Анализ торгово-технологического процесса
Из значительного списка, предлагаемых к рассмотрению технологических аспектов деятельности предприятия в данном отчете в соответствии со спецификой рассматриваемого предприятия отобраны следующие аспекты, которые будут отражены в настоящей главе:
• организация товарного снабжения предприятия требуемого ассортимента и качества;
• заказ товаров, получение, информационная обработка (внесение в базу данных и т. д.);
• хранение товаров, подготовка к продаже, передача в торговый зал;
• размещение товаров в торговых залах с учетом требований мерчендайзинга;
• работа продавцов за прилавками, консультации продавцов в торговых залах при выборе товаров покупателями;
• оказание услуг покупателям в торговом зале.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.
Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазины и торговые палатки (далее в магазины) и кончая полной подготовкой их к продаже. [16, c.33]
Торгово-технологический процесс можно представить в виде схемы.
Рис.1 Схема торгово-технологического процесса в торговой точке ООО
«ЛюСтРа».
Разгрузка транспортных средств производится либо грузчиками, либо водителями транспортных средств, а приемка товаров по количеству - товароведом-продавцом, которая представляет собой сверку массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов.
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал павильона или магазина, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание уделено борьбе с товарными потерями. В магазине ООО «ЛюСтРа» предусмотрена рациональная организация хранения, которая предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с требованиями, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. В глубине помещения хранят товары замедленной оборачиваемости, вблизи - громоздкие и быстрореализуемые товары.
При торговле предварительно подготовленными и расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи.
При выкладке товаров в магазине ООО «ЛюСтРа» оптимально используются все плоскости полки и витрины, где применяются следующие правила:
- на уровне глаз размещаются товары, которые пользуются наибольшим спросом;
- на нижних полках располагаются упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем на более низкой полке она находится;
- на полке чуть выше глаз размещаются новые товары, спрос на которые необходимо сформировать;
товары импульсивного спроса располагаются в кассовой зоне.
Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.
Магазин осуществляет продажу товаров через прилавок, при которой все основные операции осуществляются при участии продавца. В обязанности продавца, работающего в магазине ООО «ЛюСтРа» входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерений; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедшие в магазин покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания. Также доверие покупателей вызывают продавцы, которые работают в этом магазине многие годы.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им чека и покупок с пожеланиями посетить объект продажи еще раз и стать постоянным нашим клиентов.
3.2 Анализ обеспеченности ООО «ЛюСтРа» торговыми и вспомогательными площадями, эффективность их использования.
Основные технологические показатели, как известно, характеризуют эффективность метода продаж любого торгового предприятия. К технологическим показателям относятся общая площадь магазина, коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади и т.д.
Торговое предприятие ООО «ЛюСтРа» для осуществления розничной торговли использует магазин, на рис. 2 представлена типовая планировка торговой точки ООО «ЛюСтРа». Общая площадь магазина составляет 95,7
Рис.2 План магазина ООО «ЛюСтРа»
В магазине имеется компьютер и принтер, что облегчает процесс контроля продаж, запасов товаров на складе и ведения плановой отчётности.
Коэффициент установочной площади - доля площади зала занятой под торговую мебель, от общей площади магазина. Эта величина должна быть в диапазоне: 0.25-0.35. Рассчитать этот коэффициент несложно, зная площадь торгового зала и размеры предполагаемого в Вашей аптеке торгового оборудования.
K уст. = S уст. (сумма площадей всех оснований ТО)/ S торгового зала
где:
S – площадь зала магазина;
ТО – торговое оборудование.
Показатель отражает эффективность размещения оборудования в торговом зале. Определяется размерами внешних границ торгового оборудования и дополнительных торговых конструкций.
Установочная площадь рассчитывалась как сумма площадей оснований оборудования, предназначенного для выкладки, продажи товаров и обслуживания покупателей. В установочную площадь включается площадь под размещение крупногабаритных товаров на полетах (поддонах, корзинах), размещаемых на полу.
Коэффициент установочной площади магазина ООО «ЛюСтРа»:
К уст.= 14 /47= 0,3 Данный показатель является приемлемым.
Коэффициент экспозиционной площади:
К эксп. = S эксп / S тз
где К эксп. - коэффициент экспозиционной площади;
S эксп. - экспозиционная площадь;
S тз - площадь торгового зала.
Экспозиционная площадь рассчитывается как суммарная площадь выкладки, показа и демонстрации товаров в торговом зале, включая площадь крупногабаритных товаров, размещаемых на полу.
Оптимальная величина этого коэффициента:
для магазинов самообслуживания со смешанным ассортиментом-0,75-0,82
для магазинов непродовольственных товаров- 0,72-0,78
для магазинов продовольственных товаров- 0,70-0,75[18, c.207]
К эксп.= 39/47=0,83
Данный показатель незначительно превышает оптимальную величину для магазинов непродовольственных товаров.
Заключение
Сделав выводы в результате проведенного во второй главе настоящего отчета анализа основных экономических показателей ООО «ЛюСтРа» можно сказать, что ООО «ЛюСтРа» необходимо разработать стратегию маркетинга и конкретизировать решения через составляющие маркетинга. Основными компонентами маркетинговых действий являются: товар (Product), цена (Price), место продаж, распределение (Place), реклама и продвижение (Promotion).
Стратегия маркетинга представляет собой программу, в которой отражены задачи маркетинга, а также конкретные действия по их выполнению с учетом необходимых для этого ресурсов. В современных условиях работы компаний необходимость выработки маркетинговых действий определяется конкурентной ситуацией и условиями "внешней среды".
Правильное определение цены товара самым прямым образом влияет на успешность бизнеса общества и, наряду с другими компонентами маркетинга, является чрезвычайно ответственным этапом маркетинговой программы ООО «ЛюСтРа».
Определение цены обуславливает объем денежных доходов и является главным элементом для расчета точки безубыточности бизнеса, планирования сбыта, финансовых показателей.
В зависимости от выбранной стратегии фирма может по-разному формировать цены на свою продукцию. Основными факторами, влияющими на назначение цены, являются:
• уровень издержек производства;
• степень конкуренции на рынке;
• вид товара;
• имидж компании;
• соотношение спроса и предложения на рынке. [19, c.82]
В задачи ценообразования ООО «ЛюСтРа», как и прежде, входит обеспечение необходимого объема реализации, достаточного для выполнения основных целей общества.
Выделяют несколько основных видов ценообразования для определения "базового" уровня цен на продукцию общества:
• с учетом издержек производства (постоянные и переменные издержки плюс наценка);
• на основе цен конкурентов (на уровне цен конкурентов, ниже, выше их цен);
• на основе платежеспособного спроса потребителей
• сочетание указанных видов.
Ориентируясь на существующий уровень оптовых и розничных цен в г.Елабуга и Наб.Челны, можно сказать, что магазины делают наценку на строительные инструменты от 25 до 40 %.
Сравнительно низкие издержки дают ООО «ЛюСтРа» возможность сделать небольшую наценку на товар, создавая конкурентные преимущества по цене на предлагаемую продукцию.
По данным на начало года 2012 года в республике существовал разброс розничных цен от 25 до 65% на строительные инструменты. Также планируется открытие ещё одной торговой точки.
Для облегчения расчетов финансов в дальнейшем будут использоваться средние цены на товары по категориям: строительные электрические инструменты, ручные инструменты, материалы для строительства и ремонта.
В плане рекомендаций на перспективу главной ролью является продвижения товара, т. е. стимулирование спроса покупателей и улучшение общего имиджа общества с ограниченной ответственностью ООО «ЛюСтРа».
Список литературы
1. Федеральный закон "Об Обществах с Ограниченной Ответственностью" №14-ФЗ от 8 февраля 1998 г.
2. Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Законов РФ от 24 июня 1992 г. №3119-1).
3. Абрамов, С.И. Практикум по менеджменту. 1 и 2 части / С.И.Абрамов. – М.: Юнити, 2010. – 288 с.
4. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М.: ООО "Издательство "Элит", 2008. – 325с.
5. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. – М.: Высшая школа, 2007. – 214 с.
6. Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия // Маркетинг в России и зарубежом.- 2003. - №4. - С.52.
7. Галлеев, В.И., Варгина, М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация.- 2005. – 145с.
8. Гадушаури, Г.В., Литван, Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭКМОС, 2009. – 250 с.
9. Генкин, Б.М., Конакова, Г.А., Кочетков, В.И. и др. Основы управления персоналом. – М.: Высшая школа, 2006. – 342 с.
10. Гришанина, Н.В., Лопашина, Г.С. и др. Основы менеджмента. – М.: Юрайт, 2011. – 75 с.
11. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. – 105 с.
12. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. – 2008. - №11. – С.77-94.
13. Исикава, К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 2006. – 155 с.
14. Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2009. - 164 с.
15. Котлер, Ф.М. Основы маркетинга. - СПб: Коруна, 2007. – 385 с.
16. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Дело и Сервис, 2008. – 104 с.
17. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркат ДС, 2010. – 136 с.
18. Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель.- 2008. № 2. с.312
19. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа" "Интел-Синтез", 2009. – 401 с.
Приложение 1
Организационная структура ООО «ЛюСтРа»
Приложение 2
Расчет формирования и использования прибыли
№№ п/п | Наименование показателя | Едини-ц а Измерения | Базисный 2010 г. | Отчетный 2011 г. | Абсолютн. изменение гр.2 - гр.1 |
А | Б | В | |||
Товарооборот | Тыс. руб. | ||||
Валовой доход (валовая прибыль) | Тыс. руб. | ||||
Уровень валового дохода к Т/О | % | 20,00 | 22,00 | 2,00 | |
Издержки обращения | Тыс. руб. | 40,00 | |||
Уровень издержек к товарообороту | % | 4,72 | 4,81 | 0,08 | |
Прибыль (убыток) от продаж | Тыс. руб. | 397,00 | |||
Уровень прибыли от продаж: | |||||
7.1 | к товарообороту | % | 15,28 | 17,19 | 1,92 |
7.2 | к валовому доходу | % | 76,38 | 78,15 | 1,77 |
7.3 | издержкам обращения | % | 323,38 | 357,69 | 34,31 |
Операционные доходы | Тыс. руб. | - | |||
Операционные расходы | Тыс. руб. | - | -200 | ||
Внереализационные доходы | Тыс. руб. | -110 | |||
Внереализационные расходы | Тыс. руб. | -260 | |||
Прибыль до налогообложения | Тыс. руб. | ||||
Уровень прибыли к Т/О | % | 13,42 | 23,43 | ||
Налог на прибыль | Тыс. руб. | ||||
Прибыль (убыт.) от обыч. деят-ти | Тыс. РУб. | ||||
Уровень прибыли к Т/О | % | 8,06 | 14,06 | 6,00 | |
Прочие доходы | Тыс. РУб. | 25,00 | 38,00 | 13,00 | |
Прочие расходы | Тыс. руб. | ||||
Чистая прибыль нераспред.(убыт.) | Тыс. руб. |