Размещение товаров в торговом зале и выкладка их на оборудовании
Важная роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд факторов и принципов.
Факторы размещения:
частота спроса на отдельные товары; размеры (габариты) продаваемых товаров; широта внутригруппового ассортимента; затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров; психология покупателей.
При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных товаров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. При размещении должно соблюдаться товарное соседство. В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих — товары, требующие длительного времени для выбора.
Принципы размещения: размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор; создание максимальных удобств покупателям при выборе; учет движения покупательских потоков; обеспечение должной обозримости товаров покупателями; учет физико-механических, химических и других свойств товаров; рациональное использование торговых площадей; сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале; обеспечение бесперебойной торговли.
Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.
Различают два основных способа выкладки — вертикальный и горизонтальный.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар занимает полностью 1—2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах. На нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.
В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, расположенными в ряд, стопками, подвешиванием и т.д.
Наиболее распространенный способ — навалом на полках, в таре-оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Важный вопрос выкладки - определение зоны выбора товаров.
Наиболее удобной зоной выбора являются полки, размещенные на высоте 110—160 см над уровнем пола, менее удобной зоной считаются полки на высоте 80—110 см и 160—180 см от уровня пола, неудобная зона - полки на высоте до 80 см и свыше 180 см.
В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующие больших затрат времени на выбор (муку, крупу, сахар и т.п.).