Постиндустриальное общество: краткая характеристика

Новая современная стадия экономического развития – постиндустриальная. Основы теории постинду­стриального общества заложили Д. Белл, Д. Рисши, О. Тоффлер, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др. Сам термин «постиндустриальное общество» родился в США на рубеже 1950–1960 гг. Американский социолог Д. Белл широко использовал его в сво­их лекциях для характеристики нового этапа американского капитализма. Первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса экономического роста и повышения благосостояния, связанных с процессами технотизации труда. Затем этот термин стал наполняться новым содержанием.

Термин «постиндустриальная экономика» соотносится с «доиндустриальной» и «индустриальной». Доиндустриальное общество – в ос­новном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа. Индустриальное общество – в основном обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология ис­пользуются для производства товаров. Постиндустриальное общество – это «организм», в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями. Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством.

Теория постиндустриального общества была создана, в первую очередь, как инструмент осмысления спецификисовременного момента и направлений развития цивилизации. В работах американского экономиста Дж. М. Кларка «Экономика» и французского обществоведа Ж. Фурастье «Великая надежда
XX в.» были сформули­рованы важнейшие методологические принципы теории постиндустриального общества: подразделение всего общественного производства на первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг) секторы и положение о грядущем росте доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным в структуре валового национального продукта.

В этой связи обозначается специфика происходящих изменений в экономике развитых странЗапада в последние десятилетия. В производственной сфере главные перемены в основном связаны с переходом от массового характера производства к мелкосерийному – принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия. С технической точки зрения это стало возможным благодаря внедрению новейших компьютерных технологий.

При изучении общей картины исторического прогресса и его периодизации возникает триада «доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное» общество. Постиндустриальное общество не заменяет полностью индустриальное общество, так же как и индустриальное общество не отбрасывает старые секторы экономики. Новые черты накладываютсяна старые, исключая некоторые из них, но в целом усложняя структуру общества.

Можно выделить некоторые из новых измерений постиндустриального общества:

- централизация теоретического знания;

- создание новой интеллектуальной технологии;

- формирование класса производителей знания;

- переход от производства товаров к производству услуг;

- изменение характера труда.

В доиндустриальном обществе жизнь была «игрой» между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой – землей, водой, работая малыми группами и находясь от нее взависимости. В индустриальном обществе работа – это «игра» между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В постиндустриальномже обществе работа становится прежде всего «игрой» человека с компьютером. Это – экономика информации.

Описывая современный социум, большинство сторонников постиндустриальной теории обращают внимание, во-первых,на проблемы, приведшие к его возникновению, во-вторых, на сдвиги в общественной сфере, в-третьих, на изменение характера человеческой деятельности, в-четвертых, на совершенствование базовых социальных отношений и, в-пятых, на образование новых политических и социальных элит. Признается, что в зрелом постиндустриальном обществе деятельность подавляющего большинства работников утратит трудовые черты и приобретет существенные элементы креативности.

Теория постиндустриального общества начинает развиваться с конца 1960-хгг. Отличительнымичертами такого общества называют массовое распространение творческого интеллектуального труда, качественно возросшийобъем знаний и информации, развитие средств коммуникаций, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Постиндустриальное общество начинает рассматриваться как качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества.

В 1970-е и 1980-е гг. концепция постиндустриального общества разрабатывается, главным образом, как футурологическая и социологическая теория, призванная описать воздействие новейших информационных технологий на социум. Так, Д. Белл заявляет, что «…в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях». Становление постиндустриального общества он связывает с развертывающейся революцией по организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер.

Ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим широкое распространение получил термин «информационное общество», дублирующий понятие «постиндустриальное общество». В основе развития и существования которого лежит особая субстанция, именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека, тем самым определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие.

Следует отметить, что у теоретиков постиндустриального общества не наблюдается единого мнения по поводу названия новой стадии социально-экономического развития. Так, для ее характеристики наряду с понятием «информационное общество» используется довольно широкий набор терминов: «свериндустриальная цивилизация» (О. Тоффлер), «научное общество»
(М. Понятовский), «технотронное общество» (3. Бжезинский).

Но чаще всего для обозначения нового общества употребляются термины, содержащие приставку «пост». Так, У. Дайвард отмечает, что стремление выразить сущность нового информационного века выли­лось в целый калейдоскоп определений. Дж. Лихтхайм говорит о новом буржуазном обществе,
Р. Дарендорф –опосткапиталистическом,К. Боулдинг – о постцивилизационном, Г. Канн –о постэкономическом, С. Алстром – о постпротестантском,
Р. Сейденберг – о постисторическом, Р. Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическуюнотку, предлагаятермин «постнефтяное общество».

Идеологи постиндустриального общества в своих социально-фило-софских построениях предлагают особое видение исторического процесса, котороеможно охарактеризоватькак трехстадийную концепцию. Они утверждают, что социум проходит три стадии развития: аграрное,или доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное, или информационное, общество. Так, рассуждая в рамках данной парадигмы, О. Тоффлер называет зарождающуюсяцивилизацию «обществом третьей волны».Так или иначе, наиболее распространенными понятиями, приемлемыми для обозначения новой стадии социального развития, будут «постиндустриальное общество» и «информационное общество».

По сути дела, данные термины близки, если не идентичны по своему содержанию, ведь постиндустриальное общество по существу является информационным, таккак определяющий внем вид деятельности – информационная деятельность.

В этом смысле понятие «информационное общество» более конкретное, чем «постиндустриальное», но вместе с темих общий недостаток в том, что они в определенной мере абсолютизируют научно-технологическую составляющую наступающейэпохи, а последняя отнюдь не исчерпывает всего социокультурного пространства. Очевидно, наиболеезаметными процессами, характеризующими современное общество, будут процессы информатизации, но нельзя неотметить, чтонаряду с ними происходят и другие,не менее знаковые для эпохи события, например смена мировоззренческих установок, изменение подходов в научном познании, пересмотр ориентиров в социально-политической практике.

Пожалуй, именно О. Тоффлер был наиболее глубоким мыслителем плеяды теоретиков постиндустриального общества. Именно он подчеркивал масштабность изменений в обществе концаXX в., выводя их за рамки технических и телекоммуникационных новаций.«Вбольшей степени, – отмечал он, – люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах... Это новые установки по отношению к труду, полу, нации, досугу, автори­тетам и так далее».

Таким образом, можно сделать вывод, что преобразования в производственно-экономической и научно-технической сферах следует описывать в контексте общекультурных изменений, происшедщих в последние десятилетия
XX в., т.е. исходя из реалий культуры постмодерна и особенностей постмодернистского мировоззрения.

Для того чтобы получить интегральную картину общества, называемого постиндустриальным или информационным, охарактеризуем его в терминах постмодернистской философии.Будем исходить из того, чтоосновными категориями, описывающими реальность постмодерна, являются плюрализм, децентрализация, неопределенность, фраг­ментарность, изменчивость, кон-
текстуальность.

Принципы плюрализма, децентрализации являются определяющими для постмодернизма, выражаются прежде всего в утверждении разнообразия какосновного лейтмотива постиндустриального общества. Если говорить об экономике, то разнообразие обнаруживается не только втипах техники, товарном ассортименте и разновидностях услуг,но и в потребности расширения спектра различных профессий. Причем рабочий постиндустриального общества мыслит­ся уже не как придаток конвейера, который можно заменить любым другим, а как разносторонне развитая, изобретательная, инициативная личность.

С принципом плюрализма неразрывно связан принцип децентрализации, воплощение которого явственно прослеживается в постиндустриальном обществе, ведь последнее фактически лишено того единого и основополагающего центра, вокруг которого вращается вся социальная жизнь. Это в полном смысле «мозаичное общество», которое то и дело меняет центры притяжения и отличается предельной подвижностью своих связей и зависимостей.

Принцип единоначалия, который символизировал индустриальную эпоху, становится неуместным в постиндустриальном обществе. Децентрализация охватывает практически все сферы современного общества. В производстве наблюдаются процессы демассификации. В сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов, базисное планирование переносится на локальный уровень, а что касается доступа к информации, то новейшие электронные технологии предлага­ют невиданные доселе возможности для пользователей самостоятельно получать необходимые им сведения,независимо от цензуры центра. Здесь следует отметить, что наряду с процессами децентрализации и дифференциации в современном обществе имеют место и интеграционные тенденции.Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур, например становление ЕС. Одновременное протеканиепроцессов дифференциации и глобализации наблюдается и в средствах массовойинформации. Но интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра. В данном случае речь идет, скорее, о некой координации, цель которой – успешное функционирование и развитие составных частей.

Таким образом, в постиндустриальном обществе налицо постмодернисткие по своему духу процессы децентрализации, но никак не анархии, так как децентрированные части не пытаются обособиться, а, наоборот, стремятся к совместной деятельности, но уже с учетом индивидуальных, самобытных особенностей.

В постмодернистском мире уже нет места суперпроектам.Техническая болезнь гигантизмом, связаннаяс фетишизацией размеров, уходит в прошлое. Постиндустриальному обществу чужды глобальные начинания, будь то великие стройки коммунизма, «поворот рек»или отправка человека на Луну, и не в силутого, что они не нужны, аиз-за того, что им не предается излишнего значения. Подобныеим «великие» проекты, интегрирующие огромные массы людей, а также связанный с ними пафос неотвратимо уходят в прошлое.

Несомненно, особую роль в формировании фрагментарной культуры играют телекоммуникационные электронные технологии. Именно они создают техническую возможность для создания сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает современного человека, но, при всей его вездесущности, воздействие его носит, скорее, выборочный, адресный характер. В постиндустриальном обществе происходит отход от централизованного распределения ин­формации, что проявляется в развитии телевидения в направлении увеличения числа каналов, адресованных различным аудиториям, а также в распространении кабельного и спутникового телевещания.

Практически неограниченные возможности для доступа к интересующей информации и для общения дает глобальная сеть Интернет. Если телевидение – это коммуникативная система с односторонней связью, то сетевые компьютерные технологии дают возможность для двустороннего, интерактивного общения людей в режиме реального времени.

Налицо реальные возможности для свободного выбора предпочти­тельного круга интересов и общения, причем благодаря индивидуальному доступу к информационной сети нейтрализуется влияние среды (номинальных групп, в которые индивид включен и вынужден, так или иначе, подстраиваться под стереотипы принятого в них поведения).

Тем не менее,несмотря на установившуюся гегемонию информаци­онной деятельности, попытки подчинить единому центру средства массовой коммуникации в настоящее время обречены на провал. Причину следует искать в том, что модернистская идеология больше не работает, ведь мир уже не представляет собой систему с четко выра­женной осевой иерархией. Постмодернизм, таким образом, выступая против любых монополизирующих тенденций, является залогом недопущения тоталитаризма любого вида, а в особенности технологического.

Междутем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а так­же существенная модификация традиционной социальной структуры.

Наши рекомендации