Технология работы передаточных пограничных станций
До 1992 года передаточные пограничные станции были размещены только на границе с Финляндией и Монголией.
В настоящее время такие станции располагаются на границе со странами Балтии и ближнего зарубежья.
На пограничной передаточной станции с грузовыми поездами, перевозящими экспортные и импортные грузы, выполняются следующие технологические операции:
1. Прием и отправление поездов.
2. Технический осмотр и безотцепочный ремонт подвижного состава.
3. Коммерческий осмотр и устранение коммерческого брака.
4. Обработка документов в технической и коммерческой конторах.
5. Пограничный и таможенный досмотры.
6. проверка документов и грузов.
7. Маневровая работа по отцепке и прицепке вагонов.
С проходящими через пограничный пункт пассажирскими поездами выполняется работа по приему и отправлению поезда, техническому обслуживанию состава, проверке документов у пассажиров пограничным нарядом, проведению совместно с проводниками вагонов погранично - таможенного контроля, досмотру купе и других помещений вагонов, внутреннему осмотру почтово-багажных вагонов и локомотивов.
На передаточных станциях требуется размещение устройств для таможенного досмотра грузов. Которые располагаются в специально огражденной части станции, и находятся в ведении таможенных служб. Из отправляемых грузов незначительная часть экспортных грузов требует специального досмотра, проводимого на складе. Остальные грузы подлежат лишь общему таможенному досмотру.
Технология обработки поезда, следующего за границу следующая:
- по прибытию на станцию поезд встречают на пути осмотрщики, которые после его остановки ограждают состав установленным порядком;
- выявленные неисправности отмечаются меловой разметкой в установленных местах вагона. Безотцепочный ремонт вагонов выполняется работниками ПТО сдающей стороны. Вагоны, имеющие неисправности, которые угрожают безопасности движения, отцепляются и направляются на специально выделенные пути;
- параллельно с техническим производится коммерческое обслуживание состава работниками пункта коммерческого осмотра (ПКО), которое состоит из осмотра вагонов и устранения коммерческих браков;
- вагоны осматриваются с обеих сторон состава. При этом проверяется наличие и состояние пломб у крытого подвижного состава, правильность погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе. Результаты осмотра заносятся в книгу регистрации коммерческих неисправностей;
- после окончания операций по техническому обслуживанию состава и готовности поезда к отправлению осмотрщики расписываются в поездной ведомости и журнале;
- при обнаружении хищения грузов вызываются представители военизированной охраны (ВОХР) и милиции для совместного осмотра подвижного состава, груза и оформления акта.
Параллельно с техническим и коммерческим обслуживанием ведется обработка поездных перевозочных документов в конторе передачи.
Для различных схем пограничных передаточных станций общее время обработки отправляемого за границу поезда составляет 260 мин, 215 мин и 195 мин. Большие затраты времени (260 мин) на выполнение технологических операций с поездом на станции связаны с расположением пограничного контрольного пункта на границе, тогда как в остальных случаях он размещается в пределах станции.
Грузовой поезд, принимаемый из-за границы в первую очередь проходит пограничный досмотр и таможенный контроль:
- прибывший поезд встречают работники контрольного пограничного пункта, таможни и ПТО;
- одновременно производится списывание вагонов в движении;
- после остановки поезда и закрепления состава производится пограничный и таможенный досмотр локомотива и вагонов;
- поездные документы доставляется оператором станционного технического центра (СТЦ) в техническую контору, расположенную здесь же;
- после пограничного досмотра осуществляется техническое и коммерческое обслуживание вагонов.
Продолжительность технологических операций по обработке поезда, прибывшего из-за границы, в зависимости от схемы станции составляет: 230 мин; 195 мин; 165 мин.