Принципы методы и средства обеспечения безопасности

Источники и уровни негативных факторов производственной среды.

Материал. носителями опасных и вред­ных факторов являются объекты ,формирующие трудов. процесс и входящие в него: предметы труда; средства труда; продукты труда; технология операции, действия; люди. Факторы, характеризующиеся потенциалом, качеством, временем воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия. Качество фактора отражает его особенности, влияющие на организм. Главной особенностью является то, что основным источником негативных факторов является сама производственная среда. В процессе труда человек взаимодействует со средствами производства, с производственной средой и с пред­метами труда. При этом он, как правило, подвергается воздействию большого числа факторов, различных по своей природе, фор­мам проявления, характеру действия и ряду других показателей, которые влияют на здоровье и работоспособность человека.

Производственные факторы в зависимости от последствий, к ко­торым может привести их действие, принято подразделять на опас­ные и вредные.

Опасный производственный фактор— фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания, внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Вредный производственный фактор — фактор среды и трудового процесса, который может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить уровень инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

По временным характеристикам

§ постоянный;

§ непостоянный, который в свою очередь делится на колеблющийся, прерывистый и импульсный.

По природе возникновения

§ Механический

§ Аэродинамический

§ Гидравлический

§ Электромагнитный

Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.

Источниками акустического шума могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике основные источники шума — различные двигатели и механизмы. Общепринятой является следующая классификация шумов по источнику возникновения: - механические; - гидравлические; - аэродинамические; - электрические.

Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Источниками шума на производстве является транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции, пневмо- и гидроагрегаты, а также источники, вызывающие вибрацию.

Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни. При воздействии шума высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при ещё более высоких (более 160 дБ) и смерть.

Для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территории жилой застройки используется ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ «Шум. Общие требования безопасности», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Нормирование шума звукового диапазона осуществляется двумя методами: по предельному спектру уровня шума и по дБА. Первый метод устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ) в девяти октавных полосах со среднегеометрическими значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 ГЦ. Второй метод применяется для нормирования непостоянных шумов и в тех случаях, когда не известен спектр реального шума. Нормируемым показателем в этом случае является эквивалентный уровень звука широкополосного постоянного шума, оказывающий на человека такое же влияние, как и реальный непостоянный шум, измеряемый по шкале А шумомера.

17. вибрация, воздействие на организм

Вибрация — механические колебания. Вибрация — колебание твердых тел.

По способу передачи различают следующие виды вибрации

§ общую вибрацию, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека;

§ локальную вибрацию, передающуюся через руки или ноги человека, а также через предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями.

В зависимости от источника возникновения различают следующие виды вибраций:

§ локальная вибрация, передающаяся человеку от ручного механизированного (с двигателями) инструмента;

§ локальная вибрация, передающаяся человеку от ручного немеханизированного инструмента;

§ общая вибрация 1 категории — транспортная вибрация, воздействующая на человека на рабочих местах транспортных средств, движущихся по местности, дорогам и пр.' Пример: тракторы, грузовые автомобили, скутеры, мотоциклы, мопеды;

§ общая вибрация 2 категории — транспортно-технологическая вибрация, воздействующая на человека на рабочих местах машин, перемещающихся по специально подготовленным поверхностям производственных помещений и т. п. Пример: краны, напольный производственный транспорт;

§ общая вибрация 3 категории — технологическая вибрация, воздействующую на человека на рабочих местах стационарных машин или передающуюся на рабочие места, не имеющие источников вибрации. Пример: станки, литейные машины.

§ общая вибрация в жилых помещениях и общественных зданиях от внешних источников. Пример: вибрация от проходящего трамвая.

§ общая вибрация в жилых помещениях и общественных зданиях от внутренних источников. Пример: лифты, холодильники.

Вибрация возникает в самых разнообразных технических устройствах вследствие несовершенства их конструкции, неправильной эксплуатации, внешних условий (например, рельеф дорожного полотна для автомобилей), а также специально генерируемая вибрация.

Причиной усиления вибрации может быть резонанс.

По масштабу распространения

-локальные;

-местные;

-региональные;

-национальные;

-глобальные.

37. последствия катастроф на радиационно-опасных объектах

Аварии на РОО могут привести к радиационной чрезвычайной ситуации (РЧС). Под радиационной чрезвычайной ситуацией понимается неожиданная опасная радиационная ситуация, которая привела или может привести к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды сверхустановленных гигиенических нормативов и требует экстренных действий по защите людей и среды обитания.

Долгосрочные последствия аварий и катастроф на объектах с ядерной технологией, которые носят экологический характер оцениваются, главным образом, по величине радиационного ущерба, наносимого здоровью людей. Кроме того, важной количественной мерой этих последствий является степень ухудшения условий обитания и жизнедеятельности людей. Безусловно, уровень смертности и ухудшения здоровья людей имеет прямую связь с условиями обитания и жизнедеятельности, поэтому рассматриваются в комплексе с ними.

Последствия радиационных аварий обусловлены их поражающими факторами, к которым на объекте аварии относятся ионизирующее излучение как непосредственно при выбросе, так и при радиоактивном загрязнении территории объекта; ударная волна (при наличии взрыва при аварии); тепловое воздействие и воздействие продуктов сгорания (при наличии пожаров при аварии). Вне объекта аварии поражающим фактором является ионизирующее излучение вследствие радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Любая крупная радиационная авария сопровождается двумя принципиально различающимися между собой видами возможных медицинских последствий:

§ радиологическими последствиями, которые являются результатом непосредственного воздействия ионизирующего излучения;

§ различными расстройствами здоровья, вызванными социальными, психологическими или стрессорными факторами, т. е. другими повреждающими факторами аварии нерадиационной природы.

Радиологические последствия (эффекты) различаются по времени их проявления: ранние (не более месяца после облучения) и отдаленные, возникающие по истечении длительного срока (годы) после радиационного воздействия.

Последствия облучения организма человека заключаются в разрыве молекулярных связей; изменении химической структуры соединений, входящих в состав организма; образовании химически активных радикалов, обладающих высокой токсичностью; нарушении структуры генетического аппарата клетки. В результате изменяется наследственный код и происходят мутагенные изменения, приводящие к возникновению и развитию злокачественных новообразований, наследственных заболеваний, врожденных пороков развития детей и появлению мутаций в последующих поколениях. Они могут быть соматическими, когда эффект облучения возникает у облученного, и наследственными, если он проявляется у потомства.

Наиболее чувствительны к радиационному воздействию кроветворные органы, эпителий слизистых оболочек, щитовидная железа. В результате действия ионизирующих излучений возникают тяжелейшие заболевания: лучевая болезнь, злокачественные новообразования и лейкемии.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Основными специфическими явлениями и факторами, обусловливающими экологические последствия при радиационных авариях и катастрофах, служат радиоактивные излучения из зоны аварии, а также из формирующегося при аварии и распространяющегося в приземном слое облака (облаков) загрязненного радионуклидами воздуха; радиоактивное загрязнение компонентов окружающей среды.

38. методика оценки химической обстановки в случае выброса опасных химических веществ

Химическая обстановка- это совокупность последствий химического заражения местности опасными химическими веществами (ОХВ), оказывающими отрицательное влияние на население и работу объектов.

Оценка химической обстановки- это определение масштаба и характера заражения отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Оценка химической обстановки включает определение:

    • размеров зон химического заражения;
    • времени подхода зараженного воздуха к определенному рубежу (объекту);
    • времени и поражающего действия (ОХВ);
    • выбора наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается поражение людей.

Опасность на ХОО реализуется в виде химических аварий. Химической аварией называется авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей природной среды. При химических авариях АХОВ распространяются в виде газов, паров, аэрозолей и жидкостей. В результате мгновенного (1–3 минуты) перехода в атмосферу части вещества из емкости при ее разрушении образуется первичное облако. Вторичное облако АХОВ — в результате испарения разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Чрезвычайные ситуации с химической обстановкой такого типа возникают при аварийных выбросах или проливах используемых в производстве, хранящихся или транспортируемых сжиженных аммиака и хлора. В результате химической аварии с выбросом АХОВ происходит химическое заражение — распространение опасных химических веществ в окружающей природной среде в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. Возможный выход облака зараженного воздуха за пределы территории химически опасного объекта обусловливает химическую опасность административно-территориальной единицы, где такой объект расположен. В результате аварии на ХОО возникает зона химического заражения.

Зона химического заражения — территория и акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. В очаге химического заражения происходят массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений. При авариях на химически опасных объектах может действовать комплекс поражающих факторов: непосредственно на объекте аварии — токсическое воздействие АХОВ, ударная волна при наличии взрыва, тепловое воздействие и воздействие продуктами сгорания при пожаре; вне объекта аварии — в районах распространения зараженного воздуха только токсическое воздействие как результат химического заражения окружающей среды. Основным поражающим фактором является токсическое воздействие АХОВ.

39. ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:

§ Замечание;

§ Выговор;

§ Увольнение по соответствующим основаниям.

Выговор выносится с указанием места, даты, времени и причины взыскания. При подписании трудового договора работник знакомится со своими обязанностями, правилами трудовой дисциплины и основаниями для вынесения выговора.

Чтобы вынести выговор работнику, работодатель обязан потребовать от него объяснительную записку, в которой работник излагает свою версию произошедшего. Выговор не заносится в трудовую книжку. Но если сотрудник уволен за систематическое нарушение трудовой дисциплины, в приказе об увольнении все выговоры упоминаются, и этот приказ приводится в трудовой книжке.

Если такие формальности не соблюдены, то работник может оспорить вынесенное взыскание, потому что он не знал, что своими действиями нарушает какие-либо правила, и что эти действия являются основаниями для выговора.

К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:

§ штраф;

§ лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;

§ исправительные работы;

§ лишение свободы на определённый срок.

40. единая государственная система предупреждения и действий в чс

Система органов государственного управления Российской Федерации всех уровней и различных общественных организаций с имеющимися у них силами и средствами, а также комплексы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями или применением современных средств поражения, по защите населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляет собой Единую государственную систему предупреждения и действийв чрезвычайных ситуациях (ЕГСЧС).

ЕГСЧС создана и функционирует как реализация государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, представляющей совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, относящихся к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды, и организационных мер, предпринимаемых административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления предназначенными для этого органами управления, силами и средствами.

Государственная политика в области ЧС основывается на концепции Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, то есть системы взглядов, принципов и общих положений, определяющих на ограниченный период времени цели и конкретные задачи, замысел создания и структуру Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, с целью организации защиты населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

Организация ЕГСЧС реализуется как комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию, функционированию и совершенствованию организационных структур Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, сил и средств этой системы, действующих в целях решения поставленных перед ней задач.

Федеральным органом исполнительной власти осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий - МЧС России.

В соответствующих субъектах образуются и постоянно функционируют территориальные, республиканские, местные, ведомственные, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) во главе с председателем - заместителем главы администрации.

41. принципы обеспечения бжд в чс и способы защиты населения

К основным мероприятиям по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях относятся: прогнозирование и оценка возможности последствий чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также на уменьшение их последствий. Кроме того, очень важным является обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях и разработка эффективных способов его защиты.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. Различают долгосрочные и краткосрочные прогнозы. Долгосрочные прогнозы направлены на изучение и определение сейсмических районов, территорий, где возможны селевые потоки или оползни, границ зон вероятного затопления при авариях плотин или природных наводнениях, а также границ очагов поражения при техногенных авариях. Краткосрочные прогнозы используются для ориентировочного определения времени возникновения чрезвычайной ситуации. Для составления прогнозов используются различные статистические данные, а также сведения о некоторых физических и химических характеристиках окружающих природных сред. Так, для прогнозирования землетрясений в сейсмоопасных районах изучают изменение химического состава природных вод, проводят наблюдение за изменением уровня воды в колодцах, определяют механические и физические свойства грунта. Значительную информацию для прогноза землетрясений может дать наблюдение за поведением некоторых животных. Разработаны методы прогнозирования пожаров – лесных, торфяных и др. Для прогнозирования влияния скрытых очагов пожара на возможность возникновения лесных пожаров используется фотосъемка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолетов или космических аппаратов. Для прогнозирования обстановки, возникающей при развитии различных чрезвычайных ситуаций, применяют математические методы.

При прогнозировании чрезвычайной ситуации планируют постоянно проводимые, фоновые и защитные мероприятия.

К постоянно проводимым мероприятиям относятся постоянный контроль за качеством строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, создание надежной системы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, строительство защитных укрытий и убежищ, снабжение населения средствами индивидуальной защиты (например, противогазами), обязательное обучение населения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, разработка планов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и их финансовое и материальное обеспечение и др.

При предсказании момента чрезвычайной ситуации проверяются и приводятся в готовность система оповещения населения, а также аварийно-спасательные службы, развертывается система наблюдения и разведки, нейтрализуются особо опасные производства и объекты, проводится частичная эвакуация населения.

Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях следующие: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях (убежищах), использование средств индивидуальной защиты. Под эвакуацией понимают вывоз населения или его части из очага поражения при чрезвычайной ситуации. Защитные сооружения – это специально разработанные инженерные сооружения, предназначаемые для защиты от воздействия различных физических, химических и биологических опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Защитные сооружения могут быть использованы для защиты населения как при боевых действиях, так и при техногенных авариях, сопровождающихся выбросами в окружающую среду радиоактивных и токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов (вирусов, микроорганизмов и др.).

Средства индивидуальной защиты населения предназначены для исключения попадания внутрь организма, на кожу и на одежду перечисленных выше веществ, а также бактериологических агентов. Это средства защиты органов дыхания (респираторы, противогазы), специальные защитные одежда и обувь. Медицинские средства индивидуальной защиты предназначены для профилактики и оказания первой помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Они включают вещества, ослабляющие или предотвращающие воздействие на организм человека токсичных веществ (антидоты) или ионизирующих излучений (радиопротекторы), противобактериальные средства (антибиотики, вакцины и др.), а также средства частичной санитарной обработки (индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты).

42. порядок подготовки населения в области защиты от чс

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
В целях обеспечения единства взглядов в решении государственной задачи по подготовке населения к действиям в ЧС МЧС России в помощь руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ разрабатывает организационные указания по подготовке населения в области гражданской обороны и чс, другие организационные документы по организации обучения населения. Таким образом, был создан и начал действовать нормативно-правовой механизм по подготовке населения России в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в стране сформировалась единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим основным направлениям.
1 направление. Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России, Институте развития МЧС России по учебным программам переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров РСЧС. Периодичность обучения составляет один раз в 5 лет.
2 направление. Подготовка руководителей и специалистов органов местного самоуправления, командно-начальствующего состава формирований гражданской обороны объектов экономики осуществляется на региональном и территориальном уровнях в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с отрывом от производства по специальным программам.
3 направление. Подготовка руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, осуществляется с отрывом от производства на курсах гражданской обороны городов и районов по специальной программе подготовки один раз в три года.
4 направление. Подготовка работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав аварийно-спасательных формирований и специализированных формирований постоянной готовности, осуществляется в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки министерств и ведомств с отрывом от производства по специальным программам подготовки в соответствии с профилем работы обучаемых.
5 направление. Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется на предприятиях, учреждениях и в организациях, независимо от форм собственности, по специальным учебным программам ежегодно.
6 направление. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется в учебно-консультационных пунктах жилищно-эксплуатационных органов по месту жительства путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и телепрограмм.
Следует отметить, что подготовка руководящего состава РСЧС на всех уровнях, кроме того, осуществляется путем участия в учебно-методических сборах, штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, в других оперативных мероприятиях, а также самостоятельной подготовки.

Основными формами этой подготовки являются командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся:
1) В федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - один раз в три года.
2) В органах местного самоуправления - один раз в два года.
Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводятся ежегодно продолжительностью до одних суток.
Основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок является выработка у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий по защите населения и территорий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся:
с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
с остальными формированиями - один раз в три года.
Основной задачей при проведении тактико-специальных учений является выработка у руководителей и личного состава формирований практических умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи при ранениях, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток, с периодичностью один раз в три года, проводятся:
в органах местного самоуправления;
в организациях, отнесенных к категории по гражданской обороне.
В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки продолжительностью до восьми часов.
На объектах с численностью работающих 5 тыс.чел. и более комплексные учения проводятся по производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения с органами управления сельских администраций проводятся один раз в три года в ходе командно-штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
Одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок является отработка действий по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

43. устойчивость функционирования объектов экономики факторы в условиях ЧС

44. структура затрат на охрану труда

В настоящее время на многих предприятиях еще широко используется система льгот и компенсаций, предоставляемых лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Система льгот и компенсаций не заменяет, а только дополняет используемый на предприятиях комплекс мероприятий по охране труда. Эта система включает дополнительные отпуска, сокращенные рабочие дни и льготное пенсионное обеспечение, лечебно-профилактическое питание, доплаты к заработной плате; бесплатную выдачу молока. Их оздоровительное и компенсационное значение заключается в следующем:• Дополнительный отпуск (от 6 до 36 дней).• Сокращенный рабочий день. Уменьшение рабочей смены всего на один часфактически сокращает на один месяц годовой фонд рабочего времени каждомуработающему, пользующемуся этой льготой, повышает его часовой заработок на16%.• Льготное пенсионное обеспечение. Оно заключается в предоставлении пенсии в более ранние сроки, чем на общих основаниях, при меньшем стаже работы и в больших размерах.• Лечебно-профилактическое питание• Доплата к заработной плате. Она обусловлена специфическими условиямитруда на рабочих местах; составляет 4 - 24 % тарифной ставки.• Бесплатная выдача молока.Одной из главных задач системы управления охраной труда на предприятии является улучшение условий труда. В соответствии с уровнем их улучшения руководители министерств и ведомств обязаны уменьшать дополнительные отпуска или устанавливать их, а также рабочий день нормальнойпродолжительности, если все нормируемые параметры условий труда соответствуют требованиям действующего законодательства по охране труда. При этом условии также частично или полностью должны отменяться предоставленные рабочим другие льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

45. основы организации спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы прово­дятся с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию современных средств поражения, разрушительных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения мас­штабов, локализации или ликвидации возникших при этом чрез­вычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поис­ка и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицин­ской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учрежде­ния, где для спасенных создаются необходимые условия.

К аварийно-спасательным работам относятся:

· разведка маршрутов движения;

· розыск пострадавших и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений, за­валов;

· подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

· оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим, эвакуация их в лечебные учреждения;

· вывоз населения из опасных мест в безопасные районы;

· санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды.

Неотложные работы проводятся в целях блокирования, ло­кализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения дей­ствий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может яв­ляться:

· устройство проездов в завалах и на зараженных участках;

· локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;

· укрепление или обрушение конструкций зданий и сооруже­ний, угрожающих обвалом и

· препятствующих безопасному движению и проведению спа­сательных работ;

· ремонт и восстановле­ние поврежденных и разру­шенных линий связи и комму­нально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обез­вреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

· ремонт и восстановление поврежденных защитных соору­жений.

Необходимо отметить, что аварийно-спасательные и неот­ложные работы характеризуются большим объемом и ограни­ченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, при­влекаемых для их проведения.

46. Медицина катастроф

Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных. В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных».

Медицинская служба гражданской обороны. МС ГО - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения в условиях чс. Эта служба является функциональной системой в здравоохранении для решения задач в особых условиях, возникших в стране или отдельных её районах. МС ГО страны создает Министерство здравоохранения РФ, она является общегосударственной службой в системе гражданской обороны. На местах её создают территориальные органы управления. На предприятиях, учреждениях, организациях начальник МС ГО - главный врач медико-санитарной части. Начальники МС ГО подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны республики, а по специальности - вышестоящему начальнику МС ГО. Кроме сил и средств территориального здравоохранения для медицинского обеспечения населения используются силы и средства медицинской службы других министерств и ведомств, а также широко привлекается местное население. На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

- быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности;

- предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

- обеспечение санитарного благополучия населения, устранения неблагоприятных санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охрана здоровья личного состава учреждений гражданской обороны.

Выполнение этих задач обеспечивается проведением комплекса мероприятий. Характер, организация и порядок осуществления этих мероприятий имеет свои особенности, обусловленные содержанием каждой из основных задач МС ГО. Успешное выполнение первой основной задачи МС ГО - быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности - в условиях чрезвычайной ситуации может быть достигнуто при правильной организации и проведении комплекса следующих научно обоснованных мероприятий.

1. Подготовка сил и средств МС ГО, поддержание их в готовности для ме

Наши рекомендации