Принципы, методы и средства обеспечения бжд
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОПАСНОСТЬ И РИСК
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.
Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:
§ теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);
§ разработка принципов и методов защиты от опасностей;
§ разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;
§ непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;
§ моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;
§ обучение населения основам защиты от опасностей;
§ разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
§ разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.
Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.
Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.
Определяется взаимодействие этого направления образования с другими областями знаний и дисциплинами. Представляется, что в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, социологии и правоведения и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Опасность — это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам чело века как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека
Деятельность — форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.
Риск — количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД
Принцип — это идея, мысль, основное положение.
Метод— это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей
Средства обеспечения безопасности- это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства — это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.
Классификацию принципов обеспечения безопасности можно проводить по разным признакам. Так, например, О.Н.Русак предлагает выделять ориентирующие, технические, организационные и управленческие. На наш взгляд, достаточно выделить организационные и технические принципы.
Под техническими подразумеваются принципы:
1) блокировки; 2) вакуумирования; 3) герметизации; 4) защита расстоянием; 5) компрессии; 6) прочности; 7) слабого звена; 8) флегматизации; 9) экранирования.
К организационным принципам относятся :
1) защита временем; 2) информации; 3) резервирования; 4) несовместимости; 5) нормирования; б) подбора (тестирования) кадров; 7) последовательности; 8) эргономичности; 9) контроля и т.д.
Можно прокомментировать некоторые наиболее широко известные принципы.
Принцип нормирования заключается в установлении таких допустимых параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности.
Например: ПДК, ПДВ, ПДУ, нормы освещенности, переноски и подъема тяжестей, продолжительность трудовой деятельности и т.д.
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который первым реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасность (предохранительные клапаны, разрывные винты и мембраны, электропредохранителии т.д.)
Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, которые обеспечивают соотвествующий уровень безопасности (обучение, все виды инструктажей, цветовая маркировка, предупредительные знаки и надписи безопасности).