Методические указания к практическим занятиям
по дисциплине ____Автоматические тормоза подвижного состава ______________
________
преподаватель _______Сальников А.А.__________________________________
Согласовано Зав. методическим кабинетом _________________ (Подпись, инициалы, фамилия) | Рассмотрено На заседании ЦК ____________________________________ (Наименование комиссии) Председатель ЦК _____________________ (Подпись, инициалы, фамилия) Разработал преподаватель ____________________________________ (Подпись, инициалы, фамилия) «___»______________________20__г. |
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для выполнения практических работ предусмотренных курсом дисциплины Автоматические тормоза подвижного состава, дают краткие комментарии в вопросах оформления и приводят примеры выполнения работ с методическим материалом, который необходим для защиты данной практической работы.
Содержание
1, Перечень практических работ предусмотренных рабочей программой.
2. Краткий комментарий к каждой из работ.
3. Пример выполнения отчета по лабораторным занятиям
Перечень лабораторных работ предусмотренных рабочей программой
Согласно учебного плана 2007/2008 учебного года предусмотрено общее количество часов – 137, из них 95 часов – теоретического материала, 12 часов – лабораторных занятий и 30 часов – практических занятий. Календарно тематическим планом определен следующий перечень:
Практическое занятие № 1
Исследование конструкции и принципа действия поездного крана машиниста усл.№ 394.
Практическое занятие №2
Исследование конструкции и принципа действия крана вспомогательного тормоза усл.№ 254
Практическое занятие № 3
Исследование механической части тормоза грузового вагона
Практическое занятие № 4
Исследование конструкции и принципа действия авторегулятора усл.№574Б.
Практическое занятие №5
Исследование конструкции пневматической части тормоза грузового вагона.
Практическое занятие №6
Исследование конструкции и принципа действия воздухораспределителя усл. № 483.
Практическое занятие №7
Исследование конструкции и принципа действия авторежима усл.№ 265А.
Практическое занятие № 8
Технология испытания главной и магистральной части ВР усл.№ 483
Практическое занятие № 9
Технология испытания авторежима усл. №265А
Практическое занятие №10
Приемка отремонтированного тормозного оборудования грузового вагона.
Практическое занятие №11
Исследование механической части тормоза пассажирского вагона
Практическое занятие №12
Исследование конструкции и принципа действия воздухораспределителя усл. № 292-001
Практическое занятие №13
Исследование конструкции пневматической и электрической части тормозов пассажирского вагона
Практическое занятие №14
Исследование конструкции и принципа действия ЭВР усл. № 305
Практическое занятие №15
Проверка действия ЭПТ на вагоне
Практическое занятие №16
Проверка действия крана машиниста
Практическое занятие №1
Тема: «Исследование конструкции и принципа действия крана машиниста усл. №394».
Цель: Изучить практически действие и устройство крана машиниста усл. №394.
Оборудование: лабораторные образцы крана машиниста усл. №394, слесарный инструмент, пневматический стенд имитации работы крана машиниста, стенд с иллюминацией движения воздуха внутри крана машиниста при тормозных процессах.
Порядок выполнения :
1. Показать устройства крана машиниста усл. №394 в разрезе.
2. Пронумеровать и ввести обозначение деталей.
3. Изучить назначение каждой из деталей в общем устройстве.
4. Изучить принцип действия крана в каждом из положении крана.
Пояснения к практическому занятию
Кран машиниста усл. №394 состоит из пяти частей: верхняя (золотниковая), средняя (промежуточная), нижняя (уравнительная) части, стабилизатора и регулятора.
В верхней части крана имеются: золотники 12. Крышка 11. Стержень 17. Ручка 13 с фиксатором 14, которая надета на квадрат стержня и закреплена винтом 16 и гайкой 15. стержень 17 уплотняется в крышке манжетой, опирающейся на шайбу 19. Нижним концом стержень надет на выступ золотника 12, который прижимается к зеркалу пружиной 18. Для смазывания золотника в крышке 11 имеется отверстие, закрываемое пробкой. Смазка трущейся поверхности стержня производится через просверленное в нём осевое отверстие. Средняя часть 10 крана служит зеркалом для золотника. Запрессованная в неё втулка - седлом для обратного клапана.
Нижняя часть крана машиниста состоит из:
Корпуса 2. Уравнительного поршня 7 с резиновой манжетой 8 и латунным кольцом 9 и выпускного клапана 5 который пружиной 4 прижимает к седлу втулки 6. Хвостовик выпускного клапана уплотняется резиновой манжетой 3, вставленной в цоколь 1.
Верхняя, средняя и нижняя части соединяются чрез резиновые прокладки на четырёх шпильках 20 с гайкой. Положение фланца крышки верхней части фиксируется на средней части штифтов 21. Редуктор крана имеет корпус 26 верхней части с запрессованной втулкой 25 и корпус 29 нижней части. В верхней части находится питательный клапан 24., прижимаемое к седлу пружиной 23., которая вторым концом упирается в заглушку. Фильтр 22 предохраняет питательный клапан от загрязнения. На металлическую диафрагму 27 снизу, через опорную шайбу 28 давит пружина 30,опирающаяся вторым концом через упор 32, на винт 31. С трубками от питательной и тормозной магистрали кран машиниста соединяется с помощью накидных гаек.
Рис.2 Разрез крана машиниста. Вид сбоку. Рис.3. Редуктор в разрезе
Редуктор крана (рис. 3) состоит из корпуса 4,верхней части с запрессованной втулкой 5 и корпуса 8нижней части. В верхней части находится возбудительный клапан 3,прижимаемый к седлу пружиной 2,которая другим концом упирается в заглушку 1. На металлическую диафрагму (мембрану) 6диаметром 78 мм снизу через опорную шайбу 7 действует пружина 9, упирающаяся через центрирующую шайбу 11 в винт 10.Редуктор служит для поддержания определенного давления в уравнительном резервуаре при поездном положении.
Стабилизатор крана состоит из корпуса 7 с запрессованным в корпус петлёй 5 с отверстием калибра 0,4-0,5 мм. Между корпусом и втулкой 9 зажата металлическая диафрагма 6. Снизу на диафрагму, через опорную шайбу 8, давит пружина 10, сжатие которой регулируется винтом 11. Полость над уравнительным поршнем, через отверстия и выемку сообщается стабилизатором и далее с атмосферой.
Рис.4. Стабилизатор
В кране машиниста № 394 на секторе крышки 4 имеются шесть углублений для фиксации ручки, а в кране № 394-000-2 — семь, что соответствует семи положениям ручки крана. Все остальные детали в обоих кранах машиниста одинаковые, кроме золотника 6, где для крана № 394-000-2 добавляется отверстие диаметром 0,75 мм.
Основным органом крана машиниста является золотник, который в зависимости от положения ручки крана имеет семь рабочих положений, изображенных на рис.5:
I — зарядка и отпуск для сообщения питательной магистрали
с тормозной каналом сечением около 200 мм2;
II — поездное для поддержания в тормозной магистрали зарядного давления, установленного регулировкой редуктора колебаниями ±0,01МПа. Сообщение питательной магистрали с тормозной происходит каналами минимальным сечением около 80 мм2;
III — перекрыша без питания тормозной магистрали, применяется при управлении непрямодействующими тормозами;
IV — перекрыша с питанием тормозной магистрали и поддержанием установившегося в магистрали давления;
IVА. — служебное торможение в длинносотавных поездах, применяется для торможения длинносоставных грузовых поездов для замедления наполнения тормозных цилиндров в головной части поезда;
V — служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали темпом 0,1 МПа за 4—6 с,
VI — экстренное торможение для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.
Рис.5. Положения ручки крана машиниста. Рис. 6. Золотник крана машиниста
Золотники кранов № 394, 395 и 222М взаимозаменяемы.
I положение — отпуск и зарядка (рис.6). Воздух из питательной магистрали А по каналам ГР, 16, 15 и М поступает в тормозную магистраль Б, а через отверстие 2, выемку УР1 и отверстие УР2 — в полость над уравнительным поршнем и далее через отверстие Г диаметром 1,6 мм по каналу В — в уравнительный резервуар УР. Повышение давления в полости над уравнительным поршнем происходит быстрее, чем в тормозной магистрали, поэтому поршень опускается, отжимает от седла впускной клапан и сообщает каналы Л2 и Б.
Диаметр отверстия Г подобран таким образом, чтобы после ступени или полного служебного торможения подзарядка уравнительного резервуара объемом 20 л при I положении ручки крана машиниста до давления 0,5—0,52 МПа происходила несколько быстрее подзарядки воздухораспределителей в головных вагонах поезда. Это позволяет ручку крана машиниста держать в I положении не по отсчету времени, а по показанию манометра уравнительного резервуара.
Одновременно воздух из питательной магистрали по каналам 17, Р2 и Р3 поступает к возбудительному клапану редуктора. Полость над уравнительным поршнем через отверстие УР5, выемку 19 и отверстие С сообщается со стабилизатором и далее с атмосферой отверстием С2 диаметром 0,45 мм.
Длительная выдержка ручки крана в I положении обеспечивает надежный отпуск тормозов в поезде и сокращает время зарядки до 50 %.
II положение — поездное с автоматической ликвидацией сверхзарядки (рис. 7). Прямое сообщение питательной и тормозной магистралей перекрывается. Из питательной магистрали А по каналу ГР, через выемки 18 и Р2, отверстие Р3 воздух поступает к возбудительному клапану редуктора.
Если давление над мембраной редуктора будет ниже величины, на которую отрегулирована пружина, мембрана прогнется вверх и откроет возбудительный канал. Воздух через отверстие Р3 и открытый возбудительный клапан редуктора поступит в полость над уравнительным поршнем и далее в уравнительный резервуар через отверстие Г и канал В, а через канал УР3, выемки УР4 и 1, канал Р1 — в полость над мембраной редуктора. Редуктор автоматически поддерживает установившееся давление в уравнительном резервуаре в зависимости от регулировки пружины; чувствительность редуктора составляет 0,005 МПа.
Если давление в тормозной магистрали ниже, чем в полости над уравнительным поршнем, последний переместится вниз, а впускной клапан сообщит каналы А2 и Б — произойдет питание тормозной магистрали, и давление в ней будет поддерживаться равным давлению в уравнительном резервуаре.
При переводе ручки крана машиниста во II положение после выдержки ее в I положении полость над уравнительным поршнем через отверстие УР5, выемку 19 и отверстие С сообщается с полостью С1 стабилизатора и далее с атмосферой через отверстие С2. Давление в уравнительном резервуаре, несмотря на расход воздуха через отверстие С2 стабилизатора, будет поддерживаться редуктором.
Так как истечение воздуха через стабилизатор происходит при постоянном давлении в полости С1 над мембраной, установленном пружиной стабилизатора, то темп снижения давления в уравнительном резервуаре, а следовательно, и в тормозной магистрали также постоянный независимо от величины сверхзарядки и утечки в магистрали.
Для повышения давления в УР необходимо винт редуктора крана машиниста завернуть по часовой стрелке (один оборот винта соответствует изменению давления в УР примерно на 0,11 МПа), а для понижения — вывернуть. Правильность регулировки проверяют при постановке ручки крана во II положение после снижения давления в УР на 0,05—0,1 МПа.
III положение — перекрыша без питания тормозной магистрали. В этом положении золотника полость над уравнительным поршнем (см. рис. 7) через обратный клапан, канал К, отверстием 9 диаметром 4 мм и отверстием 15 сообщается с отверстием М и далее с тормозной магистралью Б, а отверстием Г диаметром 1,6 мм — с уравнительным резервуаром. Происходит выравнивание давления в уравнительном резервуаре и тормозной магистрали, утечки в магистрали не пополняются (уравнительный поршень выключается из работы).
При служебном торможении давление в уравнительном резервуаре понижается быстрее, чем в магистрали головных загонов поезда, и обратный клапан закрыт. Понижение давления в магистрали за счет утечки воздуха вызывает перетекание воздуха из уравнительного резервуара через отверстие диаметром 1,6 мм, канал К и обратный клапан до выравнивания давления в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре.
Если в III положении резко понизить давление в тормозной магистрали (под уравнительным поршнем), произойдет кратковременное сообщение питательной магистрали с тормозной до уравнивания давления в магистрали и уравнительном резервуаре через отверстие Г.
IV положение — перекрыша с питанием тормозной магистрали. Все отверстия и выемки на зеркале перекрыты золотником, уравнительный резервуар разобщен от тормозной и питательной магистралей, установившееся давление в нем и в полости над уравнительным поршнем остается неизменным. В тормозной магистрали давление устанавливается и поддерживается равным давлению в уравнительном резервуаре.
V положение — служебное торможение (рис. 8). Воздух из уравнительного резервуара и полости над уравнительным поршнем через отверстие УР3, выемку 7, отверстие 8 диаметром 2,3 мм, отверстие 12 (отверстия 8 и 12 сообщены между собой) перетекает в выемку 13, а из нее через отверстия Ат1 и Ат2 в атмосферу Ат. Темп понижения давления в уравнительном резервуаре определяется сечением дроссельного—отверстия 8 (с 0,5 до 0,4 МПа за 4—6 с).
Под избыточным давлением со стороны тормозной магистрали уравнительный поршень перемещается вверх и сообщает тормозную магистраль Б с атмосферой Ат3 После перемещения ручки крана машиниста из V в IV или III положение выпуск воздуха из тормозной магистрали в атмосферу будет продолжаться до выравнивания давления в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре.
Процесс разрядки уравнительного резервуара при торможении сопровождается понижением температуры воздуха в нем примерно на 5— 9°С при ступени торможения и на 17—19°С после полного служебного торможения. После постановки ручки крана машиниста в IV положение температура воздуха в резервуаре уравнивается с температурой его стенок, что приводит к повышению давления в резервуаре после ступени на 0,005—0,01 МПа и после полного торможения на 0,02—0,03 МПа.
УА положение —служебное томожение длинносоставного грузового поезда. Уравнительный резервуар через отверстие 22 (см. рис. 5.1) диаметром 0,75 мм, соединенное наклонным каналом с выемкой 7, сообщается с атмосферой.
Разрядка уравнительного резервуара с 0,5 до 0,45 МПа происходит за 15—20 с. При таком медленном снижении давления температура воздуха в уравнительном резервуаре изменяется очень незначительно, поэтому при перемещении ручки крана из УА в IV положение давление в нем практически не повышается.
Рис. 6.Схема крана машиниста № 394 (1 положение – отпуск и зарядка).
Рис. 7. Схема крана машиниста № 394 и 395 (II положение — поездное)
Рис. 8. Схема крана машиниста усл. № 394 (V положение — служебное торможение)
Контрольные вопросы по опросным карточкам
Практическое занятие №2
Тема: «Исследование конструкции и принципа действия крана вспомогательного тормоза усл.№254»
Цель: Изучить устройство и работу крана вспомогательного тормоза усл.№254.
Оборудование:пневматический стенд органов управления тормозами, стенд тормозного оборудования локомотива ВЛ10; стенд принципа действия крана вспомогательного тормоза; лабораторный образец в разрезе КВТ усл.№254; демонстрационная подставка.
Порядок выполнения:
1. Показать КВТ усл. №254 в разрезе.
2. Пронумеровать и ввести обозначение деталей.
3. Изучить назначение каждой из деталей в общем устройстве.
4. Изучить принцип действия крана в каждом из положении крана.