Организация работы транспортного узла
Транспортный узел (ТУ) представляет собой совокупность предприятий смежных видов транспорта, совместно выполняющих в пункте стыка операции обслуживания перевозок грузов и пассажиров.
Основными операциями ТУ являются:
передача грузов с одних видов транспорта на другие;
пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой;
осуществление всех операций, связанных с передачей грузов и пересадкой пассажиров;
обработка и обслуживание подвижного состава (различных видов транспорта (судов, железнодорожных вагонов, автомобилей);
изменение направлений грузо - и пассажиропотоков;
совместное обслуживание различными видами транспорта промышленных предприятий и населения района, тяготеющего к ТУ;
доставка грузов магистральными видами транспорта в пункты разгрузки подвижного состава в пределах транспортного узла;
доставка грузов от отправителей к магистральным видам транспорта и от магистральных видов транспорта — к получателям;
транспортно-экспедиционное обслуживание;
выполнение коммерческих операций, связанных с передачей грузов с одного вида транспорта на другой и т. д.
Транспортные узлы принято классифицировать по различным признакам: по характеру работы, расположению транспортных устройств и т. п.
По характеру работы они делятся на узлы: обслуживающие преимущественно транзитные грузо-, пассажиропотоки; выполняющие местную работу (транзитных потоков нет); выполняющие транзитные операции и местную работу.
По расположению транспортные узлы делятся на узлы с
морскими портами (расположенные на морском побережье) и
на узлы с речными портами (расположенные на берегу судоходных рек).
В зависимости от типа и характера выполняемой работы в состав транспортного узла входят морской (или речной) порт, железнодорожные станции, автотранспортные предприятия, подъездные пути промышленных предприятий, устройства трубопроводного транспорта и др.
Большую роль в функционировании ТУ играют вышестоящие транспортные подразделения: пароходства (морские и речные), железные дороги, отделения железных дорог. Эти предприятия также включают в состав ТУ.
Материально-техническую базу ТУ составляют технические средства транспортных предприятий, образующих узел. В ТУ с морским портом относятся причалы (в том числе речные в устьевых портах), средства механизации, оборудование, склады на причалах и в тыловой зоне, погрузочно-разгрузочные, соединительные, обгонные железнодорожные пути, маневровые средства, автомобильные дороги, соединяющие погрузочно-разгрузочные фронты, средства контроля, информации и управления и др. Погрузочно-разгрузочные фронты, морские и тыловые (железнодорожные), компонуются в перегрузочные комплексы.
Причалы с их оборудованием, являясь основой морского перегрузочного фронта, должны соответствовать размещениям и конструктивным особенностям обрабатываемых судов.
К основным машинам перегрузочного комплекса предъявляются следующие требования: их использование должно обеспечить высокую производительность, максимальную комплексную механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных pабот, возможность их выполнения по различным схемам как при погрузке, так и при выгрузке грузов и т. п.
Взаимное расположение элементов ТУ должно быть таким при котором достигается рациональное продвижение железно- дорожных вагонов по территории перевалочного пункта без пересечения путей (или с минимальным их пересечением), передвижение внутрипортового безрельсового транспорта (автомобилей и др.) по наиболее удобному маршруту, имеющему кратчайшее расстояние.
Каждый ТУ имеет свои сложившиеся традиции, определенную организацию и технологию перегрузочных процессов и других работ; все это обусловливается его спецификой. Для ТУ характерна определенная система управления его производственной деятельностью, эффективность которой зависит от степени взаимодействия различных предприятий.
Все предприятия, входящие в ТУ, выполняют присущие им функции и играют определенную роль в его работе. Эти функции и значимость каждого предприятия зависят от вида ТУ, специфики его работы, удельного веса каждого предприятия в общем объеме выполняемой в ТУ работы.
В ТУ с морским портом, последний является основой узла, пунктом стыка смежных видов транспорта. В порту непосредственно осуществляется передача грузов с одних видов транспорта на другие, выполняется ряд операций (коммерческих, организационных), сопутствующих погрузочно-разгрузочным работам. В порту постоянно обрабатываются подвижной состав, смежных видов транспорта: суда, железнодорожные вагоны, автомобили.
Важнейшим элементом ТУ являются железнодорожные станции. Известно, что железнодорожным транспортом доставляются в порты и вывозится из портов большая часть грузов. На станции прибывают железнодорожные составы с грузами (экспортно-импортными и каботажными) для перевалки их на морские суда. На станциях составы расформировывают и подают вагоны в порт под разгрузку. Там осуществляется подготовка порожних вагонов под их загрузку в порту, подача под загрузку, передача загруженных вагонов с погрузочно-разгрузочных фронтов порта в станционные парки формирования поездов. Станция обязана своевременно включать вагоны с грузами, погруженными в порту, в поездные составы и отправлять по назначению.
Необходимым звеном и полноправным партнером других видов транспорта в ТУ является автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт общего пользования осуществляет завоз грузов в порты и вывоз их из портов, он играет важную роль в обеспечении своевременного перемещения грузов от отправителя в порт и из порта получателю. От уровня организации работы автомобильного транспорта во многом зависит скорость доставки грузов.
В устьевых морских портах в состав ТУ включаются речные порты, взаимодействующие в пределах ТУ со всеми смежными транспортными предприятиями. Во всех случаях обработки речных судов в морских портах на работу ТУ большое влияние оказывают речные пароходства. Речные пароходства планируют иорганизуют движение судов, информируют ТУ о подходе судов в морские порты и т. п.
Видное место в работе некоторых ТУ занимают средства трубопроводного транспорта. Характер этих средств, их производственные возможности оказывают влияние на ритм работы ТУ, интенсивность обработки наливных судов и железнодорожных цистерн, время их стоянки и т. д. Эти средства также должны быть включены в ТУ.
В ТУ включаются и предприятия воздушного транспорта, они имеются практически всюду. В связи с тем, что воздушный транспорт является в основном пассажирским видом транспорта, все вопросы его взаимодействия с другими видами транспорта должны решаться в аспекте обеспечения им пассажирских перевозок.
Необходимо уделять внимания работе транспорта промышленных предприятий. Промышленный (или технологический) транспорт тесно взаимодействует с магистральными видами транспорта, обеспечивая их работу. Например, на железной дороге основное количество грузов перегружается на подъездных путях промышленных предприятий.
На эффективность функционирования ТУ оказывает влияние уровень взаимодействия транспортных предприятий с клиентурой (грузоотправителями и грузополучателями), что отражается на своевременности завоза и вывоза грузов, четкости выполнения коммерческих и других операций.
Каждое предприятие в составе ТУ является сложной системой, и сам транспортный узел представляет собой сложную систему со множеством внутренних и внешних связей. Необходимо четкое взаимодействие между составляющими эту систему предприятиями. Осуществление взаимодействия связано с рядом трудностей, ибо предприятия смежных видов транспорта сильно различаются, имеют специфические особенности, располагают различными транспортными и другими средствами, каждое предприятие имеет свойственные ему органы управления и т. п.
Взаимодействие между транспортными предприятиями и предприятиями транспорта (портами, железнодорожными станциями, автомобильными предприятиями) проявляется в различных формах: технической, технологической, плановой, организационной, коммерческой, финансовой, правовой и др.
Все формы взаимодействия переплетаются между собой, дополняют друг друга.
Техническая форма взаимодействия заключается во взаимном соответствии параметров технических средств предприятий различных видов транспорта, составляющих ТУ: подвижных единиц, погрузочно-разгрузочного оборудования, средств управления и др.
Эта форма взаимодействия предусматривает пропорциональность развития технических средств различных видов транспорта в ТУ. Например, пропускная способность железнодорожных подъездных путей в порту должна быть достаточной для обеспечения нормальной производственной деятельности порта, соответствовать пропускной способности причалов, позволять интенсивную перевалку грузов с железнодорожного транспорта на водный и наоборот, преимущественно по прямому варианту. Нарушения этих условий приводят к серьезным затруднениям в работе портов и ТУ.
Технологическая форма взаимодействия означает единство в способах выполнения работ и используемых при этом средств при передаче грузов с одного вида транспорта на другой. Она тесно связана с единой технологией перевозки грузов. Например, создаются единые контейнерные транспортные системы (ЕКТС). Их суть состоит в том, что перевозка контейнеров различными видами транспорта осуществляется по единой технологии. Единая технологическая политика в развитии контейнерных и пакетных перевозок является одним из основных направлений совершенствования перевозок и перегрузки.
Проявлениями технологической формы взаимодействия служат разработка и внедрение совмещенной технологии перегрузочных процессов на различных видах транспорта, т. е. единой технологии загрузки-разгрузки различных транспортных единиц.
Технологическая форма взаимодействия предусматривает внедрение единого оперативного планирования работы ТУ и управления им. Первостепенное значение приобретает при этом взаимная информация взаимодействующих предприятий.
С технологической формой прямо связана плановая форма взаимодействия. Последняя означает, что все предприятия ТУ при планировании, в том числе оперативном, своей деятельности взаимно согласовывают объемы предстоящих работ, время и порядок их выполнения.
Организационная форма взаимодействия имеет очень важное значение. Ведь организационно различные виды транспорта разобщены, каждый вид транспорта имеет самостоятельные органы управления (министерство и др.). Эта форма взаимодействия на уровне ТУ тесно связана с технологической и плановой формами. Суть ее состоит в том, что каждое предприятие ТУ выделяет силы и средства, необходимые для выполнения согласованных в плане объемов работы, осуществляет их расстановку, организует эффективное использование.
Коммерческая форма взаимодействия охватывает многочисленные и разнообразные вопросы, такие как обеспечение сохранности грузов при их передаче с одного вида транспорта на другой, взаимная ответственность транспорта предприятий различных видов транспорта за сохранность грузов и своевременность обработки транспортных средств.
Тесно переплетается с этой формой финансовая форма взаимодействия. Смежные предприятия ТУ постоянно ведут между собой финансовые расчеты по установленным правилам.
Итак, взаимодействие между смежными предприятиями ТУ осуществляется в различных формах постоянно и носит объективный характер. Формы этого взаимодействия можно использовать для повышения эффективности работы ТУ. С целью упорядочения взаимодействия различных транспортных предприятий проделана большая работа. В ТУ, включающих порты (морские или речные) и железнодорожные станции, действуют узловые соглашения, единые технологические процессы работы портов и станций и другие документы, регламентирующие различные стороны взаимодействия.