Определение плазовых данных для ремонта корпуса
Под плазовыми данными для ремонта корпуса судна понимаются све- дения о размерах и форме ремонтируемых деталей и корпусных конст- рукций.
Плазовые данные требуются:
– при замене элементов корпуса – для изготовления новых деталей и узлов, а также секций и сборочно-сварочных постелей; для монтажа но- вых деталей и конструкций на судне;
– в случае подкрепления ослабленных конструкций для изготовления подкрепляющих связей;
– при станочной правке демонтированных конструкций –для контроля формы последних, их монтажа на судне после правки и изготовления де- талей взамен удаленных;
– в случае правки деформированных конструкций по месту – для кон- троля формы исправляемых конструкций и изготовления деталей взамен удаляемых при правке.
Плазовые данные в условиях судоремонтного предприятия могут быть получены:
из таблиц плазовых ординат;
с натурного или масштабного плазового чертежа, построенного на практических шпангоутах;
с теоретического чертежа;
путем обмеров корпусных конструкций на ремонтируемом судне.
Если относительная кривизна обводов f/l (отношение стрелки прогиба к длине хорды) не превышает 1/50, допускается использовать в качестве исходных данных конструктивные и рабочие чертежи.
Плазовые данные представляются в следующих формах:
для вырезки деталей из плоских заготовок – карты раскроя заготовок, плазовые эскизы и таблицы, а в случае применения газорезательных ма- шин – копир-чертежи или программы;
для контроля формы деталей при гибке или правке – шаблоны и каркасы; при контроле рабочих обводов сборочно-сварочных постелей – таб-
лицы или рейки ординат обводов, шаблоны лекальных сечений;
для разметки контура вновь изготавливаемых секций и подлежащих ремонту участков корпуса – плазовые эскизы и рейки.
При определении плазовых данных о размерах, форме и пространст- венном положении ремонтируемых конструкций необходимо в пределах всего участка конструкции выбрать единую систему координат и базовых плоскостей, от которых производится отсчет всех размеров.
Шаг задания ординат лекальных обводов зависит от отношения f/l:
1) f/l ≤ 1/50 – 3 точки с шагом не более 1200 мм;
2) 1/50 ≤ f/l ≤ 1/25 – 5 точек с шагом не более 1200 мм;
3) 1/25 ≤ f/l ≤ 1/10 – 7 точек с шагом не более 1200 мм;
4) f/l > 1/10 – 9 точек с шагом не более 1200 мм.
Ординаты и шаблоны для контроля лекальных сечений постелей должны разрабатываться с учетом толщины их обшивки (толщина откла- дывается наружу от теоретических обшивок).
Плазовые данные для вырезки криволинейных деталей из плоских за- готовок разрабатываются путем развертки на плоскость листов и растяж- ки балок набора. Развертка листов, имеющих цилиндрическую или кони- ческую кривизну, должна производиться графическим методом Егорова, а листов, имеющих более сложную кривизну, – графическим методом гео- дезических линий.
При отсутствии плазовых эскизов данные при судоремонте можно по- лучить с помощью обмеров конструкций на судах. Обмеры могут произ- водиться с применением шланговых ватерпасов и отвесов, координатоме- ров, оптических и электронно-оптических приборов. В качестве техноло- гической оснастки при этом используются рейки и шергели, шаблоны и каркасы.
В тех случаях, когда с помощью обмеров требуется получить плазо- вые данные о деформированных участках корпуса, используется один из двух приёмов:
1) обмеры таких же, но неповрежденных конструкций на том же суд- не (другой борт) или на других судах того же проекта;
2) обмеры обводов корпуса в районах, прилегающих к деформирован- ному участку, графическим или расчетным способами с воспроизведени-
ем обводов поврежденной конструкции при условии их плавного сопря- жения со своими продолжениями.