Второстепенные сюжетные линии

В коротких, на 1 абзац, синопсисах они не упоминаются вообще. Если основная и второстепенная сюжетные линии переплетаются, придется провести небольшую хирургическую операцию – подправить, даже слегка исказить содержание, но привести в синопсисе только основную сюжетную линию, голую.

Цитаты из произведения.

Очень хорошо включить в синопсис краткие цитаты из самого произведения. Это может быть ваша характеристика персонажа, летучая фраза или фрагмент диалога. Длина такой цитаты может достигать целого абзаца – но не более. Подобные вставки обогащают синопсис, он сразу звучит живо и непринужденно.

Мелкие подробности сюжета.

Все не имеющие отношения к проблеме героя подробности опускаются. Например: «Матвей встречает Марью в магазине, куда та пришла купить колбасы.» Важен ли магазин? Возможно: в том случае, если Марью обвинят в краже колбасы и если это повлияет на ход сюжета. Но если и то, и другое – просто бытовые подробности, им нет места в синопсисе. Матвей встречает Марью, точка.

Литературный жаргон.

Нежелательно упоминать в тексте синопсиса «профессионализмы» -- литературоведческие и издательские термины. Например, «в экспозиции главный герой узнает...», «их встреча является кульминацией романа....», «эта сюжетная линия служит контрапунктом к...» и т.п. Они отстраняют читателя, напоминают ему, что перед ним не увлекательная история, а продукт умственной деятельности автора. Синопсис должен читаться на едином дыхании, как и сам роман – рассказывайте его, а не анализируйте.

Ключевые вопросы, на которые нужно дать ответ в синопсисе:

• о чем всё это?

• кто главные герои?

• чего добиваются главные герои?

• почему они этого добиваются?

• что стоит у них на пути достижения поставленной цели?

• Какое событие или решение изменило размеренную жизнь героя?

• Почему – что его привело к этому решению?

• Кто ему противостоит – человек, политический режим, сила природы?

• Какие шаги герой предпринимает к достижению цели?

• Как его поведение связано с его характером или слабостями?

• Чего именно он пытался добиться в середине романа?

• Почему дальнейшие события привели к кризису?

• Что из себя представляет кульминация?

• И самый главный вопрос – каким образом изменился духовно главный герой?

• С чего он начал и каким человеком закончил книгу?

• Кто были те люди, друзья и враги, которые сыграли решающую роль в этом изменении?

Пример:

В качестве примера я выбрал синопсис фильма "Опасное путешествие" ("Perilous Journey"). Автор Ион Элсе описал первый сериала "Великая депрессия".

Синопсис

Действие начинается в 1914 году, На первый взгляд, отношения между Генри Фордом, его многонациональным рабочим коллективом и больтшинством", для которых они производят автомобили" складываются самым прекрасным образом, Но все далеко не все так мирно.
Форд вводит исключительно строгую систему контроля рабочих на производстве и вне рабочее время. Аграрная Америка уступает место o индустриальным пейзажам колоссальных производственных империй, вроде фабрики Форд Ривер Руж. В 1920-е годы начинает проявляться американский расизм и шовинизм" Благодушный капиталист превращается в репрессивного автократа, а его когда-то кроткие рабочие хотят сами решать свою судьбу.

В результате система, не выдерживает. Обрушивается рынок акцийи экономические беды 20-х надолго поселяются в Америке. Десятки тысяч рабочих автозаводов оказались выброшенными на улицу, жители Детройта отправляются и свободный полет в глубины Великой Депрессии, В 1932 году действие заканчивается гибелью манифестантов под градом полицейских пуль возле ворот фабрики Форд Ривер Руж.
Суть трагедии - проигранная борьба за сохранение невозможного прошлого и утерянные возможности индустриальной утопии, Это история власти и бесправия. Все начиналось с реальных и невероятных: достижений Форда" оптимизма и абсолютной уверенности в американской системе, а закончилось жестокостью, безнадежностью, страхом перед революцией, сокрушительным коллапсом индустриальной системы. Мы увидим надежды и опасения нации, ее устремленность к экономической катастрофе глазами тех, кто производил и покупал машины Форда. Но на обломках все-таки сверкнет маленький луч надежды и веры в потенциал Америки.

Пролог


Фильм начинается с пятиминутного общего обзора событий Великой депрессии, построенного на музыкальных номерах, анекдотах, архивных видеокадрах, Мы представим героических "обычных людей", которые являются главными героями сериала, а также галерею портретов наших еРсонажей: Франклин Рузвельт, Джо Луис, Элеонор Рузвельт, Ла Гардиа, тон Синклер, Дороти Хили и другие участники, вроде Гарри Гопкинса,"который потратил пять миллионов долларов за первые два часа своего рабочего дня и дал работу трем миллионам людей в течение шестц недель". В прологе мы задаем главную тему фильма: распространение демократии и развитие общества разных культур. Мы также закладываем несколько мин замедленного действия: сможет ли американская демократия выжить в окружении процветающих во всем мире диктаторских режимов? Может ли правительство вовремя и оперативно принимать антикризисные меры? Какой эффект будет иметь увеличивающееся расовое сознание?

В прологе зрители убедятся, что это вовсе не та давно знакомая и изученная вдоль и поперек "Великая депрессия", которая всем успела надоесть.
Комментарий объясняет, что люди на экране - наши родители и бабушки, дяди и тети. В их Америке, Америке 30-х, произошло что-то ужасное... кошмарный сон... чума. Их мир, прекрасный новый индустриальный мир, обрушился им на голову, и они не знали, почему.
Без работы, без денег, без пищи им некуда было идти, некуда стремиться, только в свои семьи, сообщества и к добрым иностранцам. Никто не знал, когда это кончится, чем это кончится и кончится ли вообще. Никто не знал, что делать.
Но каким-то образом, когда Америка разваливалась на части, наши родители, бабушки и дедушки нашли в себе силы сопротивляться. Они объединились в своей борьбе и победили страх. Надежда сделала их героями, хозяевами собственней судьбы, они победили правительство и заставили его работать на их пользу.
Не все получалось сразу. Некоторые выбывали из борьбы, рушились начатые дела. Но к концу испытания они не просто выжили, они открыли новую Америку.

Часть первая - фордизм: 1914-1918

(Эпизод 1: Генри Форд и модель. Генри Форд влезает на дерево, ловко цепляясь руками и ногами за березу, как обычный долговязый мальчишка с фермы. Эти кадры сняты летом 1914 года во время пикника в мичиганских лесах. Участвуют: Форд, его семья и друзья. Форд родился 51 год назад (одновременно с битвой при Геттисберге), ему очень нравится простая и наполненная жизнь фермеров на свежем воздухе. В такой же мере он ненавидит большие города, Уолл Стрит, беспорядок и лень. Этот застенчивый самоучка "чистокровный простой механик-янки" вегетарианец и автор модели Т.
Генри Форд задался целью "демократизировать автомобиль" (до ей* пор это удовольствие было доступно только очень богатым людям). Цена на его простую и надежную модель Т постоянно снижается. Теперь она тоит меньше, чем небольшой табун хороших лошадей. Старые фермеры оассказывают нам о громадных возможностях скромной машины, которая сГ1асает земледельцев от ужасной изоляции и тяжелой физической работы. QT женщин, выросших на этих равнинах, мы узнаем, что модель Т расширила горизонты их жизни, дала возможность посещать школу. Благодаря Генри Форду одиночество их бабушек исчезло, жизнь стала комфортной и здоровой.

"Мы обменяли лошадь на модель Т... Нас было восемь братьев и сестер, и мы должны были все вместе ходить в школу. Но нужно было работать на ферме, по дому. Чтобы все успеть, мы в школу ездили на машине. Если бы не это, пришлось бы жить как на Луне, в тысячи милях от ниоткуда. Было здорово. (В заметках Эле указывает, что это цитата из предварительного интервью. Другие цитаты взяты из книг и газетных статей, перечисленных в прилагаемой библиографии. - А.Р.)".

В старой хронике и рекламных фильмах автомобили Форда прокладывают путь через реки, леса, пустыни и даже по ступеням государственных учреждений Америки. Мы видим родео, поло, туризм, сельскохозяйственные работы на моделях Т. "Абсолютное большинство" может включить Форд в еженедельный список своих покупок. В каталоге Сире перечислено более 5000 запчастей для машины. Автомобиль Форда меняет лицо Америки, а заодно превращает его в самого богатого человека в Мичигане.

(Эпизод 2: пять долларов в день на фабрике Хайланд Парк). Дочь одного из рабочих Форда рассказала нам, как Генри Форд объявил о том, что намерен делиться своим богатством. Она читает пресс релиз:
"Самая крупная и успешная компания в мире "Форд Мотор" объявляет 0 том, что 12 января 1914 года осуществит великую революцию в оплате тРУДа своих рабочих!".

Ни с того, ни с сего, Форд сокращает рабочий день с девяти часов до восьми и в два раза увеличивает заработную плату... На следующее утро новость появляется во всех газетах страны. Мы видим заголовки, карикатуры, репортажи. Прилив надежды распространяется как лесной пожар

Этот образцовый синопсис занимает 42 страницы. Он легко читается как любое колоритное эссе. У читателя не возникает никаких сомнений и вопросов по поводу содержания и настроения фильма, направления развития сюжета. В синопсисе также содержится библиография и рабочие заметки авторов.
Однако между синопсисом и окончательным вариантом сценария произойдет много перемен, эволюцию которых мы рассмотрим в 14 главе где речь идет о комментарии.

Пример:

Синопсис телефильма

«На флот!!!»

Хронометраж – 52 минуты

Режиссер – М. Катушкин

Мне удивительным образом повезло: свое первое высшее образование я начинал получать в уникальном учебном заведении, как раз в то время, когда пребывание в оном, пожалуй, было наиболее любопытно не только с точки зрения получения знаний, системы взглядов, знакомств, приобретения черт характера, но, прежде всего, с точки зрения социологической, в тот любопытный исторический момент – «когда старое разваливалось, а новое еще не наросло». Иногда это время, видимо вспоминая идиому «сталинский ампир», - называют «советским барокко», что в определенной степени верно: прежде всего, в созвучности господствующих нравов, истерической беззаботности того времени, рассчитаного на века, нешуточных планов на будущее, в осуществление которых все полуверят, и эстетический «зеркальной пугающей пустоты бесконечности», воплощенной еще Растрелли в его шедевральных зеркальных обманках танцевальных залов Екатерининского дворца. Самым престижным учебным заведением США является не Итон, ни Массачусетс, а Морская школа в Аннаполисе: «ведь именно эти парни, а не клоуны-интеллектуалы, защищают наши ценности во всем мире! Боже храни… и т.д».В НАТОвском справочнике начала 80-х годов прошлого векаВ(ысшее)В(оенно)М(орское)И(нженерное)О(рдена)Л(енина)У(чилище)им. .Дзержинского было названо – «Русским Аннаполисом».

Эту лестную характеристику («Все правильно, а кто еще…»), а так же список преподавателей, попавших в НАТОвский топ («А почему нет Осипова – он же этим американским пиндосам еще как вставил») – благосклонно обсуждали в Дзержинке (на сленге именуемой «Система»). Кстати, до 1977 года это было единственное учебное заведение страны, в котором одновременно с основным обучением разрешалось параллельно получить еще одно высшее образование. Обычно таким был ЛГУ – русское отделение филфака.

В принципе, сюда я попал абсолютно случайно, скорее даже вопреки жизненным обстоятельствам. Закончил школу с отличием, восемь лет отзанимался в Эрмитаже, был признан «не годным к службе на флоте» (до сих пор бесит неграмотное и частомелькающее – «во флоте») – ничего более любопытного, чем скучный истфак в ЛГУ в 1982 году придумать не удавалось. А от перспективы продолжения учебы «в жанре высшей школы» - аж, скулы сводило. Но, в конце девятого учебного года в серых школьных коридорах появился блестящий капитан 1 ранга, доктор военной психологии, юнга Северного флота времен Великой Отечественной Войны – новый военрук. Столь неожиданное несоответствие талантов педагога – военного банальной должности школьного учителя объяснялось просто: он ждал места заведующего кафедрой Военной Психологии Военно-Медицинской Академии и, меньше, чем через год эту кафедру заслуженно возглавил. Но к тому времени из 11 мальчиков нашего класса 9 подали заявления в военные училища (пятеро - военно-морские). А ведь все могло быть совершенно иначе!

Как-то весьма быстро удалось уладить конфликт с родителями, утрясся проблемы со здоровьем, сдать вступительные экзамены (конкурс в 1982 году был 24 человека на место) и решительно не понимать: что, собственно говоря, следует ответить на вопрос комиссии – «Ну, на каком факультете хотите учиться?» Дело в том, что на тот момент ни о флоте в целом, ни о Дзержинке в частности, ни о каких-то «специальностях», кроме нескольких общих слов, я не знал – НИЧЕГО. Так что, можно считать мне весьма повезло, буквально накануне комиссии, я узнал о существовании на третьем (кораблестроительном) факультете какого-то особого «водолазного» класса, а ведь моей любимой книжкой в детстве была известная акварелька «Приключения маленького водолаза». Так что все получилось удивительно логично.

Я был зачислен в 33 класс (хорошо понятна тогда нумерологическая созвучность колоритному народному напитку) по специальности А(варийно)С(пасательная)С(лужба) и П(оисково)Д(иверсионная)С(лужба) ВМФ СССР, если проще – «водолаз-глубоководник и военный кораблестроитель». Так как на весь Советский Союз подобных дипломов удостаивались 20-22 человека в год и подобные специалисты готовились только в Системе – можно смело сказать, что я должен был получить одну из самых редких (если не самую редкую) и высокооплачиваемую (363 рубля за час пребывания на глубине более 150 метров) профессию.

В конце августа 1982 года, мы с моими новыми товарищами вернулись из военных лагерей в Ленинград, испытали первый шок, оказавшись в кубрике на 40 человек и отобедав на камбузе, рассчитанным на 2000 человек в стенах символа Петербурга – Адмиралтейства (в те годы на первом факультете там работал собственный атомный реактор). За месяц до собственного 17-и летия – я принял военную присягу, мало тогда понимая, что это значит. Через 13 лет, в 1995 году мой друг и одноклассник Александр Х. на тот момент командир единственного боеспособного подразделения Ч(ерноморского)Ф(лота) РФ – Разведроты ЧФ ( г. Севастополь), вместе с группой офицеров , отказался присягать Украине, вполне логично утверждая, что он не девушка широких взглядов на жизнь, один раз уже присягал. Прикремлевским уродам тогда было абсолютно наплевать на унижение собственного офицера (эти гниды сами подписывали что угодно, не задумываясь даже об уголовной, а не нравственной ответственности), украинские братья с удовольствием самовыражались на тему «самостийности», а молодым и высококлассным специалистам вся эта история («чего не поставить закорючку под листочком бумаги, который эти козлы все равно потеряют?») стоила квартиры, карьеры и в конечном итоге (уже после должности командира блокпоста в Чечне) досрочного выхода на пенсию.

Кстати, этот эпизод фальшиво, гаденько и как-то проброс, впрочем, как и все у Хотиненко, зачем-то маячит в его густопсовом фильме «72 метра».

После Присяги, на несколько месяцев оказались без выхода в город (в ноябре 1982 года нас построили на Дворе и объявили: «В Училище ЧП – украден автомат. Выход в город запрещен. Будем сидеть – пока не найдем. Разойдись… Да! Стоять! У нас еще горе – Брежнев умер. Разойдись!» У нас оказалось достаточно времени, чтобы осмотреться и попытаться привыкнуть ко всяким неожиданностям. А заодно проникнуться местными легендами, прежде всего об офицерах и преподавателях:

…Он поднимал «Новороссийск»….

… Он был министром обороны на Мадагаскаре….

….Создатель атомных подводных лодок…

….Получил Героя за создание Подводного дома…

… Командир десанта на Кубе….

…. Крупнейший теоретик военного кораблестроения…

Из событий 1982 года:

….Экспериментальный класс из золотых медалистов ( в основном адмиральские дети, учившиеся в Лондоне и Гаване), после Морской практике в Алжире был расформирован. (За махровую по тем временам антисоветчину – один из мальчиков, еще в школе написал Севе Новгородцеву. Особисты так нажали на парня, что он прыгнул вниз с Башни Западных Ворот. Стали проверять всех подряд. И тут….)

… Во время массовой драки с милицией было задержано почти 100 человек (все полностью отрицают свое участие)…

… При попытке ограбления валютного магазина «Альбатрос» задержана группа курсантов 1 факультета (отмечались прекрасная инженерная подготовка и технические инновации).

В нашем классе тогда висела карта Ленинграда с многочисленными пометками и необходимыми комментариями – карта «подпольного, теневого Ленинграда» начала - середины 80-х годов. Весьма примечательная и любопытная карта: рестораны, рок-клуб, «странные и нехорошие квартиры», крематорий (чрезвычайно интересное и важное место с точки зрения «подпольного бизнеса»), публичные дома, гостиницы и дома отдыха (в т.ч. частные) и т.д. и т.п.

Гигантский «плавильный котел» работал на полную мощь, растягивая сутки до бесконечности или уплотняя время до взмаха ресниц…

Американские беллетристы обычно пишут к месту и ни к месту, о том, что «мы оказываемся заложниками собственного прошлого», - пожалуй, ничего дурного в этом нет, хотя, конечно, как посмотреть… Гетевское – «Будущее отбрасывает свою тень назад», - гораздо точнее и пронзительнее. Все, три с лишним года, (я был отчислен осенью 1985 года за «систематическое нарушение воинской дисциплины») учебы в «Русском Аннаполисе» тень Прекрасного далека день за днем приобрела конкретные очертания Титанического корабля Будущего (почти как в фильме «День Независимости»), который в окружении фантастической ауры света и звука грохнется наземь, похоронив под обломками (в т.ч. собственными), участников Карнавала Советского Барокко, величественного, жалкого, трогательного, неожиданно «расколдовав» дерзкими и туповатыми мальчуганами из сказки «Голый король».

Из 22 человек, набранных в 313 класс в 82 году: отчислены – 3 (все профессорские детки); сам ушел – 1 (живет в Лондоне, программист, владелец компьютерной фирмы); погибло – 2 (Южная Осетия – 1992 год, погиб Хазби Гаглоев, на вертолете МЧС разбился прекрасный специалист Виталик Степанов); продолжают служить - 6 (Старшие водолазные специалисты флотов и ВМБ); в бегах – 1; к кино и ТВ имеют отношение трое (один режиссер, двое – задыхаясь от хохота, обеспечивают техникой и сами снимаются в сериале «Морские дьяволы»; с остальными - все неплохо.

Как мне представляется история одного класса Элитного военно-морского заведения в период, накануне времени «бури-и-натиска» (1982-1987) – будет интересна и поучительна, возможно, будет чем-то напоминать классического «Арсена Люпена». Сергея Колбасьева. Кстати, эта книга классика советской литературы в Дзержинке была запрещена…

Бета-ридер

– это друг или коллега автора, который согласился бесплатно, по дружбе прочитать ваш роман и высказать все замечания, которые только пришли ему в голову. Желательно иметь нескольких разных бета-ридеров, чьи знания и интересы дополняют друг друга: один выловит все грамматические ошибки, другой прочел все романы в данном жанре и точно знает, в чем рукопись не соответствует жанровым требованиям; третий, наоборот, не любит и не читает данный жанр – тем лучше будет, если и его «задело».

Перед написанием синопсиса очень важно прислушаться к мнению бета-ридеров. Если все в один голос утверждают нечто, чего вы сами не знали о своем произведении, -- значит, скорее всего, правы они, а не вы. Например, вы на полном серьезе писали готический «темный» триллер, а бета-ридеры утверждают, что получилась отличная пародия – смеялись от души. В этом случае вы поступите умно, если при написании синопсиса и рассылке рукописи учтете эту разницу мнений. А если их суждения совпадают с вашим представлением о собственном сочинении -- значит, вы действительно на верном пути.

Первые черновики синопсиса, первые попытки описать свое произведение часто похожи на письмо Ваньки Жукова. Неопытный автор старается пересказать все перипетии сюжета, упомянуть все важные события и действующих лиц. Поэтому еще раз повторю: сюжет – это производное от идеи, от темы романа. Вот именно тему и идею нужно раскрыть в синопсисе – посредством тех деталей сюжета, которые их иллюстрируют наилучшим способом.

Подготовительный период

Подготовительный период - это этап производства;

Его срок зависит от постановочной сложности сценария. Фильмы средней постановочной сложности обычно укладываются в 2—3 месяца.

На этот период директор картины составляет календарный план и смету затрат.

Подготовительный этап включает:

1) режиссерский сценарий;

2) подбор актеров;

3) календарно-постановочный план;

4) формирование съемочной группы и техперсонала;

5) договор с киностудией;

6) выбор мест натурных съемок;

7) изобразительное решение фильма;

8) подготовка экспедиций;

9) этап репетиций;

10) постановочный проект фильма;

11) подсчет генеральной сметы.

СЦЕНАРИЙ ФИЛЬМА, СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН,

ЗАЯВКА

СЦЕНАРИЙ - очень важный этап в видеопроизводстве. Именно на основании сценария принимаются решения об использовании той или иной техники, привлечении актеров, различных специалистов, постройке декораций, необходимости создания спецэффектов, компьютерной графики и так далее.

Готовый сценарий позволяет сформулировать точную смету на весь проект. Сценарий необходим для любого проекта. Исключение могут составить лишь некоторые репортажные, спортивные и документальные сюжеты, действие в которых заранее не известно. В этом случае создается примерный сценарный план.

РАСКАДРОВКА представляет собой небольшие рисунки кадров в той последовательности, в которой они будут представлены на экране. Она дает режиссеру четкое представление, что и как нужна снимать и является важным дополнением к режиссерскому сценарию.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН - это набросок будущего сценария, в котором кратко описаны основные мизансцены и элементы действия, в той последовательности, в которой действие будет происходить.

Примерный сценарный план создается также для некоторых новостных, тематических, событийных сюжетов и репортажей, действие которых заранее неизвество. Известно лишь, что на основе полученной информации необходимо сделать определенный материал. Структура этого материала - основы для сюжета или репортажа, отражается в сценарном плане.

Нужно ли писать сценарий?

Можно снимать документальный фильм без предварительного сценария. Нельзя снимать фильм без концепции. Под концепцией я понимаю общую идею, которая придает фильму определенное направление в соответствии с ясным планом. Но к этому мы вернемся позже.

Назначение сценария

1. Сценарий является организационным и структурным инструментом, справочником и руководством, необходимым для всех участников фильма.

2. Сценарий представляет идею фильма всем, заинтересованным в его производстве, формулируя ее четко, просто и образно. В сценарии указана тема фильма и развитие его действия. Сценарий дает спонсору возможность понять, о чем фильм, и убедиться, что общие предварительные беседы оформились в приемлемые для фильма идеи.

3. Сценарий необходим как режиссеру, так и оператору. В нем содержится важная для оператора информация о настроении, действии и отдельных аспектах съемки. Этот документ должен помочь режиссеру в определении подхода и линии развития сюжета, его внутренней логики и последовательности.

4. Сценарий в дальнейшем поможет всей съемочной группе, так как в нем есть ответы на многие важные вопросы:

• Размер бюджета;

•Количество съемочных площадок и съемочных дней;

• Необходимая осветительная аппаратура;

• Наличие спецэффектов;

•Использование архивных материалов;

•Необходимость дополнительной аппаратуры и оптики.

5. Сценарий станет руководством для режиссера монтажа, раскрыв предполагаемую структуру фильма и последовательность эпизодов. На практике монтажер читает исходный сценарий, но работает с несколько иным документом — монтажными листами. (По определенным причинам монтажные листы могут значительно отличаться от исходного сценария).

Наши рекомендации