Органы руководства и контроля, их функции
В пределах Конституции, законов Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, обеспечивает проведение единой государственной политики в торговой сфере деятельности.
Совет Министров Республики Беларусь решает важнейшие вопросы организации, планирования и развития торговли.
В частности, в его полномочия входят:
• установление номенклатуры продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены и регулируемые цены, в том числе предельные уровни рентабельности по отраслям экономики, а так же установление государственной монополии на продажу отдельных видов товаров;
• разработка и реализация программ обеспечения населения продуктами питания, жилищно-коммунальными, бытовыми, торговыми и другими услугами;
• организация и координация работы по изучению и разработке нормативов потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп населения.
Непосредственное руководство торговлей возложено на Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Являясь ведущим государственным органом в области торговли, Минторг регулирует торговую деятельность других министерств и ведомств. Он несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие торговли, за научно-технический прогресс в торговле и за качество торгового обслуживания населения.
Главными задачами Минторга являются:
• формирование единой государственной политики в сфере торговли, включая регулирование торговой и торгово-производственной деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, с использованием своих прав, экономических рычагов и стимулов в целях удовлетворения потребностей населения в товарах и торговых услугах, повышения культуры обслуживания;
• анализ и прогнозирование тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли;
• разработка предложений по экономическому, финансовому и правовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, в сфере торговли;
обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав потребителей в сфере торговли.
Минторг в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующее:
- обеспечивает разработку проектов республиканских программ развития и совершенствования торговли и представляет их в установленном порядке Совету Министров Республики Беларусь;
- в организует в установленном порядке изучение спроса и конъюнктуры рынка республики, определяет на этой основе его емкость и потребность в товарах, разрабатывает товарные балансы и дает заинтересованным министерствам, другим центральным органам управления, юридическим лицам рекомендации об объемах производства и поставки товаров, их ассортименте, качестве, а также о завозе недостающих товаров из-за пределов республики;
- в установленном порядке разрабатывает и вносит министерствам, другим центральным органам управления предложения по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- в принимает в соответствии с законодательством участие в осуществлении мер по приоритетному продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;
- заключает в установленном порядке государственные контракты с субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, на поставку товаров и торгово-технологического оборудования для республиканских государственных нужд;
- участвует в установленном порядке в организации импорта и экспорта товаров;
- организует внутриреспубликанские выставки, ярмарки по продаже товаров и торгово-технологического оборудования, обеспечивает участие в них субъектов хозяйствования всех форм собственности;
- осуществляет в соответствии с законодательством накопление товаров сезонного производства и потребления, участвует в формировании государственного резерва товаров;
- согласовывает в установленном порядке нормативную документацию на производимые в республике товары и торгово-технологическое оборудование;
- взаимодействует с заинтересованными министерствами, другими центральными органами управления по вопросам совершенствования организации и технологии общественного питания, а также разрабатывает совместно с ними рационы питания с учетом физиологических потребностей различных категорий населения;
- устанавливает порядок отнесения предприятий общественного питания к соответствующим категориям по уровню обслуживания;
- в установленном законодательством порядке регулирует деятельность находящихся в подчинении Министерства юридических лиц путем утверждения их уставов (положений), управления имуществом, а также осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию указанных юридических лиц;
- принимает участие в разработке и реализации программ разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, содействует облисполкомам и Минскому горисполкому, министерствам, другим центральным органам управления, имеющим торговую сеть, в разработке и реализации мероприятий по демонополизации, разгосударствлению и приватизации объектов торговли и общественного питания;
- осуществляет экономический анализ состояния торговли в республике и выработку мер и рекомендаций, направленных на ее совершенствование, на основе использования экономических методов регулирования;
- в соответствии с законодательством создает в установленном порядке централизованные инвестиционные фонды, специальные отраслевые, межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения новых видов наукоемкой продукции, иные целевые фонды;
- обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь, регулирующего торговую и торгово-производственную деятельность, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;
- осуществляет в целях защиты прав потребителей контроль за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания;
- определяет основные направления научно-технического развития торговли, обеспечивает проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение их результатов на предприятиях торговли и общественного питания;
• организует в установленном порядке строительство объектов торговли и общественного питания, осуществляемое за счет средств республиканского бюджета;
• осуществляет в пределах своих полномочий международное сотрудничество;
• проводит государственную кадровую политику, направленную на комплектование центрального аппарата министерства, подведомственных ему юридических лиц высококвалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав и его резерв, принимает участие в организации подготовки кадров и повышения их квалификации через систему непрерывного обучения;
- оказывает методологическую и консультационную помощь юридическим и физическим лицам по вопросам, относящимся к компетенции министерства;
• заключает отраслевое тарифное соглашение;
• рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции министерства, добиваясь правильного решения поставленных в них вопросов, осуществляет прием граждан.
Руководство торговлей в областях осуществляют областные исполнительные комитеты через управление потребительского рынка и услуг (далее - Управление).
Управления (главные) потребительского рынка и услуг в своей деятельности подчиняются областным исполнительным комитетам и подотчетны им. В пределах установленной компетенции Управление подотчетно Минторгу.
Управления направляют и координируют деятельность подразделений горисполкомов области, ведающих вопросами торговли и общественного питания и услуг, оказывают им необходимую методическую и практическую помощь, взаимодействуют с ними в выполнении республиканских и областных программ и заданий по производству и поставке товаров народного потребления, насыщению ими потребительского рынка области, управлении товарными ресурсами, улучшении торгового обслуживания населения, соблюдении правил торговли и по другим вопросам государственного регулирования торговой деятельности.
В городах областного подчинения повседневное руководство торговлей осуществляют отделы торговли городских (районных) исполнительных комитетов.
Их задачи ограничены регулированием торговли на территории города или района, а также контролем за соблюдением торговыми предприятиями действующего законодательства.
Руководство торговлей в сельской местности осуществляет Белкоопсоюз.
Организация контроля в торговле
Торговля как отрасль народного хозяйства нуждается в наличии постоянно действующих систем контроля, что позволяет ей развивать свою деятельность в рамках закона, экономической политики государства и при этом учитывать интересы потребителей.
В организациях торговли контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными плановыми заданиями, разработанными правилами, инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторений.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации контроля, являются систематичность, своевременность, гласность, объективность, экономичность.
Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за деятельностью торговых организаций и предприятий.
Государственный контроль осуществляют уполномоченные на то государственные органы.
Основными органами, осуществляющими государственный контроль за деятельностью субъектов торговли, являются следующие:
• Комитет государственного контроля (Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг; Департамент финансового мониторинга);
• Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров (центры стандартизациии метрологии (ЦСМ));
• Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);
• Министерство экономики (Департамент антимонопольной и ценовой политики; Департамент экономики, агропромышленного, лесного комплексов и потребительского рынка);
• Министерство антимонопольного регулирования и торговли (Управление организации торговли и услуг, защиты прав потребителей и контроля за рекламой);
• Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);
• Министерство финансов;
• Национальный банк;
• Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);
• Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));
• Прокуратура;
• Хозяйственный суд.
Контроль за деятельностью организаций осуществляется путем ее проверки.
Проверка - способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:
• проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
• проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
• своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;
- принятие мер по возмещению причиненного ущерба;
- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов.
Основанием для проверки торговых организаций являются плановые задания органов исполнительной власти и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, обращениям потребителей, по публикациям в средствах массовой информации о нарушениях в деятельности организаций, а также по обращениям других контролирующих органов и участников потребительского рынка.
Проверка торговых организаций заключается в обследовании их общих характеристик, условий реализации товаров и предоставления услуг, наличия и использования необходимой документации, фактического соблюдения правил реализации товаров и предоставления услуг, в контроле качества и безопасности товаров и услуг, выполнения предписаний контролирующих проверок и требований Закона «О защите прав потребителей».
Проверка проводится по письменному приказу (распоряжению) руководителя контролирующего органа. На проведение каждой проверки выдается предписание, в котором указываются наименование контролирующего органа, проводящего проверку, и субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого проводится проверка, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и срок ее проведения.
Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней, который может быть продлен руководителем контролирующего органа.
Во время проведения проверок проверяемые (субъекты торговой деятельности) имеют право:
• требовать предъявления служебного удостоверения у проверяющих и предписания на проведение проверки (ревизии);
• обжаловать обоснованность назначения проверки (за исключением проводимых по решению некоторых органов и лиц (Президент, Совет Министров и др.);
• присутствовать при проверке ценностей, контрольных обмерах объемов выполненных работ, а также других действиях, направленных на проверку их деятельности;
• знакомиться с документами, составленными по материалам проверок;
• обжаловать незаконные действия лиц, проводящих проверку, и др.
В то же время проверяемые обязаны:
• обеспечить допуск проверяющих в организации, учреждения;
• предоставлять по требованию проверяющих письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;
• выполнять предписания контролирующих органов (их должностных лиц), данные в пределах их компетенции;
• принимать меры к устранению недостатков, выявленных в ходе проверок, в том числе привлекать к ответственности виновных лиц, и др.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения норм действующего законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки, в которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
Акты и справки подписываются должностным лицом, проводящим проверку, руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) и лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта.
В случае отказа уполномоченного представителя субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись. Представитель субъекта предпринимательской деятельности вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку.
Ведомственный контроль за работой объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств.
В целях усиления ведомственного контроля в кооперативной торговле созданы торговые инспекции. Они не являются структурным подразделением аппарата управления Белкоопсоюза, облпотребсоюзов или райпо, а формируются из числа работников управления (отдела) торговли. В своей деятельности торговые инспекции руководствуются законодательством в торговле, решениями и постановлениями Совета и Правления Белкоопсоюза.
Основными задачами торговой инспекции являются:
контроль за:
• соблюдением на объектах торговли и общественного питания законодательных и нормативных актов, касающихся правил торговли, порядка формирования и применения цен;
• правильностью пользования весоизмерительными приборами, контрольно-суммирующими аппаратами, торговым и технологическим оборудованием;
• соблюдением обязательных ассортиментных перечней товаров;
• качеством поступающих и реализуемых товаров и продукции собственного производства;
• организацией торгового обслуживания льготных категорий покупателей, жителей малых населенных пунктов;
• санитарным состоянием магазинов и соблюдением установленного режима работы;
• реагированием на жалобы и предложения населения, на публикации в средствах массовой информации по вопросам организации торгового обслуживания населения;
• выработка мер и оказание практической помощи по предотвращению негативных проявлений в торговле.
В соответствии с основными задачами торговая инспекция выполняет следующие функции:
• производит оперативные проверки работы кооперативных организаций и принимает практические меры по устранению вскрытых недостатков, повышению культуры обслуживания и качества реализуемых товаров;
• обобщает материалы проверок и вносит предложения по совершенствованию торгового обслуживания населения.
Общественный контроль за деятельностью торговых организаций осуществляют:
• общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);
• общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;
• органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.
Тема 2 Товарные склады в торговле, их устройство и планировка. Организация технологических процессов на складах
1.Понятие товарных складов и их функции
2.Виды товарных складов
3. Устройство и оборудование складов
4. Планировка складских помещений и определение площади склада
1. Произведенные товары в движении к потребителю проходят, как правило, ряд промежуточных звеньев, где они могут временно задерживаться, образуя товарные запасы.
Необходимость создания товарных запасов определяется рядом факторов:
• разрывом во времени производства и потребления товаров (сезонное накопление плодоовощной продукции, спорттоваров и т.д.);
• узкой специализацией производства (необходимо сформировать, преобразовать ассортимент применительно к розничной торговле);
• досрочным завозом товаров (климатические и другие условия);
• необходимостью наличия государственных резервов;
• необходимостью подработки и хранения крупных партий товаров.
Хранение товарных запасов требует соответствующей материально-технической базы, основу которой составляют склады.
Торговый склад представляет собой объект торговли, обслуживающий процесс хранения и преобразования товарных запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети.
В узком смысле слова склад — это хранилище, предназначенное для складских операций.
Совокупность складов какой-либо организации или торговой системы представляет собой складскую сеть, а с учетом оборудования, инвентаря — складское хозяйство.
Функции складов:
• получение товаров от поставщиков и контроль за выполнением договоров поставки;
• хранение товарных запасов (важнейшая функция складов). Хранение свойственно и магазинам, но их основная функция — это розничная продажа и обслуживание покупателей. И магазинах хранятся в основном текущие товарные запасы, тогда как на складах — концентрированные, средне- и долго-срочного хранения;
• накопление и преобразование товарного ассортимента применительно к требованиям розничной торговой сети. По характеру накопления товарные запасы могут быть текущими, (сезонными, резервными, досрочного завоза и т.д. Накопление больших партий товаров на складах позволяет более оперативно маневрировать ими, ускорять процесс обращения товаров, создавать необходимые государственные резервы.
Преобразование ассортимента может быть количественным и качественным.
Количественное преобразование может осуществляться:
• путем приема небольших партий товаров, вырабатываемых мелкими предприятиями, и накопления их для отправки более крупными партиями (вагонами, контейнерами);
• путем распределения крупных партий на мелкие применительно к требованиям покупателей.
Качественное преобразование товарных масс производится путем:
• подсортировки и комплектования ассортимента, благодаря чему товары со склада выходят с максимальной степенью готовности к розничной продаже, что повышает культуру торговли;
• контроля качества товаров. Цель контроля — не допустить попадания в розничную торговлю недоброкачественных товаров и воздействовать на промышленность по улучшению качества товаров. Большой объем работы на складах позволяет сконцентрировать здесь кадры товароведов-бракеров и проводить качественную разбраковку вплоть до лабораторных испытаний. В отдельных случаях склады содействуют улучшению качества (дозревание фруктов, овощей и т.д.);
• доработки, переработки, фасовки и упаковки товаров. Данные операции на складах оптовой торговли выполняются качественнее и с меньшими затратами труда и средств, так как большие объемы товарных масс позволяют механизировать и автоматизировать отдельные операции (фасовка, мойка овощей, переработка плодоовощной продукции и т.д.), в то время как в розничной торговле многие операции совершаются вручную, что требует значительного штата соответствующих кате горий работников;
• производства продукции. На некоторых складах выполняются операции производственного характера (производство мороженого, заморозка плодов и овощей, изготовление сухого льда, засолка овощей, квашение капусты и т.д.);
• товароснабжения розничной торговой сети. Склады являются основным источником поступления товаров и организатором их доставки в магазины.
Товарные склады, как правило, не выполняют функции купли-продажи, а осуществляют организационное и техническое обслуживание товаропотоков. Склады коммерческих структур могут выступать в качестве торговых баз и в этом случае выполняют функции купли-продажи.
Виды товарных складов
В связи с особенностями технологического, технического и организационного характера существует огромное разнообразие складов, что требует их четкой классификации (рис. 8.1).
По месту расположения в процессе товародвижения склады делятся:
• на склады в районах производства товаров (склады выходных баз, заготовительных организаций);
• склады в районах потребления (склады торговых баз, розничной торговли).
По характеру выполняемых функций склады классифицируются:
• на подсортировочно-распределителъные. Их основная задача — накопление текущих запасов и товароснабжение розничной сети товарами с максимальной степенью готовности к продаже. Это самый распространенный тип склада;
• транзитно-перевалочные — размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия партионных грузов с целью перегрузки их на другие виды транспорта без вскрытия тары;
• сезонного и долгосрочного хранения (хранилища для плодов и овощей, замороженных продуктов). Они рассчитаны на долгосрочное хранение товаров сезонного производства, а также закладку их в госрезерв;
• накопительные — осуществляют приемку мелких партий в районах производства и заготовок и дальнейшую отправку крупными партиями в районы потребления.
По ассортиментному профилю склады делятся:
• на универсальные — предназначены для хранения широкого ассортимента нескольких групп товаров;
• специализированные — служат для хранения товаров в одной отрасли — бакалея, обувь и т.д.);
• узкоспециализированные — для хранения одного вида товара (соль, сахар и т.д.);
• смешанные предназначены для хранения основных видов продовольственных и непродовольственных товаров (склады потребкооперации, ОРСы и др.).
По режиму хранения и техническому устройству склады бывают:
• общетоварные — не требующие особых условий хранения, специального технического устройства и обслуживания;
• специальные — требующие особых режимов хранения (холодильники, плодоовощехранилища, элеваторы, склады стройматериалов, топлива и т.д.).
По степени механизации технологических процессов склады классифицируют на автоматизированные, с комплексной механизацией и с применением отдельных средств механизации.
По особенностям технического устройства выделяют склады:
• открытые — площадки, платформы, эстакады для временного хранения топлива, зерна, овощей и др.;
• полузакрытые — навесы для стройматериалов, тары и др.;
• закрытые— кирпичные, железобетонные, металлические.
По этажности склады делятся на одноэтажные и многоэтажные.
По наличию внешних транспортных связей выделяют склады:
• с причалами;
• с рельсовымиподъездными путями;
• не имеющие подъездных путей водного и железнодорожного транспорта;
• с автомобильными подъездными путями;
• с комбинированными подъездными путями.
По организационным формам управления выделяют:
• склады индивидуального пользования(собственные и арендованные) — принадлежат или эксплуатируются одной организацией;
• склады совместного пользования(кооперированные) — сооружаются на средства и находятся в ведении нескольких торговых организаций;
общего пользования — создаются, как правило, на железнодорожном и автотранспорте и предоставляются любым предприятиям за плату для временного хранения товаров.