Предпроектные исследования
Первым этапом инвестиционного проекта создания конкурентоспособного изделия является этап «Предпроектные исследования», структура и виды работ на данном этапе представлены на рис. 2.4.
Проект начинается с формирования инновационной идеи, которая должна быть положена в основу конкурентоспособного изделия. Инновации могут относиться к совершенствованию рабочего процесса изделия или его конструктивным особенностям, а также использованию перспективных материалов, из которых изготавливаются детали, основные узлы и системы изделия.
При этом обосновываются область применения будущего изделия, техническое задание на него и показатели конкурентоспособности.
Следующим шагом являются маркетинговые исследования, по результатам которых, как показывает практика, может быть уточнено техническое задание и сформированы тактико-технические требования [ТТГ] на изделие, обладающее высокими показателями конкурентоспособности [П-К].
Одновременно формируется техническое задание на инвестиционной проект в целом.
На основании отчета по маркетинговым исследованиям разрабатывается бизнес-план на проект
Структура этапа «Предпроектные исследования»
Этап предпроектных исследований комплексного проекта включает в себя следующую последовательность работ (см. рис. 2.4).
Одним из основных направлений деятельности на этапе предпроектных исследований является маркетинг-исследование состояния рынка продукции, на который будет направлено изделие, созданное в рамках проекта.
В общем случае содержание работ по изучению рынка включает:
• изучение масштабов потенциально возможной ниши рынка и ее емкости;
• исследование требований потребителей к подобной продукции;
• исследование направлений научно-исследовательской и производственной деятельности организаций и фирм, которые действуют на рынке
аналогичной продукции;
• создание имиджа компании;
• организация и ведение конкурентной борьбы;
• комбинирование и координация средств и направлений деятельности компании;
• прогнозирование.
Маркетинговая деятельность развивается системно, по следующим направлениям, это так называемая концепция «SP»:
1. Product — товарная политика фирмы (товарный маркетинг), ориентированная на рынок ассортиментного ряда товаров.
2. Price — ценовая политика компании (ценовой маркетинг), ориентированная на рынок разработки уровня и поведения цен, ценовых методов стимулирования сбыта.
3. Promotion - продвижение товара (маркетинг коммуникаций) — система информирования потенциальных клиентов, создание положительного мнения о продукции и фирме посредством разнообразных методов стимулирования сбыта (реклама, сервис и т.д.).
4. Place — место и время продажи, товародвижение (сбытовой маркетинг, дистрибьюция) — выбор оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация хранения.
5. People — продавцы и покупатели (маркетинг отношений) — разработка кадровой политики компании (подбор и обучение персонала, ориентированного на клиента и цели фирмы).
Концепция «SP» (комплекс) на практике реализуется в структуре функционального маркетинга (табл. 2.1).
Кроме функциональной выделяется отраслевая структура маркетинга:
• индустриальный маркетинг (ориентированный на корпоративных клиентов);
• потребительский (ориентированный на конечного потребителя);
• маркетинг промышленной продукции;
• маркетинг интеллектуального продукта;
В зависимости от характера спроса на товары различают следующие виды маркетинга:
• конверсионный маркетинг, связанный с наличием пассивного спроса. Задачи конверсионного маркетинга — зарождение спроса на продукцию;
• стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров, на которые нет спроса. Задача стимулирующего маркетинга — учесть причины безразличия и преодолеть их;
• развивающий маркетинг, связанный с формирующимся спросом на изделия. Задача развивающего маркетинга — превращение потенциального спроса в фактический;
• ремаркетинг. связанный со снижением спроса в определенный период угасания жизненного цикла товаров. Задача ремаркетинга — оживление спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например, с помощью новых рыночных свойств;
• синхромаркетинг связан с колеблющимся спросом, например сезонным. Сглаживание или усиление (в зависимости от целей) сезонных колебаний спроса — задача синхромаркетинга;
• поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на продукцию полностью соответствует уровню и структуре предложения;
• демаркегинг используется, когда спрос на продукцию чрезмерно превышает предложение и нет возможности увеличить объем производства;
• выявление торговых марок (товарных знаков), используемых фирмами-конкурентами;
• обоснование конкретных требований к созданию новой конкурентоспособной продукции в рамках проекта;
• технико-экономический анализ и обоснование выбора технических решений (из числа известных объектов промышленной собственности), отвечающих запросам потребителей;
• возможный анализ деятельности хозяйствующих субъектов на выбранном секторе рынка и определение для себя оптимальных направлений развития научно-технической, производственной и коммерческой деятельности;
• выявление технических, конструкторских, программных и других решений, которые могут быть созданы в процессе выполнения НИР и ОКР в рамках проекта с целью отнесения их к охраноспособным объектам интеллектуальной собственности, в том числе промышленной;
• обоснование целесообразности правовой охраны будущих объектов интеллектуальной собственности (в том числе промышленной) в стране и за рубежом, выбор возможных стран патентования;
• предварительный прогноз патентной чистоты продукции (объектов техники), которая будет создана в результате реализации проекта, обоснование мер по обеспечению их патентной чистоты, беспрепятственному производству и решшзации объектов техники в стране и за рубежом;
• выявление и отбор объектов лицензий и услуг инжиниринга. Одним из основных моментов исследования рынка является
обоснование целесообразности и форм проведения в стране и за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов хозяйственной деятельности, по закупке лицензий, оборудования, сырья, комплектующих изделий, которые понадобятся при реализации «Проекта создания конкурентоспособной продукции».
Все эти материалы должны быть положены в основу разработки бизнес-плана проекта.