Стандартизация и унификация продукции и ее принципы
Стандартизация - деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарт— документ, устанавливающий комплекс норм, правил и требований к объекту стандартизации. Стандарт разрабатывают и утверждают компетентные органы, после утверждения он приобретает силу закона.
Стандарты устанавливаются на все виды массовой и серийной продукции. Они предусматривают типы, виды, марки и размеры изделий и материалов, а также методы испытаний, правила упаковки, хранения и транспортирования. Процесс установления и применения стандартов — стандартизация; она основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития. Стандартизация способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости, развитию автоматизации производственных процессов, росту эффективности эксплуатации и ремонта изделий.
Объектами стандартизации служат материалы, изделия и конструкции, санитарно-техническое и инженерное оборудование зданий, здания и сооружения, строительная оснастка и инструмент. Стандартизируется не вся производимая продукция, а лишь та ее часть, которая предназначена для массового производства и применения.
На каждый объект стандартизации разрабатывают несколько видов стандартов (иногда их объединяют в один стандарт). Для строительных материалов и изделий создают стандарты типа «общие технические требования», «технические условия» и «методы испытаний». Стандарты на методы испытаний и контроль качества необходимы потому, что каждому показателю качества продукции, включенному в стандарты «технические требования» и «технические условия», должен соответствовать единый метод оценки этого показателя. Только в таком случае можно получить объективные данные о качестве продукции, выпускаемой различными предприятиями, и оценить ее соответствие требованиям стандарта.
Унификация — один из методов стандартизации в современном обществе. Под унификацией подразумевают приведение различных видов продукции и средств ее производства к минимально возможному числу типоразмеров, марок, форм. Унификация состоит в том, что группу близких по размерам изделий или конструкций одного назначения заменяют одним унифицированным. Это, например, относится к конструкциям фундаментов, перекрытий, лестниц, санитарно-технических узлов и т. п.
Унификация возможна только на основе ранее проведенной стандартизации; она дает существенный экономический эффект на всех стадиях строительства – от проектирования до монтажа зданий. Стандартизация дает ближайшую перспективу развития производства того или иного материала, обязывая все предприятия повышать качество своей продукции до уровня передовых.
Основными целями стандартизации являются:
— повышение уровня безопасности жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни и (или) здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов;
— повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— обеспечение научно-технического прогресса;
— повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
— рациональное использование ресурсов;
— достижение оптимальной технической и информационной совместимости;
— обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
— достижение взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация, осуществляемая в целях содействия соблюдению требований технических регламентов и других, ранее указанных целях, реализуется в соответствии с принципами:
— добровольного применения стандартов;
— максимального учета интересов заинтересованных лиц;
— применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если применение международных стандартов по тем или иным причинам признано невозможным в РК (например, по климатическим или географическим особенностям страны, техническим и (или) технологическим особенностям либо, если РК выступила против принятия международного стандарта);
— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг, противоречащих техническим регламентам;
— обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Добровольный принцип применения стандартов вовсе не означает вседозволенности разработчиков и производителей продукции. На базе стандартов разрабатывают обязательные для применения технические регламенты. Если изделие выпущено с отклонением от стандарта (значит и технического регламента), оно не пройдет оценки соответствия и не будет допущено к производству или эксплуатации. В ряде технических регламентов прямо указаны стандарты, применяемые при производстве продукции и других объектов технического регулирования.
Если раньше стандарты, в которых были указаны требования к качеству продукции, являлись обязательными и их соблюдение контролировалось государством, то теперь в дело вступают условия рынка. Это значит, что изделия и продукция, выпущенные с отклонением от стандартов, окажутся неконкурентоспособными. Если продукция относится к объекту технического регулирования, то нарушение стандарта будет являться нарушением закона со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
Вопросы для контроля и самопроверки знаний
1. Какие факторы определяют качество продукции?
2.Какова роль качества в повышении конкурентоспособности продукции?
3. Какие есть методы определения качества продукции?
4. В чем заключается система показателей качества продукции?
5.Каковы принципы стандартизации и унификации продукции?
6.Что собой представляет стандартизация и унификация продукции?
Список рекомендуемой литературы:
1.Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. – М.: Машиностроение, 2005.
2. Мероненко А. А. Управление эффективностью и качеством работы. — К., 1992
3. Карбетова З.Р. . Производственный менеджмент: Астана: Изд-во КазУЭФ и МТ, 2011
4. Родионова В.Н. Организация производства на промышленных предприятиях в современных экономических условиях. – Воронеж: ВГТУ, 2003.
5.Фатхутдинов Ф.Р. Организация производства - М.:Высшая школа, 2004
Тема 12. Организация планирования производства продукции. Оперативно-производственное планирование и регулирование хода производства
Целью данной темы является изучение сущности и принципов планирования, сущности стратегического и тактического планирование, ознакомление с особенностями разработки оперативно-календарных планов и регулирование их хода
Ключевые слова: планирование, стратегическое, тактическое, диспетчирование, оперативно-календарный план
План лекции
1. Сущность и принципы планированияСтратегическое и тактическое планирование
Особенности разработки оперативно-календарных планов.
Система диспетчирования