Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов



Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов - student2.ru Масса нетто упаковочных еди­ниц, г Объем выбор­ки, шт. Приемоч­ное число Браковоч­ное число
До 50 включительно
От 51 до 200 включительно б
От 201 до 500 включительно
От 501 до 750 включительно
От 751 до 1000 включительно

Для непродовольственных товаров применяется еще один критерий принятия решения о приемке товарной партии по качеству — приемочный уровень дефектнос­ти (AQL — от англ. acceptable qualitity level — допусти­мый качественный уровень).

Приемочный уровень дефектности — максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной пар­тии по качеству. Этот критерий устанавливается на осно­вании данных о количестве обнаруженных дефектов, полу­ченных регистрационным методом. Например, приемочный уровень дефектности для обуви при приемке в торговле составляет 4%.

Из объединенной пробы или исходного образца отбира­ют средние образцы, пробы, а из них —навески для прове­дения сертификационных, исследовательских или иных кон­трольных испытаний.

Средний образец — часть исходного образца, отобран­ная для проведения лабораторных испытаний. Средний об­разец отбирают из товарных партий, состоящих из отдель­ных упаковочных единиц.

Например, для составления среднего образца из пище­вых консервированных продуктов, расфасованных в потре­бительскую тару, отбирают количество единиц упаковки, указанное в табл. 10.

Из среднего образца, состоящего из отдельных упако­вочных единиц, отбирают среднюю пробу, которую состав­ляют из отдельных точечных проб (выемок), отторгаемых от каждой упаковки среднего образца.


Вместимость тары, мл Количество отбираемых единиц упаковки для испытаний и оценки показателей, шт.
физико-хи­мических бактерио­логических органолеп-тических всего
До 50
От 50 до 100
От 100 до 200
От 200 до 300 2 •
От 300 до 1000
От 1000 до 3000*

'Примечание. Свыше 3000 мл отбирают дополнительно одну единицу упаковки.

Средний образец, который отправляют в лабораторию, находящуюся вне места осмотра, завертывают в бумагу и опечатывают или опломбировывают. Образцы сопровож­даются актом об их отборе и этикеткой, на которой указы­вают наименования предприятия-изготовителя или продавца товара (или продукции), его сорт, дату выработки, иденти­фикационный номер товарной партии (или ее размер, но­мер товарно-сопроводительного документа), дату отбора образца, фамилии и должности лиц, отобравших образец, номер стандарта или ТУ.

Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц (бочек, цистерн, ящиков и т. п.), кото­рые не могут быть отобраны в средний образец, то из пар­тии отбирают сразу среднюю пробу. Среднюю пробу отби­рается так же, если партия состоит из отдельных неупако­ванных единичных экземпляров товаров.

Средняя проба — часть объединенной пробы или сред­него образца, выделенная и подготовленная соответствую­щим образом для проведения лабораторных испытаний.

Подготовка средней пробы может осуществляться пу­тем измельчения продуктов и тщательного перемешива­ния измельченной массы, встряхивания, в отдельных слу­чаях — консервирования спиртом, высушивания и т. п.



Глава 6. Технологический цикл товаров

Идентификация и прослеживаемость товаров




Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов - student2.ru В ряде случаев предусматривается разделение средне­го образца или пробы на 2—3 части, одну из которых на­правляют на анализ в лабораторию, а две другие хранят в установленных условиях и в течение определенных сроков.

В спорных случаях дополнительно выделяют арбитраж­ные средние образцы, срок и место хранения которых ус­танавливают по соглашению сторон. Например, срок хра­нения вина виноградного в бутылках, консервов в стеклян­ной, металлической и полимерной таре составляет не бо­лее 6 мес, пресервов — не более месяца.

Из средней пробы для определения конкретных пока­зателей качества выделяют навески.

Навеска — часть средней пробы, выделенная для опре­деления некоторых показателей качества товаров.

Размер навески неодинаков для определения различ­ных показателей качества и устанавливается в соответст­вии с методикой определения этих показателей.

Для обеспечения надлежащего уровня контроля качест­ва на разных этапах товарной стадии должны быть обеспе­чены постоянная идентификация и прослеживаемость то­варных партий.

Идентификация и прослеживаемость товаров

Относятся к важнейшим составным элементам системы качества на производстве и в сфере обращения. Основные положения по организации в сфере производства работ по идентификации и прослеживаемости установлены между­народными стандартами серии 9000, а также рекоменда­циями «Система качества. Идентификация и прослеживае­мость продукции на предприятии» (Р 50-601-36-93).

На товарной стадии указанные элементы системы ка­чества не менее важны, особенно когда это относится к идентификации и прослеживаемости товарных партий на этапах хранения и предреализационной подготовки товаров. Ниже пойдет речь об одном из видов иденти­фикации — партионной (или товарно-партионной).

Партионная идентификация— деятельность по инфор­мационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упако­вочных единиц к определенной товарной партии.

Целью идентификации является обеспечение прослежи­ваемости местонахождения товарной партии и/или входя-

щих в ее состав единичных экземпляров товаров или сово­купных упаковок. Это облегчает выявление возможных причин технологических или предреализационных дефектов.

Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже после реализации на этапе потребления (эксплуатации) могут быть выявлены критические дефекты и может воз­никнуть необходимость изъятия всей товарной партии, опас­ной для потребителя.

Прослеживаемость— способность проследить предыс­торию, использование или местонахождение объекта с по­мощью идентификации, которая регистрируется (МС ИСО 8402: 1994).

Прослеживаемость товарных партий должна быть ус­тановлена на этапе их формирования, который является началом ее применения, атакже -на всех последующих эта­пах товарной стадии.

В международном стандарте ИСО 9001 указывается, если прослеживаемость продукции является четко определен­ным требованием, то в пределах этих требований отдель­ные единицы продукции или партии должны иметь еди­ный характер идентификации. Такая идентификация соот­ветствующим образом регистрируется.

Комплекс работ по идентификации и прослеживаемос­ти включает следующие взаимосвязанные направления:

техническое (технологическое) обеспечение;

информационное обеспечение;

организационное обеспечение.

Техническое (технологическое) обеспечение идентифи­кации и прослеживаемости на товарной стадии предпола­гает предварительное обеспечение за счет разработки и внедрения технологии маркирования единичных экземпля­ров товаров или упаковочных единиц на предтоварной ста­дии, что позволяет обеспечить индивидуальную идентифи­кацию.

Маркирование представляет собой процесс нанесения на объект идентификации соответствующей информации в виде совокупности текста, рисунка или условных обозна­чений (информационных знаков, шифров, кодов и т. п.), от­ражающих отличительные признаки товаров (наименова­ние, сорт, размер и т. п.).

Наряду с индивидуальными признаками на товар или его упаковку при маркировании должны быть нанесены условные обозначения, позволяющие осуществить парти-



Глава 6. Технологический цикл товаров

Идентификация и прослеживаемость товаров




Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов - student2.ru Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов - student2.ru онную идентификацию и прослеживаемость товара. В ка­честве таких условных обозначений чаще всего использу­ют дату выпуска и номер смены, четко указывающие на принадлежность товара к конкретной товарной партии на­ряду с обозначениями индивидуальной идентификации.

К товарам, технологическое обеспечение идентификации и прослеживаемости которых проводится на предтоварной стадии, относятся консервы, безалкогольные напитки, сыры, кондитерские изделия и другие пищевые продукты, а также парфюмерно-косметические товары. Это достигается путем маркирования товаров или их упаковки с указанием даты выпуска с предприятия-изготовителя, срока годности и но­мера смены (только для консервов и сыров).

Маркирование товаров на этапе производства не долж­но ухудшать качество готовой продукции. Способы марки­рования должны быть объектами операционного и инспек­ционного контроля. Технические средства для маркирова­ния (штампы, клейма и т.п.) должны поддерживаться в ра­ботоспособном состоянии и храниться в условиях, исклю­чающих возможность их бесконтрольного использования персоналом.

Информационное обеспечение. Наносимая при марки­ровании производственная маркировка является одним из средств информационного обеспечения идентификации и прослеживаемости единичных экземпляров, а при опреде­ленных условиях формирования товарных партий по при­знакам, указанным на маркировке, — и средством парти­онной идентификации.

Средствами партионной идентификации на товарной стадии служат также товарно-сопроводительные докумен­ты и иные носители информации (например, электронные носители при использовании технологии со штриховым кодированием, перфокарты).

Сопроводительная документация, используемая для це­лей идентификации, должна быть адресной, должна удов­летворять принципу информационной достаточности, обес­печивать преемственность, доступность и сохраняемость по всей технологической цепочке, иметь определенный уро­вень утверждения на предприятии.

Адресность заключается в четком и однозначном рег­ламентировании источников и потребителей сопроводитель­ных документов (фирм-получателей, их структурных под­разделений).

Информационная достаточность — отражение всех характерных признаков объекта идентификации, которые

обеспечивают его прослеживаемость на всех этапах товар­ной стадии. К таким важнейшим признакам относятся на­именование товара и предприятия-изготовителя, дата вы­пуска и др.

Преемственность последующих и предыдущих сопро­водительных документов обеспечивается переносом из одного документа в другой характерных идентифицирующих при­знаков, благодаря чему и осуществляется прослеживаемость. Так, в новую товарно-транспортную накладную, заполняе­мую при переадресовке части товарной партии, должны быть перенесены все характеризующие партию основные данные (наименование товара, изготовителя, страны про­исхождения и др.).

Доступность сопроводительных документов достига­ется обеспечением свободного доступа ответственных лиц и персонала к ним, а также владением способами их офор­мления, учета и хранения на всех этапах товародвижения.

Сохраняемость сопроводительных документов заклю­чается в обеспечении условий их сохранности по всей тех­нологической цепочке и организации хранения документов в течение определенного времени в специально отведен­ном для этого месте.

Перечень товарно-сопроводительных документов, их назначение и носители рассматриваются в главе «Средства информации о товарах».

Организационное обеспечение идентификации и про­слеживаемости товарных партий предусматривает уста­новление функциональных задач и ответственности струк­турных подразделений предприятий-изготовителей и про­давцов, а также их должностных лиц. Кроме того, осущест­вляются разработка и документальное оформление проце­дур идентификации и прослеживаемости, обучение персо­нала и проведение внутренних проверок эффективности действующих процедур.

Работы по партионной идентификации и прослеживае­мости должны проводиться на всех этапах товарной ста­дии. При сдаче-приемке товарной партии контроль по ка­честву и количеству проводится совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводительных документах, при этом действительные значения количественных и качест­венных характеристик товарных партий сравниваются с документальными данными, а также характеристиками то­варов на маркировке. Любое несоответствие по количест­ву, качеству или основополагающей информации служит основанием для приостановления или отказа от приемки



Глава 6. Технологический цикл товаров



товаров. При погрузочно-разгрузочных работах и хранении организационное обеспечение идентификации и прослежи-ваемости достигается путем четкого порядка складирова­ния отдельных товарных партий с учетом очередности ре­ализации, особенно товаров с ограниченными сроками год­ности. Для идентификации товарных партий на складах длительного хранения на штабелях вывешивают паспорта, в которых указывают идентификационные признаки то­варной партии. При этом обязательно должен соблюдаться принцип преемственности информационных данных в пас­порте, на маркировке и в товарно-сопроводительных доку­ментах.

При реализации должна обеспечиваться с помощью производственной и торговой маркировки индивидуальная и партионная идентификация и прослеживаемость, что по­зволяет выявить принадлежность дефектной продукции к определенной товарной партии, даже если скрытые де­фекты проявились при потреблении (эксплуатации) у по­требителя. Кроме того, индивидуальная идентификация товара может служить подтверждением приобретения его у конкретного продавца или, наоборот, доказательством, что дефектный товар не мог быть приобретен у этого про­давца. Последнее--обстоятельство подтверждается несоот­ветствием данных на маркировке дефектного товара и в товарно-сопроводительных документах за определенный пе­риод времени.

ГЛАВА 7

Наши рекомендации