) характеризуется тем, что в организации устанавливаются количественные показатели качества управления персоналом. Таким образом, более совершенное управление персоналом достигается за счет уменьшения отклонений различных показателей управления персоналом от нормативных значений. Основной задачей организационного развития является создание и внедрение технологий и практик управления, основанных на групповой, командной работе. При этом команды формируются, исходя из компетенций их участников.
5. Оптимизирующий уровень (optimizing level) характеризуется тем, что мероприятия по улучшению управления персоналом применяются не только к существующим процессам, но и для оценки эффективности ввода новых технологий. Основной задачей службы управления персоналом на этом уровне является постоянное улучшение существующих процессов. При этом улучшение процессов в идеале должно помогать предупреждать возможные ошибки или дефекты.
Стандарт SA 8000:2001«Social Accountability» - «Социальная ответственность»
Ведущие компании мира уже в течение многих лет считают, что надежными партнерами могут быть только те, кто использует этичные подходы к обществу в целом и к своим сотрудникам, уважает их и создает им необходимые условия для работы. Стандарт SA 8000:2001 «Social Accountability» (Социальная ответственность) предназначен для того, чтобы организации могли подтвердить использование социально-ответственных подходов в своем бизнесе. Стандарт де-факто является международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций.
Первая версия стандарта SA 8000 была введена в действие с октября 1997 г. Второй вариант стандарта SA 8000 был разработан в 2001 году международной организацией «Social Accountability International» (SAI) Нью Йорк, США. SAI - законодатель всего, что связано с данным стандартом и единственная организация, определяющая требования для аудиторов, органов по сертификации. Данная организация также проводит обучение аудиторов и аккредитацию органов по сертификации. Сертификаты, выданные не аккредитованным SAI органам по сертификации и аудиторам, не имеют юридической силы и какой-либо ценности.
Идеологическую основу стандарта SA 8000 составляют:
Общая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),
Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),
Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,
конвенции и рекомендации Международной организации по труду (International Labour Office (ILO) Convention) и других служб по защите прав человека.
Основная часть стандарта содержит требования к менеджменту по следующим вопросам:
1. Детский труд;
2. Принудительный труд;
3. Здоровье и безопасность;
4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор;
5. Дискриминация;
6. Дисциплинарные взыскания;
7. Рабочее время;
8. Вознаграждение;
9. Системы менеджмента.
Стандарт 18001:2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series» (OHSAS) - «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала»
Стандарт 18001:2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series» в специальной литературе обозначается коротко – как OHSAS 18001:2007. На русский язык это словосочетание переводят по-разному, чаще всего – «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования».
Первая версия OHSAS 18001 была анонсирована как спецификация в 1999 году (OHSAS 18001:1999). В её разработке принимали участие национальные органы по стандартизации и сертификации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирмы и исследовательские организации. За основу спецификации был принят известный британский стандарт BS 8800-96 «Guide to Occupational health and safety management systems» (Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала). Спецификация OHSAS 18001:1999 ориентирована на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации. По своей сути спецификация OHSAS 18001:1999 направлена на выявление потенциальных опасностей и рисков и последующее сокращение и предотвращение несчастных случаев.