Технология работы промежуточных станций

Промежуточные станции составляют наибольшее число станций на сети железных дорог. На них выполняют следующие операции:

- прием, отправление и безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов; скрещение и обгон поездов; обработку сборных поездов (прицепку и отцепку вагонов);

- прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу (на некоторых станциях и взвешивание) грузов и багажа, оформление грузовых документов, посадку и высадку пассажиров, продажу билетов.

Для выполнения перечисленных операций на промежуточных станциях имеются: соответствующие пути – главные, приемо-отправочные, погрузо­чно-выгрузочные, вытяжные, а также предохрани­тельные тупики, примыка­ния подъездных путей; пассажирские зда­ния, платформы, тоннели или переходные мосты, грузовые склады, площадки, погрузочно-выгрузочные механизмы; устройства связи, СЦБ и др.

В зависимости от взаимного расположения приемо-отправочных путей схемы промежуточных станций различают с поперечным, полупродольным и продольным расположением путей.

Основная работа на промежуточной станции заключается в об­работке сборных поездов. Сборным называют поезд, сформирован­ный из вагонов назначением на промежуточные станции участка. Следуя по участку, он собирает взамен отцепляемых загруженные и освобожденные от груза на этих станциях вагоны.

С вагонами, доставляемыми на промежуточные станции сборными поездами, выполняют следующие операции: отцепку от поезда, подачу под погрузку или выгрузку, перестановку от одного погрузочно-выгрузочного фронта к другому, уборку после выполнения грузовых операций и прицепку к поезду.

Видеоролики:

1. схема промежуточной станции на однопутном участке с продольным расположением приемо-отправочных путей по разные стороны от главного пути – прием пассажирского и грузового поездов встречных направлений;

2. схема промежуточной станции на однопутном участке с продольным расположением приемо-отправочных путей с одной стороны от главного пути – маневровая работа со сборным поездом; подача и уборка вагонов с грузовых фронтов;

3. схема промежуточной станции на двухпутном участке с полупродольным расположением приемо-отправочных путей – подача и уборка вагонов на подъездной путь локомотивом станции.

2.3 Технология работы участковых станций

На участковых станциях выполняют операции по обработке транзитных поездов, проходящих станцию без переработки и с частичной переработкой (груп­повые поезда и поезда с изменением мас­сы), расформировывают и формируют участковые, сборные и вывоз­ные поезда. Кроме этого, выполняют операции грузовые и по обслу­живанию пассажиров.

Участковые станции имеют следующее путевое развитие: один или два приемо-отправочных парка (ПОП), сортировочный парк (СП), вытяжные пути (ВП) для сортировки вагонов (на некоторых станци­ях сортировочные горки малой мощности), пути для пропуска и обслуживания пассажирских поездов, для отстоя местных пассажирских поездов. На участковых станциях имеется грузовой район (ГР), локомотивное (ЛХ) и вагонное (ВХ) хозяйства.

В зависимости от взаимного расположения парков путей схемы участковых станций различают поперечного, продольного и полу­продольного типов.

Основным типом для однопутных линий является станция попе­речного типа. Все прибывающие на такую станцию транзитные поезда принимаются на специализированные пути ПОП.

Примерный график обработки транзитных поездов без смены локо­мотива приведен на рис. 2.1, со сменой локомотива – на рис. 2.2.

Видеоролики:

1. схема участковой станции на однопутном участке с поперечным расположением приемо-отправочных путей по разные стороны от главного пути – смена локомотива транзитного поезда;

2. схема участковой станции на однопутном участке с полупродольным расположением приемо-отправочных путей – расформирование сборного поезда.

Технология работы промежуточных станций - student2.ru

Рисунок 2.1 -График обработки транзитного поезда без смены локомотива

Технология работы промежуточных станций - student2.ru

Рисунок 2.2 - График обработки транзитного поезда со сменой локомотива

2.4 Технология работы сортировочных станций

Сортировочные станции располагаются обычно в районах массового зарождения и погашения вагонопотоков, в крупных железнодорожных узлах и промышленных районах.

Кроме основной работы на сортировочных станциях расфор­мирования и формирования поездов, здесь также происходит обра­ботка транзитных поездов. Грузовые и пассажирские операции, как правило, выполняются в небольших объемах. Объясняется это тем, что сортировочные станции обычно располо­жены в узлах, имеющих грузовые и пассажирские станции.

На сортировочных станциях имеется несколько парков путей (на крупных станциях их число достигает 100 и более), мощные сортировочные устройства, оснащенные средствами механизации и автома­тизации. Для эффективного управления на крупных сортировочных станциях установлены ЭВМ. Комплекс устройств, включающий парк приема, горку, сортировочный парк, вытяжные пути и парк отправления, называется сортировочным комплектом или сортировочной системой.

Сортировочные станции классифицируют:

- по виду сортировочных устройств – горочные и безгорочные;

- по числу сортировочных комплектов – односторонние с одним комплектом для переработки вагонов четного и нечетного направле­ний и двусторонние с двумя комплектами, специализированными по направлениям. На односторонних станциях направление сортировки зависит от размеров переработки в четном и нечетном направлениях;

- по взаимному расположению ПП, СП и ПО – с параллельным расположением всех парков; последовательным и комбинирован­ным, когда один из парков – приема или отправления – располо­жен последовательно с сортировочным, а другой параллельно ему;

- по расположению главных путей – собъемлющими односторонним.

Новые сортировочные станции проектируют, как правило, одно­сторонними, а парки приема и отправления на них – объединенными для противоположных направлений.

Горки различают большой, средней и малой мощности. Сортировочные горки большой мощности сооружают на крупных сортиро­вочных станциях при переработке не менее 5000 вагонов в среднем в сутки и числе путей в сортировочном парке 30 и более; средней мощности – при перера­ботке от 2000 до 5000 вагонов в среднем в сутки и числе путей в сортировочном парке от 17 до 30; малой мощности – при числе сортировочных путей до 16 включи­тельно и переработке от 250 до 2000 вагонов в среднем в сутки. Вытяжные пути специального профиля (или полугорки) сооружают при числе путей в сортировочном парке менее десяти и переработке до 250 вагонов в среднем в сутки. В маневровых районах с перера­боткой до 100-125 вагонов в среднем в сутки необходимо устрой­ство вытяжного пути со стрелочной горловиной на уклоне.

На горке, вагон под действием силы тяжести, скатывается в СП. На полугор­ках и вытяжных путях специального профиля вагоны движутся не только под действием силы тяжести, но и за счет толчка локомотива. В стрелочных горлови­нах, расположенных на уклонах, вагоны сортируют в основном толчками.

Сортировочная горка состоит из надвижной и спуск­ной частей.

В зависимости от технического оснащения сортировочные горки подразде­ляются на немеханизированные, механизированные и автоматизированные.

Порядок выполнения операций обработки составов в парке прибытия показаны на рис. 2.3.

  Операции До прибытия поезда По прибытии Исполнители
Время, мин 0 5 10 15 мин
Технология работы промежуточных станций - student2.ru Получение, разметка и пересылка телеграммы-натурного листа маневровому диспетчеру, в техническую контору и пункт технического обслуживания           Оператор информационного центра
Составление сортировочного листка           Оператор технической конторы
Извещение работников технической конторы и пункта технического обслуживания о времени и пути прибытия поезда           Дежурный по станции
Контрольная проверка состава во входной горловине           Оператор технической конторы
Пересылка перевозочных документов в техническую контору   5       Оператор технической конторы
Проверка телеграммы-натурного листа, перевозочных документов, штемпелевание     5       Оператор технической конторы
Корректировка сортировочного листка       3  
Технический осмотр состава, разъединение и подвешивание автотормозных рукавов. Коммерческий осмотр состава.     17     Работники ПТО, приемщики поездов
Общая продолжительность обработки поезда     17    

Рисунок 2.3 – Типовой график обработки поезда, поступившего в переработку

Типовой график обработки поездов своего формирования по отправ­лению приведен на рис. 2.4.

Технология работы промежуточных станций - student2.ru

Рисунок 2.4 - Типовой график обработки состава своего формирования по отправлению

Видеоролики:

1. схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков – прием и отправление транзитного поезда;

2. схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков – прием поезда, поступающего в расформирование по обводного пути.

2.5 Технология работы пассажирских станций

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пас­сажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами. Об­служивание пассажиров включает организацию продажи билетов, посадку и высадку пассажиров, хранение ручной клади, прием, хранение, погрузку, выгрузку, выдачу багажа и др. На пассажирских станциях также осуществляют ремонт, экипировку, формирование и отстой составов пассажирских поездов, подачу их под посадку и отправление.

Пассажирские станции сооружают в административно-хозяйст­венных и промышленных центрах, в местах массового отдыха, на стыковых пунктах железнодорожного и других видов транспорта.

По характеру выполняемой работы пассажирские станции бывают:

- пассажирские, где осуществляются операции по обслуживанию пассажи­ров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров, пере­возок багажа и грузобагажа;

- технические пассажирские, с путями и устройствами для экипиров­ки, пере­форми­рования, ремонта и отстоя пассажирских составов, де­повскими и другими устройствами для ремонта вагонов. Эти станции предназначены главным образом для выполнения операций с состава­ми поездов, начинающих и заканчи­ваю­щих путь следования;

- объединенные, выполняющие все перечисленные выше операции по пассажирскому движению.

В зависимости от схемы путевого развития различают пассажир­ские стан­ции сквозного типа, тупиковые и комбинированные. Боль­шинство станций сети – сквозного типа, через них поезда могут следовать напроход. На тупиковых станциях тран­зитные поезда пропускаются с измене­нием направления движения; таких станций – небольшое число. Комбинирован­ные станции сочетают в себе возможности и устройства сквозных и тупико­вых станций.

Видеоролики:

1. схема пассажирской станции тупикового типа – прибытие пассажирского поезда;

2. схема пассажирской станции сквозного типа – прибытие пассажирского поезда.

Наши рекомендации