Моделирование размерных цепей
Размерной цепью называется совокупность размеров, непосредственно участвующих в решении поставленной задачи и образующих замкнутый контур.
Размерные цепи отражают объективные размерные связи в конструкции машины, в технологических процессах изготовления ее деталей и сборки, при измерении.
Замкнутость размерного контура — необходимое условие для анализа и синтеза размерной цепи. Размерная цепь для детали показана на рис.1, для сборочной единицы – на рис. 2.
Рис. 1 | Рис. 2 |
Один из размеров, образующих размерную цепь, называется звеном размерной цепи. Оно обозначается прописной буквой русского или строчной буквой греческого алфавита с индексом.
Графическое изображение размерной цепи называют схемой размерной цепи.
Звено размерных цепей бывает замыкающим и составляющим. Замыкающее звено – звено размерной цепи, являющееся исходным при постановке задачи или получающееся последним в результате ее решения. Составляющее звено – звено размерной цепи, функционально связанное с замыкающим звеном. По характеру воздействия на замыкающее звено составляющие звенья векторные и делятся на увеличивающее и уменьшающее звенья. Увеличивающее звено – составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено увеличивается. Уменьшающее звено – составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено уменьшается. Составляющее звено размерной цепи, изменением значения которого достигается требуемая точность замыкающего звена, является компенсирующим звеном.
Звено, одновременно принадлежащее нескольким размерным цепям, становится общим в связанных цепях.
Существует несколько видов размерный цепей, классифицируемых по ряду признаков:
1) по объектам расчета:
- подетальная – для определения точности взаимного расположения осей и поверхностей одной детали;
- сборочная – для нескольких деталей в сборочной единице и положения отверстий;
2) по решению основной задачи:
- основная;
- производная;
3) по сфере приложения:
- конструкторская;
- технологическая;
- измерительная;
4) по размерным величинам звеньев:
- линейная – размерная цепь, звеньями которой являются линейные размеры (рис. 1, 2);
- угловая – размерная цепь, звеньями которой являются угловые размеры (рис. 3);
Рис.3.
5) по расположению звеньев:
- плоская – размерная цепь, звенья которой расположены в одной или нескольких параллельных плоскостях;
- пространственная – размерная цепь, звенья которой расположены в непараллельных плоскостях;
- параллельно связанные – размерные цепи, имеющие одно или несколько общих звеньев.
Плоские и пространственные размерные цепи рассчитывают теми же методами, что и линейные. Необходимо лишь привести их к виду линейных размерных цепей. Это достигается путем проектирования размеров плоской цепи на одно направление, обычно совпадающее с направлением замыкающего размера, а пространственной цепи — на две или три взаимно перпендикулярные оси.
В размерном анализе и синтезе конструкций машин выбирают методы достижения точности замыкающего звена, обусловленные способами решения размерных цепей. Методы и способы автономны и к ним относятся следующие.
Метод полной взаимозаменяемости — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается во всех случаях ее реализации путем включения составляющих звеньев без выбора, подбора или изменения их значений. Чтобы обеспечить полную взаимозаменяемость, размерные цепи рассчитывают способом на максимум-минимум, учитывающим только предельные отклонения звеньев размерной цепи и самые неблагоприятные их сочетания при помощи системы аддитивных допусков. При таких допусках влияние их на издержки производства значительное. Обеспечение заданных отклонений при этом приводит к резкому повышению стоимости, а поэтому расчеты экономически оптимальной точности необходимы.
Метод неполной взаимозаменяемости применяется, когда требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается с некоторым риском путем включения в нее составляющих звеньев без участия других методов. В этом случае допускаются перекрывающиеся допуски, и сборка может проходить с помощью методов групповой взаимозаменяемости, регулирования, пригонки, опираясь на теоретико-вероятностный метод расчета. Теоретико-вероятностный метод ограничивает выпуск бракованной продукции до небольшого допустимого предела с применением системы перекрывающихся допусков на основе случайного отбора деталей.
При методе групповой взаимозаменяемости требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается путем включения в размерную цепь составляющих звеньев, принадлежащих к соответственным группам, на которые они предварительно рассортированы. Выбор метода представляет экономическую проблему и предполагает дополнительные издержки производства. Сортировка деталей увеличивает затраты на новую измерительную технику и привлекает дорогостоящие контрольные автоматы. Увеличиваются затраты труда контролеров. Растут складские расходы в связи с дополнительными затратами по хранению отсортированных деталей.
В методе регулирования требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением значения компенсирующего звена без удаления материала с компенсатора. Роль компенсатора обычно выполняет специальное звено в виде прокладки, регулируемого упора, клина и т.д. При этом по всем остальным размерам цепи детали обрабатывают по расширенным допускам, экономически приемлемым для данных производственных условий. К недостаткам метода следует отнести увеличение числа деталей в машине, что усложняет конструкцию, сборку и эксплуатацию.
В методе пригонки требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением значения компенсирующего звена путем удаления с компенсатора определенного слоя материала по оставленному припуску. Применяют способы совместной обработки деталей и при большом объеме выполняемых работ, при высокой точности его автоматизируют.
К задачам расчета размерных цепей относят следующее:
1) задача синтеза (прямая) – та, при которой заданы параметры замыкающего звена (номинальное значение, допустимые отклонения и допуски) и требуется определить параметры составляющих звеньев;
2) задача анализа (обратная) — задача, в которой известны параметры составляющих звеньев и требуется определить параметры замыкающего звена.