Расчет численности рабочих

Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш

Рт = , (12) Рш = , (13)

где Т – годовой объем работ, чел.-ч;

Фт и Фш – соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.

Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).

Для нашего примера результаты расчета общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов и предпродажная подготовка) приведены в табл. 6

Таблица 6 – Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО

Вид работ Годовой объем работ, чел.-ч Рт Рш
расчетн. принят. расчетн. принят.
ТО-ТР 20,3 23,2
УМР 2,0 2,3
Приемка и выдача 0,2 0,2
Противокоррозионная обработка 0,5 0,6
Предпродажная подготовка 1,0 1,2
Итого 24,0 27,5

Численность вспомогательных рабочих

Рт = 2 чел.;

Рш = 3 чел.

Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 7.

Расчет числа постов

Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.

Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).

Число рабочих постов

Х = , (14)

где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч;

φ – коэффициент неравномерности загрузки постов; [1, 15]

Драб.г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены, ч;

С – число смен;

Рп – среднее число рабочих на посту (0,9…1,1 чел.);

ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85…0,90).



Таблица 7 – Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения

Вид работ Объем работ ТО и ТР выполняемый Численность производственных рабочих
на рабочих постах на производ. участках на рабочих поста на производственных участках
Рт Рш Рт Рш
чел.-ч чел.-ч расч. прин. расч. прин. расч. прин. расч. прин.
Диагностические - 0,8 0,9 - - - -
ТО, смазочные - 3,7 4,2 - - - -
Регулировочные по установке углов передних колес - 0,8 0,9 - - - -
Ремонт и регулировка тормозов - 0,6 0,7 - - - -
Электротехнические 0,6 0,7 0,2 0,3
По приборам системы питания 0,6 0,6 0,2 0,3
Аккумуляторные - - - - 0,3 0,4
Шиномонтажные 0,1 0,1 - 0,3 0,3
Ремонт узлов, систем и агрегатов 0,8 0,9 0,9
Кузовные и арматурные 3,8 4,3 1,3 1,4
Окрасочные - 3,7 4,2 - - - -
Обойные 0,3 - 0,3 - 0,3 - - -
Слесарно-механические - - - - - 1,3 1,6
Итого 15,8 17,8 4,9 5,6

Примечание. Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа

Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем φ = 1,15 и Рп = 1,0 чел. Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 8.

В результате анализа данных табл. 5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.

Таблица 8 – Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ

Вид работ Годовой объем работ, чел.-ч Число рабочих постов
расчетное принятое
Диагностические 0,6 -
ТО, смазочные 2,6
Регулировочные по установке углов управляемых колес 0,6
Ремонт и регулировка тормозов 0,4
Электротехнические 0,5
По приборам системы питания 0,4
Аккумуляторные - -
Шиномонтажные 0,1 -
Ремонт узлов, систем и агрегатов 0,6
Кузовные и арматурные 2,7
Окрасочные 2,3
Обойные 0,2 -
Итого 11,0

Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.

Обойные работы предусматривается выполнять в кузовном участке.

В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих постов даны в табл. 9.

Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:

· кузовных, арматурных и обойных;

· окрасочных;

· слесарно-механических и по ремонту узлов, систем и агрегатов;

· противокоррозионных.

Таблица 9 – Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов

Вид работ Распределение объема работ ТО и ТР по видам Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполнения Численность производственных рабочих Число рабочих постов
на рабочих постах на произв. участках на рабочих постах на производственных участках расч. прин.
Рт Рш Рт Рш
% чел.-ч % чел.-ч % чел.-ч расч. прин. расч. прин. расч. прин. расч. прин.
ТО, смазочные - - 3,7 4,2 - - - - 2,3
Регулировочные, по установке углов передних колес, диагностические - - 1,2 1,4 - - - - 0,8
Ремонт и регулировка тормозов, диагностические - - 1,0 1,2 - - - - 0,6
Ремонт узлов, систем и агрегатов 8211* 3,0 3,5 1,0 1,2 1,9
Кузовные, арматурные и обойные 11495** 5,5 6,3 0,9 1,0 3,1
Окрасочные - - 3,7 4,2 - - - - 2,1
Слесарно-механические - - - - - - 1,4 1,6 - -
Итого - - 18,1 20,8 3,3 3,8 10,8

Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки

, (15)

где Nc – суточное число заездов (Nc = Nз / Драб.г);

φм – коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов – 1,3…1,5; от 11 до 30 постов – 1,2…1,3);

Тоб – суточная продолжительность работы участка, ч;

Nу – производительность моечной установки, авт./ч;

ηп – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85…0,90).

Для нашего примера

· число постов УМР (перед ТО и ТР)

ХУМР = = 0,1 поста;

· число механизированных постов мойки

пост

Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).

· Число постов по противокоррозионной обработке кузовов

Хпк = пост

Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 10.

Таблица 10 – Распределение рабочих постов по видам воздействий

Общее число рабочих постов Число постов по видам воздействий
УМР ТО, смазочные, диагностические Ремонт узлов, систем и агрегатов Кузовные, арматурные, обойные Окра-сочные Противо-коррозион-ная обра-ботка кузова

Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т.п.).

В нашем примере:

· число постов приемки и выдачи

Хпв = = 0,1 поста

В данном случае приемку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.

· Число вспомогательных постов на окрасочном участке (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) принимается из расчета 2…4 вспомогательных поста на один пост окраски, т.е. Хвсп = (2…4) · Хокр,

Хвсп = 2 · 2 = 4 поста

Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост не должно превышать 0,25…0,50.

Наши рекомендации