Конституционные принципы информационного права

Выделяют следующие общеправовые принципы.

1. Принцип приоритетности прав.

В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так

приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в

правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну

государства и тайну отдельно взятой личности.

2. Принцип законности.

3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей).

Конституционные принципы

? - СВОБОДЫ ИНФОРМАЦИИ (ст. 29 конституции РФ, ст. 18 всеобщей

декларации прав человека)

? - ЗАКОННОСТИ (ст. 4 конституции РФ), который проявляется в двух

началах: Верховенство конституции и закона/Единство понимания,

исполнения и применения Особенно это актуально в условиях

формирования регионального законодательства в информационной

сфере.

? - ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (п.3. Ст.17 конституции

- осуществление прав и свобод одного не должно нарушать права и

свободы других)

? - НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ (ст. 23 конституции)

Защита информации о частной жизни

Отраслевые принципы информационного права.

Отраслевые принципы информационного права

БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ Личности Общества и

Государства в информационной сфере

РАЗУМНОГО СООТНОШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ

ИНФОРМАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ДОСТУПЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Отраслевые принципы

1. Принцип баланса интересов в информационной сфере – этот принцип закреплен в п.8 Доктрины «Информационная безопасность в РФ» баланс интересов личности, общества, государства в информационной сфере. В ст.6 ФЗ «О государственной тайне, в частности, это положение закон учитывает при выборе сведений, которые включаются/исключаются в состав государственной тайне. Баланс интересов – уравновешивание интересов личности, общества и государства. Баланс интересов – критерий устойчивости информационной сферы.

В тексте Доктрины описаны все интересы личности, общества и государства. Примеры:

· свобода поиска информации – интерес личности (ст.29 КРФ),

· защита персональных данных – интерес личности (КРФ и ФЗ «О персональных данных»),

· духовное и культурное развитие личности,

o создание условий для общественного согласия – интересы общества

o обеспечение распространения СМИ позитивного содержания – интересы общества

Ø защита конституционного строя и укрепления суверенитета и территориальной целостности РФ – интерес государства

Ø укрепление законности и правопорядка в информационной сфере - интерес государства

Баланс интересов может нарушаться, как со стороны личности, так и со стороны государства (например, издание неправомерных НПА – о гос. тайне)

2. Принцип открытости информации – ст. 3,7 ФЗ «Об информации» - проявляется в свободе доступа к информации. Общедоступной информацией – общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. В ст.8 установлено правило, согласно которому, не может быть ограничен доступ к следующей информации:

§ НПА и вся правовая информация

§ Информация состояния окружающей среды

§ Информация о деятельности государственных органов и ОМУ (за исключением сведений, составляющих государственную тайну)

§ Информация библиотечных, музейных и архивных фондов (за исключением сведений, составляющих личные сведения и государственную тайну)

§ Иная информация, закрытость которой не допускается

Ст. 55 КРФ – ограничение открытости информации назначается только ФЗ

Исключительные случаи:

Нравственность

Здоровье человека

Права и интересы других лиц

Обеспечение обороны страны и безопасности государства (носят исчерпывающий характер)

ФЗ «О доступе к официальной информации», ФЗ «О доступе к судебной информации»

УК РФ, КоАП РФ предусматривает ответственность 13.27, 13.28 КоАП за нарушение к доступу информации, 87, 273 ст. УК РФ – за распространение сведений, составляющих тайну.

3. Принцип достоверности информации – вытекает из природы и сущности информации

Ст. 42 КРФ – защита окружающей среды и человека от загрязнения, достоверная информация об окружающей среде

Ст. 3 ФЗ «Об информации» - право каждого человека на достоверную и своевременно представленную информацию

Ст. 5 ФЗ «О персональных данных» - адекватность информации как соответствие действительности

Ст. 11 Закона «Об обеспечении доступа к оф. информации» - предоставление достоверной информации

4. Принцип технологической обусловленности – вытекает из характера научно-технического прогресса. Прослеживается прямая связь информационного права с технической и технологической средой. Электронное взаимодействие органов власти – концепт, являющийся основой информационного взаимодействия.

Единая система межведомственного взаимодействия Постановление Правительства 8.09.06 г. Что такое технологическое обеспечение информационного взаимодействия – это совокупность информационных сервисов международных стандартов, а также используемые единые технологические решения, единые классификаторы, электронных структур и электронных баз данных

Наши рекомендации