Методы анализа затрат на качество продукции
В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент (рис. 3).
Новое изделие должно отражать основные функциональные и стимулирующие характеристики качества. При этом речь вдет о том качестве, которое определяется потребителем. Нужно исходить из того, что покупатель вряд ли будет говорить о многих показателях качества. Его интересует не больше двух-трех. Поэтому возникает проблема инженерного воплощения качества в изделии.
Качество заказывается по существу потребителем, который хочет иметь изделия или услуги, в течение всего срока их службы соответствующих его потребностям, ожиданиям по цене, имеют соответствующую ценность.
Для решения этой проблемы применяется метод структурирования функции качества (СФК).
СФК был разработан в Японии в конце 1960-х годов. Одной из первых его применила компания Мицубиси на строительной верфи в Кобэ. Впоследствии этот метод получил широкое распространение в корпорации Форда.
Структурирование функции качества корпорация Форда определяет
следующим образом: «Средство планирования для перевода характеристик качества, которые требует покупатель (т. е. его желания, потребности, ожидания), в подходящие черты изделия».
Модель СФК разработана доктором Ф. Яукухара. Процесс СФК состоит из четырех фаз.
1. Планирование разработки изделия.
2. Структурирование проекта.
3. Планирование технологического процесса.
4. Планирование производства^
Фаза 1. Планирование разработки изделия. Требования покупателя устанавливаются, осмысливаются и переводятся на язык инженерного проектирования в термины, которые называются косвенными показателями качества. Наиболее важные из них используются для следующей фазы.
Фаза 2. Структурирование проекта. Рассматриваются различные концепции разработки изделия, которые удовлетворяли бы требованиям структурирования, и отбирается лучшая. Затем проект детализируется, при этом особое внимание уделяется существенным характеристикам изделия, которые вычислены по требованиям покупателей, структурированным в фазе 1. Детали разработки изделия затем структурируются в фазе 3.
Фаза 3. Планирование технологического процесса. Рассматривается технологический процесс разработки изделия. После отбора наиболее подходящих концепций процесса, способного производить изделия с учетом тех характеристик, которые уже структурированы, процесс детализируется в терминах существенных операций и параметров. Эти характеристики затем структурируются в следующей фазе.
Фаза 4. Планирование производства. На заключительной фазе рассматриваются методы управления процессом. Эти методы должны обеспечить производство изделий в соответствии с их важнейшими характеристиками, определенными в фазе 2 и, следовательно, удовлетворяющими требованиям покупателя.
Следовательно, в течение всего 4-фазового процесса СФК для проекта изделия, разработки процесса и его инженерного обеспечения создается изделие, удовлетворяющее требованиям покупателя.
СФК требует знаний и опыта из различных областей и может осуществляться коллективом специалистов разных специальностей.
' На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это - метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
Основными принципами применения ФСА являются:
- функциональный подход к объекту исследования;
- системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
- исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
- соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
- коллективное творчество.
Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.
По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой.
Внутренние - функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.
По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций
различают главные и второстепенные.
Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная - побочную.
Пороли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные.
Основная функция подчинена главной функции и обусловливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.
По характеру проявления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные.
Номинальные - задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные - это фактически выполняемые объектом функции.^
Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.}
Взаимосвязь функций показана на рис. 3.
Полезные |
г*Номиналыше
Главные —'
Внешние \.
Второстепенные —>
^-Потенциальные Основные Внутренние
Бесполезные
Вспомогательные
^ Действительные *
Вредные |
Нейтральные
Рис. 3. Взаимосвязь выполняемых объектом функций
I Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление^)т. е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет
о производстве продукции, варианта решения задачи качества продукции и ее стоимости.
/Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.
На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа - носитель затрат^Эго особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.
Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
Д1а втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость)/Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму «шпоры».
В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских (К), экономических (Э) подразделений предприятия и от потребителя (М) к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта
(А).
Нитретьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее
Наретвертом, исследовательском, этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.
На пятом, рекомендательном, этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия^]
^ 4. АНАЛИЗ БРАКА И ПОТЕРЬ ОТ БРАКА
Политика предприятия должна быть изначально направленной на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии - производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100,1000,10 000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого
брака (Аб). «
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц — виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (А^).
Как правило, Ае > Ап.б-
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.
Для определения стоимости годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Ад), следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (д/Р,и) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости {Л0.б).
Или:
^Ч = Ч,Р„-^
И анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам: производственно-технологическим; конструктивных недостатков; качества сырья и комплектующих изделий; по вине рабочих; прочим.
Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.