Методы анализа затрат на качество продукции

В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможно­стей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в це­почке формирования затрат в конкретный момент (рис. 3).

Новое изделие должно отражать основные функциональные и стиму­лирующие характеристики качества. При этом речь вдет о том качестве, ко­торое определяется потребителем. Нужно исходить из того, что покупатель вряд ли будет говорить о многих показателях качества. Его интересует не больше двух-трех. Поэтому возникает проблема инженерного воплощения качества в изделии.

Качество заказывается по существу потребителем, который хочет иметь изделия или услуги, в течение всего срока их службы соответствую­щих его потребностям, ожиданиям по цене, имеют соответствующую цен­ность.

Для решения этой проблемы применяется метод структурирования функции качества (СФК).

СФК был разработан в Японии в конце 1960-х годов. Одной из первых его применила компания Мицубиси на строительной верфи в Кобэ. Впослед­ствии этот метод получил широкое распространение в корпорации Форда.

Структурирование функции качества корпорация Форда определяет

следующим образом: «Средство планирования для перевода характеристик качества, которые требует покупатель (т. е. его желания, потребности, ожи­дания), в подходящие черты изделия».

Модель СФК разработана доктором Ф. Яукухара. Процесс СФК состо­ит из четырех фаз.

1. Планирование разработки изделия.

2. Структурирование проекта.

3. Планирование технологического процесса.

4. Планирование производства^

Фаза 1. Планирование разработки изделия. Требования покупателя ус­танавливаются, осмысливаются и переводятся на язык инженерного проек­тирования в термины, которые называются косвенными показателями каче­ства. Наиболее важные из них используются для следующей фазы.

Фаза 2. Структурирование проекта. Рассматриваются различные концепции разработки изделия, которые удовлетворяли бы требованиям структурирования, и отбирается лучшая. Затем проект детализируется, при этом особое внимание уделяется существенным характеристикам изделия, которые вычислены по требованиям покупателей, структурированным в фазе 1. Детали разработки изделия затем структурируются в фазе 3.

Фаза 3. Планирование технологического процесса. Рассматривается технологический процесс разработки изделия. После отбора наиболее подхо­дящих концепций процесса, способного производить изделия с учетом тех характеристик, которые уже структурированы, процесс детализируется в терминах существенных операций и параметров. Эти характеристики затем структурируются в следующей фазе.

Фаза 4. Планирование производства. На заключительной фазе рас­сматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспе­чить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристи­ками, определенными в фазе 2 и, следовательно, удовлетворяющими требо­ваниям покупателя.

Следовательно, в течение всего 4-фазового процесса СФК для проекта изделия, разработки процесса и его инженерного обеспечения создается из­делие, удовлетворяющее требованиям покупателя.

СФК требует знаний и опыта из различных областей и может осущест­вляться коллективом специалистов разных специальностей.

' На этапах проектирования, технологического планирования, подготов­ки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это - метод системного исследования функ­ций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйст­венного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективно­сти использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потре­бительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производст­во и эксплуатацию.

Основными принципами применения ФСА являются:

- функциональный подход к объекту исследования;

- системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;

- исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;

- соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

- коллективное творчество.

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруп­пировать по нескольким основаниям.

По области проявления функции подразделяются на внешние и внут­ренние.

Внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодейст­вии с внешней средой.

Внутренние - функции, которые выполняют какие-либо элементы объ­екта и их связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций

различают главные и второстепенные.

Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второ­степенная - побочную.

Пороли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные.

Основная функция подчинена главной функции и обусловливает рабо­тоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.

По характеру проявления все перечисленные функции делятся на но­минальные, потенциальные и действительные.

Номинальные - задаются при формировании, создании объекта и обя­зательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполне­ния объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные - это фактически выполняемые объектом функции.^

Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а послед­ние нейтральными и вредными.}

Взаимосвязь функций показана на рис. 3.

Полезные

г*Номиналыше
Главные —'

Внешние \.

Второстепенные —>

^-Потенциальные Основные Внутренние

Бесполезные

Вспомогательные

^ Действительные *

Вредные

Нейтральные

Рис. 3. Взаимосвязь выполняемых объектом функций

I Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии по­лезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значи­мостью для потребителя и затратами на их осуществление^)т. е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет

о производстве продукции, варианта решения задачи качества продукции и ее стоимости.

/Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа - но­ситель затрат^Эго особенно важно при ограниченности ресурсов производи­теля. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

Д1а втором, информационном, этапе собираются данные об исследуе­мом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и состав­ляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость)/Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму «шпоры».

В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению за­трат на его производство поступает из конструкторских (К), экономических (Э) подразделений предприятия и от потребителя (М) к руководителям соот­ветствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатывают­ся, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта

(А).

Нитретьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции из­делия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее

Наретвертом, исследовательском, этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом, рекомендательном, этапе отбираются наиболее приемле­мые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия^]

^ 4. АНАЛИЗ БРАКА И ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Политика предприятия должна быть изначально направленной на вы­сокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположно­стью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии - производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в про­цессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее каче­стве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым пе­риодом. Их рассчитывают на 100,1000,10 000 изделий в зависимости от объ­ема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показа­тели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окон­чательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого

брака (Аб). «

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсо­лютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц — виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (А^).

Как правило, Ае > Ап.б-

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчи­тывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продук­ции.

Для определения стоимости годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Ад), следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (д/Р,и) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости {Л0.б).

Или:

^Ч = Ч,Р„-^

И анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам: производственно-технологическим; кон­структивных недостатков; качества сырья и комплектующих изделий; по ви­не рабочих; прочим.

Это позволит более точно определить размер излишне израсходован­ных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Наши рекомендации