Особенности социальных технологий

Общество всегда искало приоритеты на пути не только технического прогресса, но и рационального использования человеческих ресурсов. Последнее возможно на основе социальной ориентации, т.е. на основе социальных технологий. Специфика социальной технологии состоит в том, что она создает алгоритмы деятельности и поэтому может быть многократно использована для решения сходных задач. Кроме того, она обеспечивает умение эффективно работать с людьми, раскрывать их потенции и возможности для оптимизации и повышения эффективности их деятельности, а посему пользуется политической поддержкой руководства страны.

Например, технологизация социального объекта предполагает следующие процедуры:

1. формирование цели развития социального объекта, что включает в себя такие операции, как диагноз, прогноз, формирование конечной цели, стратегия действия и тактика решения конкретных задач.

2. принятие решения, состоящее из следующих операций: выявление проблемной ситуации, обоснование вариантов действия, выбор оптимального варианта, принятие решения.

3. организация социального действия, которая включает в себя такие операции, как распределение задач между исполнителями, теоретическое, психологическое и управленческое обеспечение исполнения, координация и регулирование процесса исполнения, контроль исполнения.

4. анализ результатов, состоящий из таких операций, как сопоставление затраченных всех видов ресурсов и усилий с полученным результатом, сравнение запланированных и достигнутых результатов, выдвижение новых проблемных ситуаций, переход к формированию новых или уточнению старых целей деятельности.

Плюсы и минусы социальных технологий. Первый плюс – это наличие жесткой программы осуществления ряда последовательных операций с целью достижения сформулированной цели. Именно такая технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их и применять в аналогичных обстоятельствах, но в других социальных институтах и процессах. Однако не все процессы организации подвергаются жесткой регламентации и алгоритмизации. В процессе управления в действиях руководителей всегда присутствуют элементы импровизации, творчества и интуиции, в связи с чем управление считают искусством.

Практика показала, что внедрение социальных технологий, направленных на наиболее полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, обеспечивает увеличение производительности труда на 20-25%, а при реализации всех социальных резервов – на 40-60%. В частности, приоритет Японии в развитии экономики был достигнут, прежде всего, за счет активного включения науки в комплексное изучение организации труда, проблем личности и т.д. При этом большую роль сыграла политическая поддержка руководства страны, которая во многом способствовала созданию условий для эффективного функционирования всего общественного организма.

Минус в том, что алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, способны законсервировать методы и приемы, которые на новом этапе могут обречь их разработчиков на неудачу. Широко известен пример Г. Форда, который прославился своими новаторскими технологиями, успешно применяемыми вплоть до 1930-х годов для решения многих социальных проблем. Однако консервация этих методов обернулась для него в 1940-е годы серьезными последствиями.

Однако самой важной особенностью социальной технологии является умение эффективно работать с людьми, раскрывать их потенции и возможности в целях оптимизации и повышения эффективности их деятельности (см. слайд 11). Это связано с выделением факторов, в наибольшей степени влияющих на поведение и деятельность индивида как члена конкретной организации, т.е. управленческих факторов.

Среди них исходным фактором в управлении людьми является выявление их способностей. У одних определенных способностей больше, у других – меньше. Например, одни могут генерировать новые идеи, другие –руководить работой других, третьи – заниматься организацией мероприятий, четвертые – готовить письменные отчеты. Если руководители понимают значимость социальной технологии и умеют ею пользоваться, то они смогут распределить работу по способностям. Однако на практике на поведение человека оказывает влияние и другие факторы, которые вынуждают человека вести себя с учетом ситуации. Поэтому целесообразнее развивать конкретные способности работника под определенную задачу и обучать его этому. Так поступают на японских фирмах.

Вторым фактором является учет предрасположенности к определенному виду деятельности. Предрасположенность – это имеющийся потенциал человека выполнять определенную работу. Например, предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обучение менеджменту. Если руководитель не умеет правильно оценить предрасположенность человека к определенному виду работы, время, усилия и расходы на его обучение, будут потрачены впустую.

Третьим важным фактором, влияющим на поведение и успешность деятельности человека в определенной сфере общественной жизни, являются его потребности. С точки зрения реализации социальной технологии, каждая организация должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей данной организации: высокая зарплата за высокую производительность труда – высокие прибыли компании.

Четвертый фактор – ценностные ориентации. Это совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни человека и основных средств их достижения. Именно в них воплощается предрасположенность индивида к определенной оценке окружающей среды, трудовой, общественно-политической и иной деятельности, поэтому ценностные ориентации приобретают функцию регуляторов его социального поведения. Цель – высокий доход, средство – честная усердная работа.

5. В социальных технологиях широко используется активное воздействие на интересы людей, которые выступают в качестве постоянного мотивационного механизма деятельности индивида, стимулирующего его к познанию новых фактов, событий, знаний в определенной сфере действительности. Интерес – получение студентами дополнительного образования через Консалтторгцентр.

6. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, человек формирует ожидания относительно определенных результатов своей деятельности. Ожидания людей становятся важным фактором активизации или, напротив, свертывания их деятельности. Поэтому в социальной технологии управления социальными процессами очень важно учитывать ожидания людей и активно использовать их для совершенствования их деятельности по достижению целей организации. Пример: бизнес готов оказывать благотворительную помощь нуждающимся категориям населения и ждет снижение налогов на эту сумму (как делается на Западе), но в РБ указ № 300 облагает эту помощь налогом – активность бизнеса снижается.

Седьмой фактор социальной технологии – это учет отношения людей к тем или иным сторонам социальных процессов, в которые они включены. Известный американский социальный психолог Дэрил Бем определил отношение как то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам, к окружающей среде. Именно из определенного отношения людей к тому делу, которым они занимаются, или организации, в которой они работают, формируется знаменитый «корпоративный дух», когда работники стремятся следовать установленным правилам и нормам организации.

8. Важнейшим фактором, влияющим на успешную деятельность людей, является их активность – трудовая, общественно-политическая, познавательная и т.д. Активность проявляется как реализуемая способность человека осуществлять социально значимые действия во всех сферах жизнедеятельности.

Таким образом, социальные технологии представляют собой системы методов и способов управленческой деятельности, которые ориентированы на положительный результат, удачное завершение начатого дела.

Наши рекомендации