Тема: «Сравниваем двузначные числа»
На доске – геометрические фигуры:
- Назовите среди них «лишнюю». Объясните свой выбор.
- Какие четырехугольники лежат у вас на партах? Назовите их.
Затем дети получают дифференцированное задание (показателем для которой послужил уровень сформированности универсальных учебных действий, способ дифференциации – по объему).Обучающиеся , у которых на четырехугольниках напечатана буква а) – получают задание: разделить каждую фигуру отрезком на два треугольника, б) - разделить каждую фигуру на прямоугольник и два треугольника. Найти «лишний» четырехугольник, в) - разделить каждую фигуру на прямоугольник и два треугольника. Найти сторону «лишней» фигуры, если ее периметр равен 8 см.
После проверки (с первой группы) я задаю вопрос:
- А можно ли сравнить площади данных геометрических фигур?
Ученики: – Можно, если наложить одну фигуру на другую.
- Можно, но для этого нужно выбрать единицу измерения площади.
Я вывешиваю на доске увеличенную ксерокопию задания из учебника.
- Сколько клеток занимает каждая фигура?
(9 12 11 12)
- Какая фигура имеет самую маленькую площадь? Объясни свой ответ.
- Тимур -Первая фигура занимает меньшую площадь, т. к. в ней 9 клеток, а 9 < 11 и 9 < 12, т. к. в натуральном ряду чисел стоит ближе к началу числового ряда.
- Вова. - Первая фигура занимает меньшую площадь, т. к. в ней 9 клеток, а мы знаем, что однозначное число всегда меньше двузначного.
- Какая геометрическая фигура имеет самую большую площадь?
- Саша. - Вторая и третья фигуры, т. к. в них по 12 клеток. А 12 > 11.
- А как вы сравнили два двузначных числа?
- Саша. – Количество десятков в них одинаковое, а единиц в первом числе больше, значит и число больше.
- Объедините площади первой и третьей фигуры.
- Степа. – 9 + 11 = 20
- Сравним площадь образовавшейся геометрической фигуры с площадью второй. Объясните, как сравнивали?
- Вова. – Ее площадь больше, т. к. 20 > 12. Десятков в первом числе больше, чем во втором, значит первое число больше.
- Ребята, так как же сравнить два числа, если они оба двузначные?
- Сравните свои выводы с правилом, которое нам предлагает учебник. Что нового для себя открыли? и т. д.
Следуя этим принципам развивающей системы обучающиеся сами «открывали» новые знания, а не получали их в готовом виде от меня ,поэтому процесс обучения шел непринужденно, интересно, с высокой познавательной активностью.
В течение урока я использовала следующие методы и приемы обучения: проблемное изложение нового материала и эвристическая беседа; словесно- наглядные методы , показ и объяснение, приемы самоконтроля и взаимоконтроля; игровые приемы при первичном закреплении нового материала. Разнообразными были и формы организации работы с обучающимися . проводится самостоятельная работа и работа в парах, группах .
На этапе организации учебной деятельности стихотворение – тренинг позволило создать рабочий настрой детей, доброжелательную обстановку. На этапе актуализации знаний загадка-схема и эвристическая беседа помогли подготовить обучающихся к восприятию нового материала, сформировать познавательную мотивацию В течение всего урока обучающимся приходилось много рассуждать, объяснять, доказывать, что способствовало развитию речи обучающихся , обогащению словарного запаса, воспитанию культуры общения. Физкультминутка помогла снять мышечное напряжение детей, избежать усталости .Самостоятельная работа позволила развивать коммуникативные навыки детей, навыки самоконтроля и самооценки. Эта работа показала, насколько эффективно была организована деятельность обучающихся на уроке, насколько хорошо и полно они усвоили учебный материал Рефлексия на уроке предполагает обучение умению оценивать адекватно собственную учебную деятельность, формированию культуры чувств.