Размещение товаров в торговом зале
Эффективность работы магаз, качество обслуж зависит от рационального размещения товаров в торг зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магаз, уменьшить затраты тру-да персонала магазина при пополнении товарных запасов в торг зале.
Факторы размещения:
1) Частота спроса на отдел группы товаров: чем она выше, тем большая S (установочная и экспозиционная) необх для размещения.
2) Размеры (габариты) продаваемых товаров – крупногабаритные товары требуют больших площадей для их показа.
3) Широта внутригруппового ассортимента.
4) Размеры S для размещения отдел видов товаров зависят от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, тем больше должна быть S торгового зала для их размещения
5) Психология покупателей
За всеми группами тов закрепляются постоянные места в зале покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.
Товары частого спроса и простого ассортимента в непрод магаз необходимо располагать на путях движения покупателей достаточно равномерно и таким образом, чтобы обеспечить наим путь прохождения покупателя к месту нахождения товара.
В прод магазинах наиболее целесообразной явл группировка товаров в зависимости от частоты их совместного приобретения, их следует располагать отдельными группами в опред соседстве.
В универмагах и др универсальных прод магазинах целесо-образно группировать товары по комплексам. Размещать товары по ассортиментным комплексам в универмаге реком след образом: на ниж-них этажах – прод товары и «Тов для дома», выше комплексы «Культура в быту», «Тов для спорта и туризма», «Тов для детей». Комплекс «Тов для мужчин», не следует располаг выше 2 или 3 эт, а «Тов для женщин» можно располаг и выше. На последнем этаже располаг тов со скидками.
Наиболее правильным считается размещение тов импульсив-ного спроса в самых «проходных» местах зала: у входа и выхода, в прикассовой зоне, специальных стеллажах в торцовой части торг ряда. Способен увел V продаж и дублирование товара.
Товары редкого и периодического спроса, и требующие длительного ознакомления с ними покупателей, могут располаг в местах, отдаленных от массовых потоков покупателей в целях обеспечения удобства при ознакомлении и выборе товара и с учетом необходимости индивид консультации продавца.
При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных тов должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале. При размещении должно соблюдаться товарное соседство.
Размещая товары в зале и выкладывая их на торг оборудовании, необх учитывать методы их продажи. Например:
-тов в бутылках выставл в ряды по ширине полок или в ящиках;
-колбасу и копчености – в охлаждаемых витринах в ряды, верхний батон разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;
-готовую одежду на плечиках размещают на вешалках или др видах оборудования по половозрастному признаку, видам;
-для головных уборов применяют специальные консоли пристен-ных и островных горок или полки этого оборудования;
Принципы размещения:
- размещение товаров, обеспечивающий их широкий выбор;
- создание максимальных удобств покупателям при выборе;
- учет движения покупательских потоков;
- обеспечение должной обозримости товаров покупателями;
- учет физико-механических, химических и др. свойств товаров;
- рациональное использование торговых площадей;
- сокращение путей движение товарных потоков в торговом зале;
- обеспечение бесперебойной торговли.
Основываясь на знаниях психологии покупателя, розничный продавец имеет возможность направлять взгляд покупателя в правиль-ном направлении, что также эффективно сказывается на товарообороте магазина. Размещение и выкладка товаров в торг зале явл важнейшими средствами стимулирования сбыта.
Выкладка товаров. Планограммы
Правила размещения товаров в торговом зале следующие:
•основные товары необходимо размещать таким образом, чтобы покупатель, приобретая их, проходил по большинству отделов и секций;
•товары частого спроса и сопутствующие размещ рядом с основными;
•товары основные по возможности размещ на одном и том же месте;
•товары импульсивного спроса размещ в местах наиболее интенсивных потоков покупателей, у входа в торговый зал, на самых видных местах;
•товары для определенной категории покупателей сосредоточивают в одном месте торгового зала.
Выкладка — метод показа и укладки отдельных видов товаров, которые размещают на оборудовании в торговом зале магазина.
Выделяют выполняемые выкладкой функций: информационно-коммуникативную, организационную, убеждения, стимулирования.
В зависимости от метода продажи выкладка может быть товарная и экспозиционная. Товарную выкладку используют при самообслуживании одновременно и для показа, и для отпуска товара, например, в отделах по продаже бакалейных товаров, безалкогольной продукции. Экспозиционном выкладка товаров позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее применяют для оформления витрин в отделах, где продажа товаров осуществляется традиционным способом (через прилавок), например, в отделе оформлению витрин придают большое значение, так как красиво оформленная витрина побуждает посетителя магазина осуществить покупку.
Потребительские свойства товара, его размеры и форма, метод продажи и частота спроса влияют на способ выкладки товара. Выкладка товара может быть организована на полках, вне полок и др.
Выкладка товаров на полках представляет собой обычный и достаточно распространенный способ демонстрации товара, при котором все виды и разновидности товаров представлены в магазине в некоторой логической последовательности. Демонстрация товара вне полок используется, чтобы показать, как он может быть использован. При этом создаются интересные комбинации. Такая демонстрация товара используется и в рекламных целях.
Существуют несколько способов выкладки товаров. Способ выкладки зависит от типа имеющегося оборудования, но обязательно должен включать горизонтальную и вертикальную укладку, развешивание на штангах или крючках, навалом в ящиках и корзинах
Планограммы – схемы размещения товаров на стеллажах