Двузначные числа до 20

Урок 51.

Тема урока. Образование числа 10.

Цели урока: 1) перенести приём образования однозначных чисел на образование числа 10;

2)продолжить работу над простыми задачами на нахождение суммы и разности.

Задания по учебнику

Задание 1. Сколько всего палочек? Как получили 10 палочек? (К 9 палочкам прибавили 1). Какое время показывают часы? Почему? Какое число записано в левом верхнем углу? Из каких знакомых вам цифр состоит эта запись? Сколько цифр использовали для записи числа 10?

10 — первое двузначное число. Десять иначе называют десяток.

Задание 2. Сколько булочек в первом ряду? Сколько во втором? Сколько всего булочек на рисунке?

Сколько помидоров на рисунке? Какое число показывает количество помидоров (Число 10).

Задание 3. Как получили 10 квадратов? (К 9 синим квадратам прибавили 1 красный квадрат). А как получили число 10? (К числу 9 присчитали 1).

Задание 4. Прочитайте однозначные числа. Почему они называются однозначными? Назовите наибольшее однозначное число. Прочитайте двузначное число. Как его получили из самого большого однозначного числа?

Задание 5, 6, 7. Составьте задачи о снегирях, перцах и яблоках. Прочитайте их решения, назовите ответы.

Задание 8. Решение примеров запишите в тетрадь.

Задания в тетради

Задание 1. Прочитайте номера томов энциклопедии. Какой следующий номер? Запишите его в пустую клеточку.

Задание 2. Сколько ёлочных игрушек на гирлянде? Запишите ответ в пустую клеточку.

Задание 3. Игра «Веселый карандаш».

Считая от 1 до 10, соедините отрезками точки, и вы узнаете, чему радуется ёжик. (Он нашёл гриб).

Задание 4. Запись по образцу, решение примеров.

Урок 52.

Тема урока.Сравнение числа 10 с однозначными числами.

Цели урока: 1)установить отношения «больше», «меньше» во множестве чисел от 0 до 10.

2) упражняться в сравнении двух чисел, чисел и выражений.

Задания по учебнику.

Задание 1. Прочитайте числа от 0 до 10.

Сколько чисел расположено слева от числа 5? Сравните их с числом 5. Прочитайте соответствующие неравенства.

Сколько чисел расположено справа от числа 5. Сравните их с числом 5. Прочитайте соответствующие неравенства.

Почему в ряду чисел от 0 до 10 «пятёрка» выделена красным цветом? Какое свойство числа 5 хотели подчеркнуть? (Число 5 находится в середине отрезка чисел от 0 до 10).

Задание 2. Сколько снеговиков в красных шапках? В зелёных шапках? Что обозначает запись 6 + 2? (Сколько всего снеговиков?).

Сравните 8 и 6, 8 и 2.

Сравните 6 + 2 и 6 (6 + 2 > 6). Почему? (8 > 6; или можно увидеть закономерность: слева и справа одинаковые числа 6, но слева к числу 6 прибавили 2, значит 6 + 2 > 6). Аналогично объясняется почему 6 + 2 > 2, 8 – 2 < 8.

Задание 3. Составьте задачи про клюшки, запишите в тетрадь их условия и решения.

1) 7 клюшек стоят правильно, а 3 неправильно. Сколько всего клюшек?

2) Всего было 10 клюшек, 3 из них поставили ручками вниз. Сколько клюшек поставили правильно?

3) Всего было 10 клюшек, 7 из них поставили правильно. Сколько клюшек поставили неправильно?).

Сравните числа 7 и 3; 7 и 10; сравните 7 + 3 и 7; 7 + 3 и 3.

Задание 4. Составьте задачу про мышей. Сравните 7 + 1 и 7, 7 + 1 и 1.

Задание 5. Составьте задачи на сложение и вычитание, проговорите их решения.

Задание 6. Посчитайте устно.

Задания в тетради.

Задание 1. В клеточки впишите один из знаков: =, <, >.

Задание 2.Игра «Примеров много — ответ один».

В пустые клеточки впишите такие числа, чтобы при решении примера получился ответ 1.

Задание 3. Для задач № 3 учебника запишите кратко условие и решение.

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

7 + 3 = 10. 10 – 3 = 7. 10 – 7 = 3.

Урок 53

Тема урока. Состав числа 10.

Цели урока: 1) открыть состав числа 10 из двух и более слагаемых;

2) учить составлять и решать простые задачи.

Задания по учебнику

Задание 1. Сколько всего горошин? Сколько горошин не в стручке? А сколько в стручке?

Прочитайте пример.

Задание 2.Составьте задачу о синицах и прочитайте её решение. Какое число в решении самое большое? Из каких чисел оно состоит? Сравните эти числа с числом 10.

Задание 3. Сколько нарисовано оранжевых, зелёных, синих, красных прямоугольников? Сколько всего прямоугольников? Составьте задачу и прочитайте её решение. В каком порядке записано число прямоугольников каждого цвета? (Обратите внимание на цвет клеточек). Назовите решение этой задачи другими возможными способами.

1 + 4 + 3 + 2 = 10;

2 + 1 + 4 + 3 = 10;

3 + 1 + 2 + 4 = 10 и т. д.

Задание 4. Игра «Примеров много — ответ один».

Прочитайте состав числа 10 из двух слагаемых.

Задание 5. Составьте задачи про жуков и божьих коровок, объясните их решение.

Вправо уползли 8 зелёных жуков, а влево — 2 красных жука. Сколько всего было насекомых?

Всего было 10 насекомых. 2 божьих коровки уползли влево. Сколько жуков ползут вправо?

Всего было 10 насекомых. 8 жуков уползли вправо. Сколько божьих коровок ползут влево?

Задание 6.Мальчики танцуют с девочками. Сколько мальчиков? Сколько девочек? Сколько образовалось пар? Какие пары? (один мальчик и одна девочка). Сколько всего детей? (10).

Задания в тетради.

Задание 1. Заполните пустые клетки. Прочитайте числа от 10 до 0 по убыванию и по возрастанию.

Задание 2.Составьте задачу о листьях. Запишите справа её краткое условие. Запишите решение и назовите ответ.

Задание 3. Запишите краткие условия задач № 5 учебника и запишите их решения.

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

8 + 2 = 10 10 – 2 = 8 10 – 8 = 2

Задание 4. Запись по образцу.

Урок 54.

Тема урока. Образование числа 11, его десятичный состав.

Цели урока: 1) познакомить детей с десятичным составом числа 11 и его записью;

2) установить отношения «больше», «меньше» во множестве чисел от 0 до 11.

Задания по учебнику

Задание 1. Сколько красных кубиков? Сколько зелёных? Сколько всего? Какое число записано в левом верхнем углу? Какую цифру используют для записи числа 11? Сколько раз? (Два). Какое время показывают часы? Почему?

Задание 2.Сколько жёлтых кубиков? (10, или десяток, или -дцать).

Сверху положили 1 синий кубик. (Один-на-дцать).

Сколько кубиков стало? (Одиннадцать).

Как получили число 11? Прочитайте запись справа.

Задание 3. Сколько рыбок в ведре у мальчика? (10).

Сколько рыбок он поймал ещё? (1).

Составьте по рисунку задачу. Прочитайте её решение, назовите ответ.

Задание 4.Сколько всего бусинок? Сколько среди них красных (зелёных)? Прочитайте пример.

Задание 5. Сколько прямоугольников в первом ряду? (1). Во втором? (11). Как получили 11 прямоугольников? (Десять прямоугольников да ещё один).

Прочитайте, что записано в первой строке таблицы. (1-десяток и 1-единица). Угадайте, какое это число? (11). Какое число записано во второй строке? Сколько в нём десятков и единиц?

Сколько десятков и единиц в числе 10?

Задание 6. Где на числовом луче расположено число 11? (Справа от числа 10). Сравните числа 10 и 11. Прочитайте запись.

Прочитайте числа от 0 до 11 по возрастанию и убыванию.

Задание 7.Сколько красных цветов на рисунке? (6). Сколько жёлтых цветов? (3). Сколько всего цветов? Составьте с этими числами одну задачу на сложение и две задачи на вычитание. Запишите в тетрадь краткие условия этих задач и их решения.

Задания в тетради.

Задание 1. Игра «Веселый карандаш».

Повесьте на левую ветку 5 еловых игрушек, а на правую — 6.

Пересчитайте, сколько игрушек вы повесили? (11).

Задание 2.Запишите, пользуясь числовым лучом, изображенным в учебнике (№ 6), четыре неравенства на сравнение числа 11 с однозначными числами.

Задание 3.Запишите решения задач № 7 из учебника.

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

6 + 3 = 9 9 – 6 = 3 9 – 3 = 6

Задание 4.Запись по образцу.

Урок 55.

Тема урока.Образование числа 12, его десятичный состав.

Цели урока: 1) познакомить детей с десятичным составом числа 12;

2) установить отношения «больше», «меньше» на множестве чисел от 0 до 12.

Задания по учебнику

Задание 1. Сколько красных кубиков? Сколько зелёных кубиков? Сколько всего кубиков?

Прочитайте, какое число записано в левом верхнем углу. Какие цифры используют для записи числа 12?

Какое время показывают часы? Почему?

Задание 2.Игра «Вычислительная машина».

Сколько красных кубиков? (10, десяток, -дцать). Сверху положили два зелёных кубика. (Два-на-дцать). Сколько кубиков стало? (Двенадцать).

Как получили число 12? Прочитайте запись справа.

Задание 3. Сколько палочек в пучке? (10 или 1 десяток). Сколько палочек в кармашке справа? (2). Какое число изображено с помощью палочек? (12).

Прочитайте в таблице справа, сколько десятков и сколько единиц содержит число 12. В следующей строке ученики по десятичному составу называют число. А в третьей и четвёртой строках повторяют десятичный состав изученных чисел 11 и 10.

Задание 4. Как из числа 10 образовали число 11?

Как из числа 11 образовали число 12?

Как из числа 12 образовали число 11?

Задание 5. Сколько кочанов капусты росло? (10).

Сколько кочанов капусты съели зайцы? (3).

Составьте задачу с числами 10 и 3, чтобы она решалась действием вычитания.

«Росло 10 кочанов капусты. Зайцы съели 3 кочана. Сколько кочанов капусты осталось?»

двузначные числа до 20 - student2.ru

Назовите решение задачи. (10 – 3 = 7). Почему выполнили действие вычитания? (Потому что остаётся всегда меньше, чем было). Прочитайте неравенство (10 > 10 – 3). Почему стоит знак «>» между числом и выражением? (В левой и правой части стоит одинаковое число, число 10, но в правой части от числа 10 отняли 3, значит там стало меньше).

Задание 6.Сформулируйте задачу, запишите её решение в тетрадь.

«В магазине купили 10 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов купили в магазине?»

Задания 7. Составьте задачу про рыбок. Запишите её решение в тетрадь.

Задания в тетради

Задание 1.Прочитайте числа. Назовите среди них однозначные, двузначные. Ниже запишите их сначала по возрастанию от 0 до 12, а потом по убыванию от 12 до 0.

Задание 2. Поработайте на вычислительной машине Электроника. Вход машины — верхний кружок, выход — нижний кружок. Если в машину ввести число 5, то, как она ответит на вопрос: «5 < 10?»? Пойдём по стрелке с пометкой «да». Какое действие выполнит машина? А какой ответ она выдаст? Запишите рядом с числом 5 ответ 8. Какое действие машина выполнит с числом 6? (Ответ 9).

Если в машину введём число 10, то что она ответит на вопрос: «10 < 10»? По какой стрелке нам нужно идти? (Нет). Какое действие выполнит машина и какой выдаст ответ? (8).

Если введём 12, то получим 10.

А для каких чисел машина выдаст ответ 8?

Ответ 8 машина может выдать в двух случаях. Если это число пришло слева, то, двигаясь в обратном направлении, выполняем обратное действие: 8 – 3 = 5, 5 < 10. «Да». Значит, на входе машины было число 5. Проверяем: 5 < 10, «Да». 5 + 3 = 8.

Если число пришло справа, то 8 + 2 = 10. 10 < 10? «Нет». Проверяем: 10 < 10? «Нет». 10 – 2 = 8. Значит в пустую клетку слева от числа 8 нужно вписать число 5, а ниже 10.

Задание 3. Сначала запись по образцу, затем запись решения задач № 6 и № 7 из учебника.

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

10 + 2 = 12 8 + 2 =10

Урок 56.

Тема урока.Образование числа 13, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 13;

2) установить расположение числа 13 на числовом луче.

Задания по учебнику

Задание 1. Какие цифры используются для записи числа 13? Что обозначает цифра 1? Цифра 3? Сколько красных кубиков? Сколько зелёных? Сколько всего кубиков? Какой пример вы решили для ответа на последний вопрос? (10 + 3 = 13).

Задание 2. Составьте задачу о птицах. Прочитайте её решение.

Задание 3. Игра «Вычислительная машина».

Как работает машина? Какое число находится на входе машины? Какое действие производит машина? Какое число получено на выходе? Прочитайте пример.

Задание 4. Сколько всего пуговиц на рисунке? (13). Как они расположены? (В два ряда). Сколько пуговиц в левом ряду? (10; 1 десяток). Сколько пуговиц в правом ряду? (3). Прочитайте записи в таблице справа. (Что обозначает красный цвет? Зелёный цвет? 13 — это 1 десяток и 3 единицы. Сколько десятков и единиц в числе 12? 12 — это 1 десяток и 2 единицы и т. д.).

Задания 5, 6. По рисункам составьте два столбика примеров, обратите внимание на связь сложения и вычитания, запишите их в тетрадь.

№5.1) 8 + 1 = 9 №6. 1) 5 + 3 = 8

2) 1 + 8 = 9 2) 3 + 5 = 8

3) 9– 1 = 8 3) 8 – 5 = 3

4) 9 – 8 = 1 4) 8 – 3 = 5

Задание 7. Какие числа показаны на первом числовом луче? Какое число расположено левее (правее)? Какое число меньше (больше)? Прочитайте неравенство справа. Какие числа показаны на втором числовом луче? Какое число левее (правее)? Прочитайте неравенство.

Какие числа обозначены точками на третьем числовом луче? (5; 6; 12; 13). Сравните их: 5 < 6; 5 < 12; 5 < 13; 6 < 12; 6 < 13; 12 < 13.

Сравните их с нулём. Прочитайте все числа от 0 до 13.

Задание 8.Игра «Примеров много — ответ один».

Прочитайте состав числа 10. (10 — это 10 и ещё 0, 10 — это 9 и ещё 1 и т. д.).

Задания в тетради

Задание 1.Решите примеры. (Учитель обращает внимание на связь примеров первого и второго столбцов и на связь первого и второго примера в каждом столбце).

Задание 2. Игра «Вычислительная машина».

Усовершенствуйте вычислительные машины.

а) Какое число на входе первой машины? Какие действия выполняет машина? Сколько всего она отняла? Какое число получится на выходе? Заполните все пропуски в усовершенствованной машине.

б) Рассуждения аналогичные.

Задание 3. Сначала запись по образцу, а затем запишите примеры из учебника (№ 5, № 6).

Урок 57

Тема урока.Образование числа 14, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 14;

2) открыть новый приём сравнения двузначных чисел (сравнение единиц).

Задания по учебнику

Задания 1, 2. Объясните образование числа 14 на кубиках и шариках. Как записывается число 14?

Задание 3.Игра «Вычислительная машина».

Как работают вычислительные машины? (Какие числа на входе? На выходе? Какие действия выполняют?). Прочитайте записи справа.

Задание 4. Сколько десятков и единиц в числе 14? Как это записать? (Прочитайте: 14 = 10 + 4).

Задание 5. Сколько всего яблок на рисунке? (13).

Сколько всего груш на рисунке? (14).

Как они расположены? (В три ряда). По сколько яблок и груш в нижнем ряду? (По 5). Сравните. (Яблок столько же, сколько груш). По сколько яблок и груш в среднем ряду? (По 5). Сравните. (Яблок столько же, сколько груш).

Сколько яблок и груш в верхнем ряду? (Яблок — 3, груш — 4). Сравните. (Яблок меньше, чем груш). Поэтому можно сказать, что всего яблок меньше, чем всего груш. Прочитайте неравенства справа.

Задания 6, 7. По рисункам составьте задачи, запишите их решения в тетрадь. (5 + 4 = 9; 9 – 2 = 7; 9 – 7 = 2).

Задания в тетради

Задание 1.Игра «Примеров много — ответ один».

Повторите состав числа 10. Какое число записано в центре круга? Какие два числа можно сложить и получить 10? Впишите в пустые ячейки круга и в примеры недостающие числа.

Задание 2. Сначала запись по образцу, а затем запишите решение задач № 6 и № 7 из учебника.

Урок 58

Тема урока.Образование числа 15, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 15;

2) отрабатывать навыки решения простых задач.

Задания по учебнику

Задание 1. Объясните образование числа 15 на кубиках. Сколько в числе 15 десятков, единиц? Как записывается число 15?

Задание 2. Повторите образование числа 15 на косточках домино. Прочитайте равенство.

Задание 3. Прочитайте все числа на числовом луче. За каким числом следует число 15? Какое число стоит впереди числа 15? Прочитайте три равенства и объясните их с помощью числового луча. Выполните с помощью числового луча три примера.

Задание 4. Рассмотрите внимательно рисунок и прочитайте условие задачи. Что означают числа 5 и 2? Какой вопрос задачи? Учитель может краткую запись задачи записать на доске.

Плавали — 5 уч.

Вышли — 2 уч.

Осталось — ?

По краткой записи ученики ещё раз повторяют условие и вопрос задачи. А после отвечают на вопросы учителя: «Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?» (Можно). Что надо знать для этого? (Сколько плавало детей и сколько вышло?). Какое число показывает сколько детей плавало? (Число 5). Какое число показывает сколько детей вышло? (Число 2). Знаем мы эти числа? (Знаем). Какое действие нужно выполнить? (Вычитание). Почему? (Детей станет меньше). Рассуждения можно сопровождать построением схемы.

двузначные числа до 20 - student2.ru

Решение задачи ученики записывают в тетрадь.

Задание 5. Игра «Вычислительная машина».

Объясните, как работают машины. (Какие числа на входе? Какие действия выполняются? Какие числа на выходе?). Запишите в тетрадь примеры, которые решают машины.

Задания в тетради

Задание 1.Игра «Цепочка».

Заполните пустые кружочки и квадратики, двигаясь по стрелкам.

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

Задание 2.Игра «Найди нужную дорожку».

Напишите то же число на другом конце каждой линии.

Задание 3. Запись заданий № 4 и № 5 из учебника.

5 – 2 = 3;

13 + 1 = 14; 14 + 1 = 15;

15 – 1 = 14; 14 – 1 = 13;

11 + 1 = 12; 12 – 1 = 11.

Урок 59

Тема урока.Образование числа 16, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 16;

2) продолжить отрабатывать вычислительные навыки.

Задания по учебнику

Задания 1, 2. Как получили 16 кубиков и 16 шариков? (Взяли 1 десяток кубиков (шариков) и ещё 6). Как получить число 16? (К 10 прибавить 6). Прочитайте равенство.

Задание 3. Какие числа отмечены на числовом луче? Сколько на нём показано стрелок? Сколько стрелок имеют направление слева направо? Что они обозначают? (Увеличение числа на 1). Решите примеры на сложение. Сколько стрелок имеют направление справа налево? Что они обозначают? (Уменьшение числа на 1). Решите примеры на вычитание.

Задание 4. Проговорите десятичный состав чисел от 12 до 16. Какие записи пропущены в таблице?

Задание 5. Рассмотрите внимательно рисунок и прочитайте условие задачи. Что означает число 10? Что означает число 2? Какой вопрос задачи? Учитель делает краткую запись на доске:

двузначные числа до 20 - student2.ru

Разбор задачи можно провести, рассуждая от данных к вопросу. Что означают числа 10 и 2? Что по этим числам можно узнать? Каким действием? Почему? Работу можно сопровождать построением схемы:

двузначные числа до 20 - student2.ru

Запишите решение задачи в тетрадь. Проговорите ответ.

Задание 6. Запишите решение примеров в тетрадь.

Задание 7. Сравните и прочитайте равенства и неравенства.

Задания в тетради

Задание 1. Игра «Кто в этом домике живет?»

Поселите каждое число в свой домик.

Какое число больше 15? (Только число 16, оно будет жить в домике А. Запишите). Далее до развилки дорог идут оставшиеся три числа (13, 8 и 5). Какое из этих чисел меньше 8? (Число 5. Значит, оно будет жить в домике Д. Запишите). Два оставшиеся числа 8 и 13 идут до следующей развилки. В домик Б не должно идти число 13, значит в нём может поселиться число 8, а может пойти дальше с числом 13 до следующей развилки. Какое из этих чисел больше 9? (Число 13. Оно идёт в домик В. Запишите). Число 8 может поселиться в домике Г.

Задание 2. Составьте примеры по рисунку и запишите их на клетчатое поле. Все стрелки направлены влево. Значит, всегда будет выполняться вычитание. Например, стрелка отошла от числа 7 и пришла к числу 2, значит, две клетки из числа 7 вычли число 5 и получили число 2. В клеточку записываем двузначные числа до 20 - student2.ru , а на клетчатом поле пример 7 – 5 = 2. Аналогично проводим остальные рассуждения.

Задание 3. Решение задачи из учебника.

10 + 2 = 12.

Урок 60.

Тема урока.Образование числа 17, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 17;

2) упражняться в сравнении чисел, чисел и выражений.

Задания по учебнику

Задание 1. Сколько красных кубиков? Сколько зелёных? Сколько всего кубиков? Как получили? Как образовали число 17? Сколько десятков в числе 17? Сколько единиц? Как записать число 17?

Задание 2. Прочитайте числа, обозначенные на линейке.

Что показывает чёрная стрелка? (От числа 10 перешли к числу 17). Как? (К 10 прибавили 7). Прочитайте пример.

Что показывает зелёная стрелка? (От числа 16 перешли к числу 17). Как? (К 16 прибавили 1). Прочитайте пример.

Как по линейке проверить пример 17 – 10 ? (Провести от числа 17 стрелку влево на 10 делений. Придём к числу 7). Выполните пример 17 – 1.

Задание 3. Прочитайте верные равенства и неравенства.

Задание 4.Составьте по рисунку задачу, проговорите ее решение и ответ.

Задание 5.Прочитайте условие задач. Назовите вопрос. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать? Знаем ли это? Каким действием ответим на вопрос? Почему? Дополните краткое условие и запишите решение задачи в тетрадь.

Задания в тетради

Задание 1. Игра «Веселый карандаш».

Какой десятичный состав числа 12?

Установите десятичный состав остальных чисел и соедините (придвиньте) полоски стрелками так, чтобы получились верные равенства (сплошные полоски).

Задание 2. Впишите в пустые кружочки действия, которые нужно выполнить, а в пустые клеточки числа, полученные после выполнения действий.

Задание 3.Игра «Найди закономерность».

Продолжите ленту чисел. Установите закономерность и выпишите числа, соединённые стрелкой, в пустые клеточки нижней полоски.

Задание 4. двузначные числа до 20 - student2.ru

Урок 61.

Тема урока.Образование числа 18 его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 18;

2) продолжить отработку вычислительных навыков.

Задания по учебнику

Задание 1.Как набрали 18 кубиков? Как записали число 18?

Задание 2.Сколько в первом ряду красных кружков? Сколько синих кружков? Сколько всего кружков? Прочитайте первое равенство.

Сколько всего кружков во втором ряду? Сколько кружков убрали (перечеркнули)? Какой вопрос можно поставить? Ответьте на вопрос, выполните действие.

Составьте задачу для третьего ряда кружков. Прочитайте её решение.

Задание 3. По таблице дети называют десятичный состав чисел: 18 (1 десяток, 8 единиц), 16 (1 десяток, 6 единиц), 10 (1 десяток, 0 единиц). Затем по десятичному составу называют числа: 17, 11.

Задание 4.Рассмотрите рисунок и прочитайте условие задачи. Назовите вопрос. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Знаем ли это? Каким действием ответим? Почему? Дополните краткое условие и запишите решение задачи в тетрадь.

Задание 5.Прочитайте, какие числа помечены на отрезке числового луча. А какие числа пропущены? Какое действие показывает стрелка, идущая вправо? (Сложение). Какое действие показывает стрелка, идущая влево? (Вычитание). С помощью числового луча решите примеры.

Задание 6.Прочитайте верные равенства и неравенства.

Задание 7.Назовите, какие знаки действий нужно поставить, чтобы равенства были верные.

Задания в тетради

Задание 1.Выполните действия и запишите в пустые клеточки ответ.

Задание 2.Игра «Цепочка».

Что показывает большая стрелка? (К числу 10 прибавили число 3 и получили 13). Что показывают малые стрелки? (10 + 1 = 11; 11 + 1 = 12; 12 + 1 = 13). Сколько раз прибавили по 1? Запишите и прочитайте равенство.

Задание 3.

двузначные числа до 20 - student2.ru

3 + 6 = 9 (к.)

Урок 62.

Тема урока.Образование числа 19, его десятичный состав.

Цели урока: 1) открыть десятичный состав числа 19;

2) упражняться в сравнении чисел.

Задания по учебнику

Задание 1.Как получили 19 кубиков? Как получили число 19? Сколько в нём десятков? Сколько единиц?

Задание 2.Сколько в первом ряду синих кружков? Сколько красных? Сколько всего кружков? Прочитайте первое равенство.

Сколько всего кружков во втором ряду? Сколько кружков перечеркнули? Какой можно поставить вопрос? Ответьте на вопрос, выполните действия.

Составьте задачу для третьего ряда кружков. Прочитайте её решение.

Задание 3.По таблице дети выполняют два взаимно обратных действия: по числам (15, 18) называют их десятичный состав и по десятичному составу чисел называют число (14).

Задание 4.Прочитайте условие задачи. Что обозначает число 19 (9)? Какой вопрос задачи? Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на этот вопрос?

Дополните краткое условие и запишите решение задачи в тетрадь.

Задание 5.Устно решите примеры.

Задание 6.Прочитайте верные равенства и неравенства. (Обратите внимание, что чисел может быть подобрано несколько).

Задания в тетради

Задание 1.Игра «Веселый карандаш».

Соедините полоски так, чтобы получились верные равенства.

Задание 2.Решите примеры.

Задание 3.Сначала запишите решение задачи, а далее неравенства (сравнение между собой трёх чисел 9, 10, 19).

Урок 63.

Тема урока.Образование числа 20, его десятичный состав.

Цели урока: 1)открыть способ образования числа 20 путём сложения двух десятков;

2) закрепить решение задач на нахождение суммы, разности.

Задания по учебнику

Задание 1.С помощью каких цифр записано число 20? Составьте задачу о красных и зелёных кубиках и прочитайте её решение. (10 + 10 = 20).

Как получить число 20 из числа 19?

Задание 2.Прочитайте по числовому лучу числа от 10 до 20. Какие точки не подписаны? Сравните 13, 14 и 15. Что можно сказать о числе 14? (Оно больше 13, но меньше 15). Почему? (Жёлтая точка лежит между зелёной и красной).

Сравните число 20 с остальными числами. (Оно самое большое, оно больше всех, оно лежит на числовом луче правее всех чисел).

Что показывает стрелка? (К числу 10 прибавили 10 и получили 20). Прочитайте равенство.

Задание 3.Пересчитайте бусинки от 0 до 20 и обратно. Ответьте на вопросы.

Задание 4.Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Что обозначают числа 20, 10? Какое действие нужно выполнить?

Дополните краткое условие задачи и запишите её решение в тетрадь.

Задание 5. По краткому условию составьте задачу про рыбок. Запишите её решение в тетрадь.

Задание 6. Решите примеры.

Задания в тетради

Задание 1. В квадратики впишите один из знаков: <, >, =, чтобы равенства и неравенства были верными.

Задание 2.Игра «Вычислительная машина».

Как работает машина? (Вход — кружок вверху, выход — кружок внизу). Прежде, чем выполнить действие, машина сравнивает данное число с числом 15.

Какие числа, подающиеся на вход, меньше 15? Какое действие будет выполнять машина с этими числами? Посчитайте и запишите числа, которые будут на выходе машины (11, 12).

На вход машины подали число 15. 15 < 15? (Нет). Машина вычитает из числа 15 число 1. Запишите в таблицу число 14.

Машина дала ответ 15. Если он получен по левой ветви, то: 15 – 1 = 14, 14 < 15, «Да». Значит, на вход подавали 14. Если он получен по правой ветви, то 15 + 1 = 16, 16 < 15, «Нет». Значит, на вход подавали число 16. Заполните оставшиеся клетки.

Задание 3.

двузначные числа до 20 - student2.ru

Далее можно записать сравнение чисел.

3 < 13; 10 < 13; 3 < 10; 10 < 20.

Урок 64.

Тема урока.Таблицы сложения и вычитания вида ٱ + 1; ٱ – 1 в пределах 20.

Цели урока: 1) обобщить приёмы прибавления и вычитания числа 1;

2) отрабатывать навыки решения простых задач, раскрывающих смысл сложения и вычитания.

Задания по учебнику

Задание 1. Игра «Вычислительная машина».

Как работает первая машина? Выполните прибавление единицы с помощью числового луча. Найдите соответствующую строчку в первой таблице. Как работает вторая машина? Выполните вычитание единицы с помощью числового луча. Найдите соответствующую строчку во второй таблице. Что вы заметили? (Прибавить число 1 — это значит назвать число, следующее за данным. Вычесть число 1 — это значит назвать число, предшествующее данному).

Задание 2.Рассмотрите рисунок. Сколько красных тюльпанов? Сколько жёлтых тюльпанов? Прочитайте условие задачи. Какой вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать, сколько росло красных тюльпанов и сколько жёлтых).

Знаем мы это? (Да, знаем: 3 красных тюльпана и 1 жёлтый). Каким действием будем решать задачу? (Сложением). Почему?

Учитель на доске записывает краткое условие задачи и постепенно рисует схему рассуждений:

двузначные числа до 20 - student2.ru двузначные числа до 20 - student2.ru

Затем ученики по полученной схеме повторяют рассуждения. (Чтобы узнать, сколько всего было тюльпанов, нужно знать, сколько было красных тюльпанов и сколько жёлтых. Эти числа мы знаем: 3 и 1. Решать будем сложением: 3 + 1). Решение (3 + 1 = 4) записывается на доске и в тетради.

Задание 3.Составьте по рисунку задачу, чтобы она решалась сложением.

«На озеро идут 4 гуся, а один гусь спрятался за куст. Сколько всего было гусей?»

Что обозначает число 4? Число 1? Что найдём по этим числам? Каким действием? Почему? Отвечая на вопросы, учитель заполняет схему рассуждений.

двузначные числа до 20 - student2.ru

Дети называют решение задачи (4 + 1 = 5), которое записывается на доске.

Задание 4. Решите примеры.

В первом столбике замечаем закономерность. (Какое второе число? Что происходит с первым числом?)

Во втором столбике закономерность: отнимаем 1, данное число уменьшается.

В третьем столбике записан десятичный состав чисел.

Задания в тетради

Задание 1. Игра «Цепочка».

Какое действие выполняет стрелка слева направо? (+1).

Какое действие выполняет стрелка сверху вниз? (– 1).

Запишите все примеры, полученные по схеме.

13 + 1 = 14; 14 – 1 = 13;

12 + 1 = 13; 12 – 1 = 11;

11 + 1 = 12; 12 – 1 = 11;

10 + 1 = 11.

Задание 2. Составьте по рисунку задачу. Заполните схему рассуждений. Запишите решение.

«Вдоль дороги росли 5 берёз и 4 ели. Сколько всего деревьев росло?»

двузначные числа до 20 - student2.ru

Задание 3. Запишите решения задач (№ 2 и № 3) из учебника.

Урок 65.

Тема урока.Приёмы сложения и вычитания вида ٱ ± 2.

Цели урока: 1) составить с детьми таблицы сложения и вычитания числа 2.

2) решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.

Задания по учебнику

Задание 1.С опорой на рисунок составляем таблицы сложения и вычитания числа 2, используя приём прибавления по частям (по 1). В первой строчке нет синих цветков. Их отсутствие обозначаем 0. Два красных цветка обозначаем числом 2. 0 + 2 = 2. Далее к одному синему цветку пририсовали сначала 1 красный цветок, затем ещё 1 красный цветок. Сколько всего красных цветков пририсовали? Сколько всего цветков получили? и т. д.

Проверяем (повторяем) свои действия по схеме (заготавливаем плакат с пустыми кармашками).

В первый кармашек вставляем карточку 0. Какие две операции выполняют зелёные стрелки? (Прибавляют по 1). 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 2.

Какое действие выполняет синяя стрелка слева направо? (Прибавляет 2). Заполняем 2-ое и 3-е окошки.

Каких два действия выполняют зелёные стрелки справа налево? (Вычитают по 1).

Какое действие выполняет синяя стрелка справа налево? (Вычитает 2).

От какого числа нужно отнять 1, чтобы получить 2? От какого числа нужно отнять 1, чтобы получить 3?

Заполняем 4-ое и 5-ое окошки. Затем меняем число в 1-ом окошке и повторяем рассуждения.

Задание 2.Игра «Вычислительная машина».

Как работает первая машина? Как работает вторая машина? На вход машин (зелёная кнопка) подавайте поочерёдно разные числа из кассы и читайте примеры, которые получились при работе машин.

Учитель делает вывод: если на входы подать одни и те же числа, то на выходе получаются одинаковые ответы.

Вторая машина может заменить первую.

Аналогичные рассуждения проводим для 3-ей и 4-ой машин.

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Прочитайте условие задачи. Какой вопрос задачи? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать, сколько было яиц и сколько их взяли). Знаем мы это? (Да, знаем: было 12 яиц, а 2 яйца взяли). Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием). Почему?

Учитель на доске записывает краткое условие задачи и рисует схему рассуждений.

двузначные числа до 20 - student2.ru

Затем ученики по полученной схеме повторяют рассуждения. (Чтобы узнать, сколько яиц осталось, нужно знать, сколько их было и сколько их взяли. Эти числа мы знаем: 12 и 2). Решать будем вычитанием: 12 – 2.

Решение записывается на доске и в тетради: 12 – 2 = 10.

Задание 4. Игра «Примеров много — ответ один».

Стрелки собирают в пару два числа, которые нужно сложить.

Получаются примеры на повторение состава числа 10. (0 + 10 = 10, 1 + 9 = 10, 2 + 8 = 10, 3 + 7 = 10, 4 + 6 = 10, 5 + 5 = 10). Что происходит с первым числом во всех примерах? Со вторым числом? Какой ответ? Переставьте числа местами.

Задание 5.Решите примеры, повторяя прибавление и вычитание по частям числа 2.

Задания в тетради

Задание 1. С помощью отрезка числового луча решите примеры на прибавление и вычитание к двузначным числам числа 2.

Задание 2.Сформулируйте задачу, запишите ее решение.

Задание 3. Запишите решение задачи № 3 из учебника.

Урок 66.

Тема урока.Простые задачи с отношениями «больше на 1», «больше на 2».

Цели урока: 1) раскрыть смысл отношения «больше на…» при решении простых задач;

2) повторить приемы сравнения двух групп предметов.

Наши рекомендации