Определение плазовых данных для ремонта корпуса

Под плазовыми данными для ремонта корпуса судна понимаются све- дения о размерах и форме ремонтируемых деталей и корпусных конст- рукций.

Плазовые данные требуются:

– при замене элементов корпуса – для изготовления новых деталей и узлов, а также секций и сборочно-сварочных постелей; для монтажа но- вых деталей и конструкций на судне;

– в случае подкрепления ослабленных конструкций для изготовления подкрепляющих связей;

– при станочной правке демонтированных конструкций –для контроля формы последних, их монтажа на судне после правки и изготовления де- талей взамен удаленных;

– в случае правки деформированных конструкций по месту – для кон- троля формы исправляемых конструкций и изготовления деталей взамен удаляемых при правке.

Плазовые данные в условиях судоремонтного предприятия могут быть получены:

из таблиц плазовых ординат;

с натурного или масштабного плазового чертежа, построенного на практических шпангоутах;

с теоретического чертежа;

путем обмеров корпусных конструкций на ремонтируемом судне.

Если относительная кривизна обводов f/l (отношение стрелки прогиба к длине хорды) не превышает 1/50, допускается использовать в качестве исходных данных конструктивные и рабочие чертежи.

Плазовые данные представляются в следующих формах:

для вырезки деталей из плоских заготовок – карты раскроя заготовок, плазовые эскизы и таблицы, а в случае применения газорезательных ма- шин – копир-чертежи или программы;

для контроля формы деталей при гибке или правке – шаблоны и каркасы; при контроле рабочих обводов сборочно-сварочных постелей – таб-

лицы или рейки ординат обводов, шаблоны лекальных сечений;

для разметки контура вновь изготавливаемых секций и подлежащих ремонту участков корпуса – плазовые эскизы и рейки.

При определении плазовых данных о размерах, форме и пространст- венном положении ремонтируемых конструкций необходимо в пределах всего участка конструкции выбрать единую систему координат и базовых плоскостей, от которых производится отсчет всех размеров.

Шаг задания ординат лекальных обводов зависит от отношения f/l:

1) f/l ≤ 1/50 – 3 точки с шагом не более 1200 мм;

2) 1/50 ≤ f/l ≤ 1/25 – 5 точек с шагом не более 1200 мм;

3) 1/25 ≤ f/l ≤ 1/10 – 7 точек с шагом не более 1200 мм;

4) f/l > 1/10 – 9 точек с шагом не более 1200 мм.

Ординаты и шаблоны для контроля лекальных сечений постелей должны разрабатываться с учетом толщины их обшивки (толщина откла- дывается наружу от теоретических обшивок).

Плазовые данные для вырезки криволинейных деталей из плоских за- готовок разрабатываются путем развертки на плоскость листов и растяж- ки балок набора. Развертка листов, имеющих цилиндрическую или кони- ческую кривизну, должна производиться графическим методом Егорова, а листов, имеющих более сложную кривизну, – графическим методом гео- дезических линий.

При отсутствии плазовых эскизов данные при судоремонте можно по- лучить с помощью обмеров конструкций на судах. Обмеры могут произ- водиться с применением шланговых ватерпасов и отвесов, координатоме- ров, оптических и электронно-оптических приборов. В качестве техноло- гической оснастки при этом используются рейки и шергели, шаблоны и каркасы.

В тех случаях, когда с помощью обмеров требуется получить плазо- вые данные о деформированных участках корпуса, используется один из двух приёмов:

1) обмеры таких же, но неповрежденных конструкций на том же суд- не (другой борт) или на других судах того же проекта;

2) обмеры обводов корпуса в районах, прилегающих к деформирован- ному участку, графическим или расчетным способами с воспроизведени-

ем обводов поврежденной конструкции при условии их плавного сопря- жения со своими продолжениями.

Наши рекомендации