CALS технологии. Идеология, принципы формирования.
CALS-технология (Continuous Acquisition and Life cycle Support) – технология непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукта. Это стратегия систематического повышения эффективности, производительности и рентабельности процессов хозяйственной деятельности корпорации за счет внедрения современных методов информационного взаимодействия участников жизненного цикла продукта.
В широком смысле слова CALS - это методология создания единого информационного пространства промышленной продукции, обеспечивающего взаимодействие всех промышленных автоматизированных систем (АС). В этом смысле предметом CALS являются методы и средства как взаимодействия разных АС и их подсистем, так и сами АС с учетом всех видов их обеспечения. Практически синонимом CALS в этом смысле становится термин PLM (Product Lifecycle Management), широко используемый в последнее время ведущими производителями АС.
Цель применения CALS-технологий - повышение эффективности деятельности участников создания, производства и пользования продуктом.
Все программные продукты, используемые в CALS-технологиях, можно разделить на две большие группы:
1. программные продукты, используемые для создания и преобразования информации об изделиях, производственной среде и производственных процессах, применение которых не зависит от реализации CALS-технологий;
2. программные продукты, применение которых непосредственно связано с CALS-технологиями и требованиями соответствующих стандартов.
К первой группе относятся программные продукты, традиционно применяемые на предприятиях различных отраслей промышленности и предназначенные для автоматизации различных информационных и производственных процессов и процедур. К этой группе принадлежат следующие программные средства и системы:
· подготовки текстовой и табличной документации различного назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы и т. д. - офисные системы);
· автоматизации инженерных расчетов и эскизного проектирования (САЕ-системы);
· автоматизации конструирования и изготовления рабочей конструкторской документации (CAD-системы);
· автоматизации технологической подготовки производства (САМ-системы);
· автоматизации планирования производства и управления процессами изготовления изделий, запасами, производственными ресурсами, транспортом и т. д. (системы MRP/ERP);
· идентификации и аутентификации информации (средства ЭЦП).
На рынке программных средств перечисленные выше группы программных продуктов представлены достаточно широко.
Ко второй группе принадлежат программные средства и системы:
· управления данными об изделии и его конфигурации (системы PDM - Product Data Management);
· управления проектами (Project Management);
· управления потоками заданий при создании и изменении технической документации (системы WF - Work Flow);
· обеспечения информационной поддержки изделий на постпроизводственных стадиях ЖЦ;
· функционального моделирования, анализа и реинжиниринга бизнес-процессов.
Организационное обеспечение CALS представлено различного рода документами, совокупностью соглашений и инструкций, регламентирующих роли и обязанности участников жизненного цикла промышленных изделий.
При реализации целей и задач CALS необходимо соблюдать следующие основные принципы:
• информационная поддержка всех этапов ЖЦИ;
• единство представления и интерпретации данных в процессах информационного обмена между АС и их подсистемами, что обусловливает разработку онтологий приложений и соответствующих языков представления данных;
• доступность информации для всех участников ЖЦИ в любое время и в любом месте, что обусловливает применение современных телекоммуникационных технологий;
• унификация и стандартизация средств взаимодействия АС и их подсистем;
• поддержка процедур совмещенного (параллельного) проектирования изделий.
22+23. Информационная интеграция в логистике. Корпоративные информационные системы. Классификация (MRP/ERP/CSRP), области применения.
Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии. Для промышленного предприятия это - данные о производстве, финансах, закупках, сбыте. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия. При создании той или иной КИС могут применяться концепции таких систем как MRP, ERP и CSRP.
MRP-Методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключается в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана производства. Учитывает информацию о составе изделия, состоянии складов и незавершенного производства, а также заказов и планов-графиков производства. Заказы упорядочиваются, например, по приоритетам или по срокам отгрузки. Формируется объемный план-график производства (Master Schedule). Обычно он создается по группам продукции и может быть использован для планирования загрузки производственных мощностей. Основные недостатки MRP-систем: значительный объем вычислений и предварительной обработки данных; возрастание логистических издержек на обработку заказов и их транспортировку из-за стремления фирм уменьшить запасы МР и перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения; нечувствительность к кратковременным изменениям спроса; большое число отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности, недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховых запасов, наличие жестко заданного производственного расписания. MRP-системы используются, как правило, в тех случаях, когда спрос на МР сильно зависит от спроса потребителя на ГП или когда надо работать с большой номенклатурой МР.
ERP-система - интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия. Цель системы — содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями внутри предприятия и информационная поддержка связей с другими предприятиями. ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия Системы ERP предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий, они затрагивают ключевые аспекты деятельности: производство, планирование, финансы и бухгалтерию, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг.
Основные сложности на этапе внедрения ERP- систем возникают по следующим причинам: Недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, недостаточное инвестирование в обучение персонала, недоработанность политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.
Ограничения: Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников. Внедрение является достаточно дорогим. Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром. Проблема совместимости с прежними системами
CSRP - Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл - от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием. При этом не отдел продаж, а сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. Предприятие же может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.
Система CSRP, задача – синхронизировать потребности покупателя с внутренним планированием и производством. Покупательская информация поступает в подразделения из четырех основных источников: продажа и маркетинг, обслуживание покупателей, техническое обслуживание, исследование и разработка. Непосредственный учет данных о конфигурации заказов позволяет подразделениям увеличить целостность процесса планирования путем снижения объема повторной работы и числа перерывов из-за наплыва заказов. Получая доступ к точной информации о заказах покупателей, подразделения планирования могут изменять группирование работ, последовательность исполнения заказов, приобретения и заключения субконтрактов с целью улучшения обслуживания и снижения стоимости. Изменения в заказе покупателя могут приводить к автоматическим изменениям в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной работы и задержки.
Выгоды от успешного применения CSRP – повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя, а в результате – снижение производственных издержек.
24+25. Факторы, определяющие выбор корпоративной информационной системы. Явные и скрытые затраты на приобретение КИС. Способы их снижения. «Совокупная стоимость владения» КИС.
Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии. КИС позволяет объединить информацию о деятельности предприятия. Для промышленного предприятия это - данные о производстве, финансах, закупках, сбыте. На основе полученной информации руководитель может оперативно корректировать и планировать деятельность предприятия.
Совокупная стоимость владения ИС. Видимые: стоимость лицензионного ПО, стоимость внедрения, стоимость обновления, стоимость сопровождения. Скрытые: затраты на оборудование (приобретение или обновление компьютерного парка, организация систем бесперебойного питания, система резервного копирования информации, прокладка или обновление локальной сети); дополнительное программное обеспечение (различные БД, генераторы отчетности, биллинговые системы, системы документооборота) персонал, стоимость альтернативных возможностей и т.д.
- Стоимость компьютерной техники и коммуникационного оборудования;
- Стоимость лицензий на использование КИС;
- Стоимость системного программного обеспечения и сервера баз данных (СУБД);
- Стоимость обследования и проектирования;
- Стоимость внедрения КИС;
- Стоимость эксплуатации КИС.
Направления снижения затрат. Технологическое: ориентация на открытые технологии (применение дружественных интерфейсов и соответствующих приложений) - по возможности большая стандартизации, использование промышленных баз данных вместо уникальных разработок, упрощенная процедура обновления. Процедурное – связано с применением различных административных мер, которые позволяют предупредить и снизить возможные затраты
Критерии, влияющие на выбор КИС:
1. Стоимость самой КИС (совокупная стоимость владения)
2. Цена на сервисные услуги, которая предлагает фирма продавец
3. Эксплуатационные затраты (на поддержание и обновление КИС)
4. Сопоставимость КИС с задачами предприятия и существующей структуре управления предприятия
5. минимизация изменений программных комплексов при адаптации их к условиям работы на предприятии
6. Способность КИС обновляться в соответствии с развитием предприятия
· Прямые затраты на оборудование и ПО (Средние затраты на закупку оборудования в год., Средние затраты на ПО в год, Ежегодные затраты на комплектующие и т.д.)
· Управление и персонал (Годовые затраты на оплату персонала, Командировочные затраты за год: Обычно сотрудники службы ИТ не работают на одном месте постоянно, Затраты на обучение персонала вопросам ИТ в год и т.д)
· Развитие (Ежегодные затраты на оплату труда по направлениям разработки. Ежегодные затраты на заработную плату по сопровождению имеющихся систем. Ежегодные затраты на оплату услуг )
· Затраты пользователя на ИТ (Количество часов на самообучение работе с компьютером и ПО одного пользователя. Количество часов, затрачиваемых одним пользователем на обслуживание файлов, компьютера и программ, написание скриптов и программ. )
· Простои. Причин может быть много, например, следующие: ожидание решения проблемы службой поддержки; планируемая или внеплановая остановка системы; недоступность одной или нескольких программ; проблемы сервера, приводящие к недоступности информации.
КАК СНИЗИТЬ ИЗДЕРЖКИ .а)Выбирать приоритеты. б) Разделяйте категории затрат на составляющие. Путем анкетирования нужно выяснить, какой из менее квалифицированных администраторов может выполнять функции справочной службы, и переложить на него поддержку пользователей. Экономьте время высокооплачиваемых сотрудников. в) Анкетируйте администраторов и пользователей. Снизить расходы на эту категорию можно доп. обучением пользователя, ограничением прав доступа к важным данным и устранением причины медленного отклика на запросы. г) Определяйте рисковые категории пользователей. д) Снижайте время простоя. е) Снижайте стоимость управления. Используя специализированное ПО или путём повышения квалификации персонала. ж) Минимизируйте расходы на хранение информации.