Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов
Масса нетто упаковочных единиц, г | Объем выборки, шт. | Приемочное число | Браковочное число |
До 50 включительно | |||
От 51 до 200 включительно | б | ||
От 201 до 500 включительно | |||
От 501 до 750 включительно | |||
От 751 до 1000 включительно |
Для непродовольственных товаров применяется еще один критерий принятия решения о приемке товарной партии по качеству — приемочный уровень дефектности (AQL — от англ. acceptable qualitity level — допустимый качественный уровень).
Приемочный уровень дефектности — максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной партии по качеству. Этот критерий устанавливается на основании данных о количестве обнаруженных дефектов, полученных регистрационным методом. Например, приемочный уровень дефектности для обуви при приемке в торговле составляет 4%.
Из объединенной пробы или исходного образца отбирают средние образцы, пробы, а из них —навески для проведения сертификационных, исследовательских или иных контрольных испытаний.
Средний образец — часть исходного образца, отобранная для проведения лабораторных испытаний. Средний образец отбирают из товарных партий, состоящих из отдельных упаковочных единиц.
Например, для составления среднего образца из пищевых консервированных продуктов, расфасованных в потребительскую тару, отбирают количество единиц упаковки, указанное в табл. 10.
Из среднего образца, состоящего из отдельных упаковочных единиц, отбирают среднюю пробу, которую составляют из отдельных точечных проб (выемок), отторгаемых от каждой упаковки среднего образца.
Вместимость тары, мл | Количество отбираемых единиц упаковки для испытаний и оценки показателей, шт. | |||
физико-химических | бактериологических | органолеп-тических | всего | |
До 50 | ||||
От 50 до 100 | ||||
От 100 до 200 | ||||
От 200 до 300 | 2 • | |||
От 300 до 1000 | ||||
От 1000 до 3000* |
'Примечание. Свыше 3000 мл отбирают дополнительно одну единицу упаковки.
Средний образец, который отправляют в лабораторию, находящуюся вне места осмотра, завертывают в бумагу и опечатывают или опломбировывают. Образцы сопровождаются актом об их отборе и этикеткой, на которой указывают наименования предприятия-изготовителя или продавца товара (или продукции), его сорт, дату выработки, идентификационный номер товарной партии (или ее размер, номер товарно-сопроводительного документа), дату отбора образца, фамилии и должности лиц, отобравших образец, номер стандарта или ТУ.
Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц (бочек, цистерн, ящиков и т. п.), которые не могут быть отобраны в средний образец, то из партии отбирают сразу среднюю пробу. Среднюю пробу отбирается так же, если партия состоит из отдельных неупакованных единичных экземпляров товаров.
Средняя проба — часть объединенной пробы или среднего образца, выделенная и подготовленная соответствующим образом для проведения лабораторных испытаний.
Подготовка средней пробы может осуществляться путем измельчения продуктов и тщательного перемешивания измельченной массы, встряхивания, в отдельных случаях — консервирования спиртом, высушивания и т. п.
Глава 6. Технологический цикл товаров
Идентификация и прослеживаемость товаров
В ряде случаев предусматривается разделение среднего образца или пробы на 2—3 части, одну из которых направляют на анализ в лабораторию, а две другие хранят в установленных условиях и в течение определенных сроков.
В спорных случаях дополнительно выделяют арбитражные средние образцы, срок и место хранения которых устанавливают по соглашению сторон. Например, срок хранения вина виноградного в бутылках, консервов в стеклянной, металлической и полимерной таре составляет не более 6 мес, пресервов — не более месяца.
Из средней пробы для определения конкретных показателей качества выделяют навески.
Навеска — часть средней пробы, выделенная для определения некоторых показателей качества товаров.
Размер навески неодинаков для определения различных показателей качества и устанавливается в соответствии с методикой определения этих показателей.
Для обеспечения надлежащего уровня контроля качества на разных этапах товарной стадии должны быть обеспечены постоянная идентификация и прослеживаемость товарных партий.
Идентификация и прослеживаемость товаров
Относятся к важнейшим составным элементам системы качества на производстве и в сфере обращения. Основные положения по организации в сфере производства работ по идентификации и прослеживаемости установлены международными стандартами серии 9000, а также рекомендациями «Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии» (Р 50-601-36-93).
На товарной стадии указанные элементы системы качества не менее важны, особенно когда это относится к идентификации и прослеживаемости товарных партий на этапах хранения и предреализационной подготовки товаров. Ниже пойдет речь об одном из видов идентификации — партионной (или товарно-партионной).
Партионная идентификация— деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии.
Целью идентификации является обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и/или входя-
щих в ее состав единичных экземпляров товаров или совокупных упаковок. Это облегчает выявление возможных причин технологических или предреализационных дефектов.
Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже после реализации на этапе потребления (эксплуатации) могут быть выявлены критические дефекты и может возникнуть необходимость изъятия всей товарной партии, опасной для потребителя.
Прослеживаемость— способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется (МС ИСО 8402: 1994).
Прослеживаемость товарных партий должна быть установлена на этапе их формирования, который является началом ее применения, атакже -на всех последующих этапах товарной стадии.
В международном стандарте ИСО 9001 указывается, если прослеживаемость продукции является четко определенным требованием, то в пределах этих требований отдельные единицы продукции или партии должны иметь единый характер идентификации. Такая идентификация соответствующим образом регистрируется.
Комплекс работ по идентификации и прослеживаемости включает следующие взаимосвязанные направления:
техническое (технологическое) обеспечение;
информационное обеспечение;
организационное обеспечение.
Техническое (технологическое) обеспечение идентификации и прослеживаемости на товарной стадии предполагает предварительное обеспечение за счет разработки и внедрения технологии маркирования единичных экземпляров товаров или упаковочных единиц на предтоварной стадии, что позволяет обеспечить индивидуальную идентификацию.
Маркирование представляет собой процесс нанесения на объект идентификации соответствующей информации в виде совокупности текста, рисунка или условных обозначений (информационных знаков, шифров, кодов и т. п.), отражающих отличительные признаки товаров (наименование, сорт, размер и т. п.).
Наряду с индивидуальными признаками на товар или его упаковку при маркировании должны быть нанесены условные обозначения, позволяющие осуществить парти-
Глава 6. Технологический цикл товаров
Идентификация и прослеживаемость товаров
онную идентификацию и прослеживаемость товара. В качестве таких условных обозначений чаще всего используют дату выпуска и номер смены, четко указывающие на принадлежность товара к конкретной товарной партии наряду с обозначениями индивидуальной идентификации.
К товарам, технологическое обеспечение идентификации и прослеживаемости которых проводится на предтоварной стадии, относятся консервы, безалкогольные напитки, сыры, кондитерские изделия и другие пищевые продукты, а также парфюмерно-косметические товары. Это достигается путем маркирования товаров или их упаковки с указанием даты выпуска с предприятия-изготовителя, срока годности и номера смены (только для консервов и сыров).
Маркирование товаров на этапе производства не должно ухудшать качество готовой продукции. Способы маркирования должны быть объектами операционного и инспекционного контроля. Технические средства для маркирования (штампы, клейма и т.п.) должны поддерживаться в работоспособном состоянии и храниться в условиях, исключающих возможность их бесконтрольного использования персоналом.
Информационное обеспечение. Наносимая при маркировании производственная маркировка является одним из средств информационного обеспечения идентификации и прослеживаемости единичных экземпляров, а при определенных условиях формирования товарных партий по признакам, указанным на маркировке, — и средством партионной идентификации.
Средствами партионной идентификации на товарной стадии служат также товарно-сопроводительные документы и иные носители информации (например, электронные носители при использовании технологии со штриховым кодированием, перфокарты).
Сопроводительная документация, используемая для целей идентификации, должна быть адресной, должна удовлетворять принципу информационной достаточности, обеспечивать преемственность, доступность и сохраняемость по всей технологической цепочке, иметь определенный уровень утверждения на предприятии.
Адресность заключается в четком и однозначном регламентировании источников и потребителей сопроводительных документов (фирм-получателей, их структурных подразделений).
Информационная достаточность — отражение всех характерных признаков объекта идентификации, которые
обеспечивают его прослеживаемость на всех этапах товарной стадии. К таким важнейшим признакам относятся наименование товара и предприятия-изготовителя, дата выпуска и др.
Преемственность последующих и предыдущих сопроводительных документов обеспечивается переносом из одного документа в другой характерных идентифицирующих признаков, благодаря чему и осуществляется прослеживаемость. Так, в новую товарно-транспортную накладную, заполняемую при переадресовке части товарной партии, должны быть перенесены все характеризующие партию основные данные (наименование товара, изготовителя, страны происхождения и др.).
Доступность сопроводительных документов достигается обеспечением свободного доступа ответственных лиц и персонала к ним, а также владением способами их оформления, учета и хранения на всех этапах товародвижения.
Сохраняемость сопроводительных документов заключается в обеспечении условий их сохранности по всей технологической цепочке и организации хранения документов в течение определенного времени в специально отведенном для этого месте.
Перечень товарно-сопроводительных документов, их назначение и носители рассматриваются в главе «Средства информации о товарах».
Организационное обеспечение идентификации и прослеживаемости товарных партий предусматривает установление функциональных задач и ответственности структурных подразделений предприятий-изготовителей и продавцов, а также их должностных лиц. Кроме того, осуществляются разработка и документальное оформление процедур идентификации и прослеживаемости, обучение персонала и проведение внутренних проверок эффективности действующих процедур.
Работы по партионной идентификации и прослеживаемости должны проводиться на всех этапах товарной стадии. При сдаче-приемке товарной партии контроль по качеству и количеству проводится совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводительных документах, при этом действительные значения количественных и качественных характеристик товарных партий сравниваются с документальными данными, а также характеристиками товаров на маркировке. Любое несоответствие по количеству, качеству или основополагающей информации служит основанием для приостановления или отказа от приемки
Глава 6. Технологический цикл товаров
товаров. При погрузочно-разгрузочных работах и хранении организационное обеспечение идентификации и прослежи-ваемости достигается путем четкого порядка складирования отдельных товарных партий с учетом очередности реализации, особенно товаров с ограниченными сроками годности. Для идентификации товарных партий на складах длительного хранения на штабелях вывешивают паспорта, в которых указывают идентификационные признаки товарной партии. При этом обязательно должен соблюдаться принцип преемственности информационных данных в паспорте, на маркировке и в товарно-сопроводительных документах.
При реализации должна обеспечиваться с помощью производственной и торговой маркировки индивидуальная и партионная идентификация и прослеживаемость, что позволяет выявить принадлежность дефектной продукции к определенной товарной партии, даже если скрытые дефекты проявились при потреблении (эксплуатации) у потребителя. Кроме того, индивидуальная идентификация товара может служить подтверждением приобретения его у конкретного продавца или, наоборот, доказательством, что дефектный товар не мог быть приобретен у этого продавца. Последнее--обстоятельство подтверждается несоответствием данных на маркировке дефектного товара и в товарно-сопроводительных документах за определенный период времени.
ГЛАВА 7