Определение износа амтс и их комплектующих

В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая, производственная или какая либо иная), применяются два метода расчета величины износа.

При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.

В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальневосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.

Величина износа определяется по формуле:

И = И = (С0 - Сt ) х 100% / С0 , проценты (4.1)

С0

где: И - величина износа, оцениваемого АМТС, проценты; С0 - стоимость новогоАМТС на момент оценки, руб.;

Сt - стоимость оцениваемогообъекта на момент оценки, руб.

Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:
И≤100%, (4.2)

а для работоспособного объекта величина износа меньше 100%:

И<100%, (4.3)

Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:

И = Ифиз + Иф + И эк , проценты (4.4)

где: Ифиз - естественный физический износ, проценты; Иф- функциональный (моральный) износ, проценты; Иэк - экономическое устаривание, проценты.

Разновидности износа

Применительно к оценке объекта, износ (И) означаетпотерю стоимости объекта оценки вследствие:

его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаривание или моральный износ);

- изменения спроса пользователей (экономическое или внешнее устаривание).

Кроме того, износ подразделяетсяна:

устранимый- износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;

неустранимый- износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.

Физическим износом объекта называетсяизменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.

Естественным (нормальным) физическим износом,называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.

8 случае, если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ.

Аварийным физическим износомназывают износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), атакже при нарушении правил эксплуатации.

Способом устранения физического износаявляется ремонт.

Функциональным устариванием (моральным износом)называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта.

Экономическое (внешнее) устаривание- потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов, таких как изменение спроса

потребителей. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.

5.4.2. Определение износа для объектов, широко представленных на
региональном рынке.

Мерой износа объекта оценки, согласно п.4.2., может служить величина потери его стоимости, которая определяется по формуле (4.1):

И = (С0 - Сt ) х 100% / С0, проценты (4.1)

Учитывая, что при осмотре без применения специализированного оборудования, в большинстве случаев невозможно определить величину индивидуального износа заменяемых в процессе ремонта комплектующих АМТС (деталей, узлов, агрегатов), включая стекла, рассеиватели фар, фонари, пластмассовые бамперы, ремни безопасности, электропроводку и т.д., износ комплектующих (снижение их стоимости) в процессе эксплуатации принимается равным износу транспортного средства.

Потерю стоимости АМТС массового производства на момент оценки и, как следствие, его износ можно определить из различных справочников (например ежемесячник «Прайс-Н») или использовав адекватную математическую (регрессионную) модель, построенную для данного рынка на момент оценки.

5.4.3. Определение износа для объектов не имеющих достаточного
числа аналогов на региональном рынке.

Износ объекта оценки в общем виде определяется по формуле (4.10.4):

И = Ифиз + Иф + Иэк, , проценты (4.5)

где: Ифиз . естественный физический износ, проценты; Иф - функциональный (моральный) износ, проценты; Иэк - экономическое устаривание, проценты.

Наши рекомендации