Кодирование сборочных чертежей и рабочих чертежей деталей

Каждая сборочная единица и ее детали кодируются опреде­ленным образом. Кодировка бывает цифровая, буквенная и бук­венно-цифровая. Основные надписи в разделе «Обозначение» спе­цификации к сборочному чертежу и код в основной надписи чер­тежа составляют единый классификатор изделия на производстве. На рис. 141, е представлена форма основной надписи и примерная структурная схема обозначения кода на изделие (отмечена звездочкой). Условные знаки зоны I определяют индекс организации-разработчика (могут быть одни цифры или буквы), последующие шесть знаков в зоне II (1...6) дают классификацион­ную характеристику изделия. Первые два знака (1, 2) указывают класс изделия конкретной отрасли техники по предметно-отраслевому признаку. Знак 3 означает подкласс, 4 — группу, 5 — подгруппу и знак 6 — вид изделия. Подкласс 3 может иметь условные обозначения цифрами: документация — О, комплексы — 1, сборочные единицы и комплекты — 3...6, де­тали — 7...9. В зоне III три знака указывают регистрационный номер изделия (присваивается заводом-изготовителем). Знаки зо­ны IV содержат указания вида конструкторских документов (кроме чертежей деталей и спецификации к сборочным чертежам), шифр документа (например, «СБ» — сборочный чер­теж, «ПЗ» — пояснительная записка, «ЭО» — электросхема об­щая, «ВО» — чертеж общего вида и др.). Ниже приведены при­меры обозначения:

1. АБВГ.743835.926.СБ, 2. ДМЧ.049.000.100.00СБ, детали: ДМЧ.049.100.01, ДМЧ.049.100.02 и т.д.

Чертежи - схемы

Чертеж-схема — это графическое изображение изделия, со­ставные части которого и связи между ними показаны упрощен­но, с помощью условных обозначений. Чертеж-схема является одним из видов конструкторской документации и содержит вме­сте с другими документами данные, необходимые для проектиро­вания, изготовления, сборки и регулировки изделий при экс­плуатации.

Чертежи-схемы отличаются от рабочих и сборочных черте­жей назначением, формой исполнения и содержанием информа­ции. Так, в отличие от сборочных чертежей, по схеме нельзя оп­ределить размеры изделия, поскольку схемы выполняют без со­блюдения определенного масштаба и учета действительного пространственного положения отдельных частей изделия.

Схематический чертеж содержит условное изображение ря­да элементов, каждый из которых является частью схемы и гра­фически отображает выполнение определенных функций в изде­лии. Таким образом, тот или иной элемент схемы не может быть разделен на части, имеющие самостоятельное назначение.

Совокупность элементов (деталей) в единой конструкции рассматривается как отдельное устройство или составная часть изделия, имеющие определенное функциональное назначение. Например, механизм сцепления автомобиля, коробка передач, генератор, реле-регулятор и др.

При разработке схем для изображения отдельных элемен­тов и существующих между ними связей используют условные графические обозначения по ГОСТ.

Как правило, функциональные связи между элементами на схемах изображают упрощенно (прямыми или штриховыми ли­ниями), придерживаясь определенной последовательности распо­ложения составных частей изделия в зависимости от их назначе­ния. В упрощенном виде изображают и функциональную часть электрических, гидравлических, пневматических и кинематиче­ских элементов изделия. Например, на электрических схемах приводится графическое изображение электрических силовых цепей и цепей управления, при помощи условных обозначений отображается связь отдельных элементов и приборов в изделии, принцип его работы. По гидравлической схеме судят о содержа­нии составных частей гидросистемы изделия и их взаимодейст­вии. На кинематической схеме условные обозначения позволяют показать передачу движения (кинематику) от источника движе­ния к рабочим органам изделия. Кинематическая схема помогает воспроизвести изменение положения ведомого звена в зависимости от заданного положения ведущего, что важно при изучении работы многих машин и механизмов.

В общей совокупности функциональные связи элементов, изображенных на схеме, дают возможность глубже понять принцип работы изделия.

Схемы в зависимости от видов элементов и связей, входящих в состав изделия, подразделяют на виды, а виды схем обозначают буквами по ГОСТ 2.701-84 (табл.4.1).

Таблица 4.1 – Виды схем

Кодирование сборочных чертежей и рабочих чертежей деталей - student2.ru

Схемы, отобра­жающие не один вид функциональных свя­зей элементов одного и того же изделия, а не­сколько (например, гидравлические и ки­нематические, электри­ческие и кинематиче­ские и др.), называются комбинированными.

Каждый стандарт устанавливает условные обозначения только для определенной группы элементов. Условные обозначения элементов электрических схем устанавливают ГОСТ 2.722-68; ГОСТ 2.723-68...ГОСТ 2.727-68; ГОСТ 2.728-74, ГОСТ 2.729-68; ГОСТ 2.730-73, условные обозначения элементов гидравлических и пневматических схем — ГОСТ 2.793-79, ГОСТ 2.781-96, ГОСТ 2.782-96 и ГОСТ 2.784-96, а элементов кине­матических схем — ГОСТ 2.770-68.

Общие требования к выполнению схем устанавливает ГОСТ 2.701-84, правила выполнения электрических схем — ГОСТ 2.702-75, гидравлических и пневматических схем — ГОСТ 2.704-76, кинематических схем — ГОСТ 2.703-68.

Каждый тип схемы имеет свои характерные особенности. Так структурная схема определяет основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи, т.е. структурный состав изделия. Например, структурная схема автомобиля дает общее представление о его составных частях, участвующих в ки­нематическом процессе (кинематическая цепь: двигатель — муфта сцепления — коробка передач — задний мост — ведущие ко­леса), выявляет их назначение и общую взаимосвязь. Функцио­нальные части изделия изображают в виде прямоугольников. На­именования обозначения (номера (или типы) шифры) элементов и устройств вписывают внутрь прямоугольников.

Структурные схемы, как правило, разрабатываются в на­чале проектирования изделий, до разработки схем других типов и используются при эксплуатации для общего ознакомления с изделием.

Функциональная схема служит для разъяснения определен­ных процессов, происходящих в изделии или его функциональ­ных частях. Например, при изучении автомобиля она дает воз­можность разобраться в принципе работы приборов электрообору­дования, а при изучении двигателя — в принципе работы отдельных приборов и системы зажигания в целом. Функцио­нальные части на схеме изображают в виде условных графических обозначений. Рядом с графическим обозначением рекомендуется указывать технические характеристики функциональных частей.

Функциональными схемами пользуется не только при изу­чении принципа работы изделий, но и при их наладке, регули­ровке, контроле и ремонте.

Принципиальная схема определяет полный состав элемен­тов изделия и связи между ними, дает более полное и подробное представление о принципе работы изделия. Например, при изу­чении топливного насоса дизельного двигателя принципиальная схема всережимного регулятора позволяет определить его состав и взаимодействие деталей на всех режимах работы двигателя (хо­лостых, средних и номинальных скоростях, кратковременных перегрузках двигателя и т.п.), понять, чем вызвана необходи­мость совместной работы топливного насоса и регулятора.

Принципиальная схема доильной установки типа «молоко-провод» определяет принцип работы устройств и аппаратов ваку­умных и молочных линий, дает возможность проследить путь, который проходит молоко от доильного аппарата до молокосборного танка.

На основании принципиальных (полных) схем разрабаты­ваются монтажные схемы (схемы соединений), чертежи и другая конструкторская документация. Ими пользуются как при изуче­нии работы изделий, так и при их наладке, регулировке, контро­ле и ремонте.

Схема соединений (монтажная) дает представление о соеди­нении составных частей изделия посредством проводов, кабелей или трубопроводов, устанавливает места их присоединения и вво­да. На основании ее разрабатываются чертежи, определяющие прокладку и способы крепления проводов, кабелей или трубопро­водов в изделии. Схемами соединений пользуются при наладке, ремонте и эксплуатации изделий.

На схемах соединений изображают все устройства и элемен­ты, входящие в состав изделия, их входные и выходные элемен­ты (разъемы, платы, зажимы и др.) и соединения между ними. Устройства изображают в виде прямоугольников или внешними очертаниями.

Схема подключений определяет внешние подключения из­делия, например подключение приводных электродвигателей ста­ционарных машин к электрической сети цеха, подключение тор­мозной системы прицепа к аналогичной системе автомобиля и др. Схемами подключения пользуются при эксплуатации изделий. Изделия и их составные части изображают в виде прямоугольни­ков, а входные или выходные элементы — в виде условных гра­фических обозначений.

Общая схема определяет составные части комплекса и со­единения их между собой. Такими схемами пользуются при оз­накомлении с комплексами и их эксплуатацией. Например, об­щая схема электрооборудования автомобиля определяет состав, расположение и соединения источника тока, контрольных прибо­ров и потребителей тока. Общими схемами пользуются при озна­комлении с комплексами, при их контроле и эксплуатации. Уст­ройства и элементы, входящие в комплекс, изображают в виде прямоугольников, а также провода, жгуты и кабели, расположе­ние которых должно примерно соответствовать их расположению в изделии. Около устройств и элементов допускается помещать их наименование и тип.

Схема расположения необходима для понимания относи­тельного расположения составных частей изделия. Например, схема расположения электрооборудования автомобиля отображает расположение приборов, источника тока, жгутов, проводов и дру­гих частей, аналогичная схема для гидросистемы автосамосва­ла — относительное расположение гидронасоса, распределителя, силовых гидроцилиндров, маслопроводов. Около условных изо­бражений устройств и элементов помещают их наименование и типы. При большом числе составных частей изделия им присваи­вают позиционные обозначения. Устройства, на которых распо­ложены составные части, изображают в виде внешних очертаний. Такие схемы могут быть выполнены на разрезах или планах зда­ний, разрезах других конструкций или в аксонометрии. Схемами расположения пользуются при эксплуатации и ремонте изделий, а так же при их изготовлении.

Общие требования к выполнению (ГОСТ 2.701-84) обяза­тельны для всех типов и видов схем, независимо от того, на ка­кие изделия их разрабатывают.

Наименование той или иной схемы определяется ее видом и типом, например схема электрическая принципиальная, схема гидравлическая принципиальная и т.д. В наименованиях гидравлических и пневматических схем допускается использовать названия их конкретных разновидностей, например принципиальная схема водяной системы охлаждения двигателя, схема соединений топливная, схема соединений гидравлическая.

Разработка схем — важный этап в проектировании изделий. Комплект разрабатываемых схем определяется особенностями изделия. Он оптимален, если минимальное количество схем на изделие содержит сведения, достаточные для проектирования, изготовления, настройки, регулировки, эксплуатации и ремонта изделия.

В соответствии с ГОСТ 2.701-84 схемам, входящим в состав конструкторской документации, присваивают соответствующие коды (табл. 5), состоящие из букв (код вида схемы) и цифры (код типа схемы).

При нанесении обозначений вначале указывается вид схемы, а затем ее тип, например схема кинематическая принципиальная — КЗ, схема электрогидравлическая общая — С6, схема электрическая функциональная — Э2, схема пневматическая структурная — П1 и т.д.

Разработка схем одного вида и типа наиболее типична при проектировании большинства изделий. Для изделия, в состав которого входят элементы разных видов, разрабатывают либо несколько схем соответствующих видов одного типа, например схема электрическая принципиальная (ЭЗ) и схема гидравлическая принципиальная (ГЗ), либо одну комбинированную схему, содержащую элементы и связи разных видов. В этом случае наименование схемы определяется ее комбинированными видами и типом (например, схема электрогидравлическая принципиальная — СЗ.

На схемах одного вида допускается изображать отдельные элементы схем другого вида, непосредственно влияющие на работу изделия (например, на электрической схеме изображают кинематические или гидравлические элементы).

Кроме условных графических обозначений, установленных стандартами для определенных групп элементов (электрических, гидравлических, пневматических и кинематических) при выполнении схем используют также условные обозначения общего применения, которые используют на любой схеме независимо от ее вида и типа. Например, условные обозначения, отображающие направление движения, привод и управление, линии механической связи и др., описываются ГОСТ 2.721-74 (табл. 4).

Схемы выполняют на листах стандартных форматов. Наименование схемы вписывают в графе 1 (наименование изделия) основной надписи после наименования изделия, для которого выполнена схема шрифтом меньшего размера, чем наименование изделия.

Таблица 4 – Обозначение в схемах

Наименование Обозначение
1. Движение прямолинейное: а) одностороннее;   б) возвратное   или
2. Движение вращательное: а) одностороннее;   б) возвратное   или
3. Линии механической связи в гидравлических и пневматических схемах

Продолжение таблицы 4

4. Линия механической связи в электрических схемах
5. Направление потока газа (воздуха): а) в одном направлении (например, вправо);   б) в обоих направлениях
6. Направление потока жидкости: а) в одном направлении;   б) в обоих направлениях  
7. Распространение тока, сигнала информации и потока энергии: а) в одном направлении     б) в обоих направлениях неодновременно;   в) в обоих направлениях одновременно   или   или
8. Муфта. Общее обозначение   а) выключенная   б) включённая или   или или
9. Муфта эластичная или
10. Электромашинный привод или
11. Привод от теплового двигателя или
12. Электромагнитный привод или
13. Пневматический или гидравлический привод или

Шифр схемы вписывают в графу 2 основной надписи (обозначение документа по стандарту) после обозначения изделия (шифра).

Перечень элементов, входящих в состав схемы, оформляют в виде таблицы (рис. 5), которую располагают над основной надписью. При необходимости продолжение перечня элементов схемы помещают слева от основной надписи и повторяют графы таблицы.

Рисунок 5 – Спецификация к схемам

Стандартные условные графические обозначения элементов схем должны иметь размеры, установленные соответствующим стандартом. Если размеры стандартом не установлены, то гра­фические обозначения таких элементов должны быть пропорциональны тем условным обозначениям, размеры которых нор­мированы.

Условные графические обозначения выполняют линиями той же толщины, что и линии связи. Последние выполняют ли­ниями толщиной от 0,2 до 1,0 мм. Оптимальной считают толщи­ну 0,3...0,4 мм. При наличии утолщенных линий их выполняют линиями толщиной, в два раза превышающей толщину линий связи, — 0,6...0,8 мм.

Положение условного графического обозначения элементов на схеме должно соответствовать положению, приведенному в стандарте или повернутому на угол, кратный 90°. Обозначения, содержащие буквенные, цифровые или буквенно-цифровые сим­волы, допускается изображать повернутыми против часовой стрелки только на угол 90° или 45°.

Линии связи должны состоять из горизонтальных и верти­кальных начертаний, иметь минимальное число изломов и пере­сечений; расстояние между соседними параллельными линиями связи должно быть не менее 3 мм.

Допускается обрывать линии связи, если они затрудняют чтение схемы. В этом случае линии связи заканчивают стрелка­ми, около которых указывают места продолжения (подключе­ния). Линии связи, переходящие на другой лист схемы, обрывают за пределами изображения схемы. Рядом с обрывом линии связи указывают обозначение линии связи, в круглых скобках приво­дят номер листа схемы, на который переходит линия связи. Допускается буквенное, цифровое или буквенно-цифровое обозначе­ние линий связи.

Стандартизовано буквенно-цифровое обозначение элементов схемы. Буквенное обозначение представляет собой сокращенное наименование элемента, составленное из его начальных букв, по­сле буквенного обозначения проставляют порядковый номер эле­мента. Как правило, порядковый номер устанавливается в преде­лах группы устройств (элементов), которым на схеме присвоено одинаковое буквенное позиционное обозначение (например, С1, С2, СЗ и т. д.)

Порядковые номера присваивают элементам (устройствам) по направлению сверху вниз и слева направо. Допускается изме­нение направления, исходя из содержания схемы и направления рабочей среды.

Буквенно-цифровые обозначения проставляют рядом с эле­ментами схемы справа или над ними. Буквы и цифры выполняют одним номером шрифта.

Кинематические схемы

Кинематическая схема является неотъемлемой частью ком­плекта конструкторских документов для изделий, работа которых основана на передаче движения от источника движения к рабо­чим (исполнительным) органам машины.

Кинематические схемы входят в описание изделий в каче­стве иллюстративного материала, а также в инструкции завода-изготовителя, по монтажу, наладке и эксплуатации изделий. По содержанию кинематической схемы определяются состав кинема­тических цепей и функциональные связи между звеньями связи привода с исполнительными органами машины, взаимодействие подвижных соединений

В зависимости от основного назначения, кинематическая схема может быть структурной, функциональной, принципиальной и т.д. Например, структурная кинематическая схема определяет соответствие между составом изделия и характером движения его рабочих органов. Она более четко отображает сущность структуры изделия без подробного выявления кинематических связей звеньев и их конструктивных особенностей. Функциональная кинематическая схема определяет кинематические связи звеньев в кинематических цепях и механизмах изделия.

Упрощенный показ звеньев и их связей не отображает конструктивные особенности кинематических элементов, поскольку такую информацию дают их рабочие чертежи.

В отдельных случаях при условном графическом обозначении составных частей кинематической цепи их контуры (например, муфты сцепления двигателя, коленчатого вала, вентилятора и др.) указываются приблизительно. На кинематических схемах не показывают и конструктивные особенности составных частей изделия, которые непосредственно не участвуют в передаче движения (например, рама машины, корпус коробки передач, заднего моста автомобиля, редуктора и др.), а находятся в статическом положении. Это означает, что при разработке кинематической схемы, например коробки передач автомобиля, ее контур не обозначается или обозначается тонкой сплошной линией.

Кинематические схемы вычерчивают линиями различной толщины ГОСТ 2.703-68. В табл. 5 приведены примерные соотношения толщин линий в зависимости от их назначения.

Таблица 5 – Обозначения в схемах

Объект начертания Начертание и тол­щина линий
1. Валы, стержни, шатуны, кривошипы, оси и др. Вычерчивают сплошными линиями толщиной S (обычно 1 мм) S
2. Подшипники, шкивы, зубчатые колеса, цеп­ные колеса, муфты, червяки, кулачки, махо­вики и др. — сплошными линиями толщи­ной S/2 S/2
3. Контур изделия, в который вписана схема, — сплошными тонкими линиями толщиной S/3 S/3
4. Кинематические связи между сопряженными звеньями парами, вычерченными раздель­но, — штриховыми линиями толщиной S/2 S/2
5. Кинематические связи между элементами или между ними и источником движения через немеханические (энергетические) участки — двой­ными штриховыми линиями толщиной S/2 S/2
6. Расчетные связи между элементами — трой­ными штриховыми линиями толщиной S/2 S/2

Механические передачи современных машин, применяемых на производстве, сложны и разнообразны по назначению, и для составления их кинематических схем существуют определённые условные графические обозначения (ГОСТ 2. 770-68), знание которых необходимо для чтения кинематических схем (табл.6).

Таблица 6 – Обозначения в схемах

Наименование Обозначение в схемах
1. Вал, ось, стержень, шатун, валик Кодирование сборочных чертежей и рабочих чертежей деталей - student2.ru
2. Соединение двух валов телескопическое, вычерчиваемое в аксонометрической проекции
3. Подшипники скольжения и качения на валу (без уточнения типа): радиальные   упорные      
4. Подшипники скольжения: радиальные   радиально-упорные (односторонние)   двусторонние   упорные: односторонние   двусторонние      
5. Подшипники качения: радиальные   радиально-упорные: односторонние   двусторонние   упорные: односторонние   двусторонние          
6. Соединение частей звена: неподвижное   неподвижное, допускающее регулировку   неподвижное соединение детали с валом, стержнем    
7. Муфта. Общее обозначение без уточнения типа
8. Муфта нерасцепляемая (неуправляемая): глухая   упругая   компенсирующая          
9. Муфта сцепляемая управляемая общее обозначение   односторонняя   двусторонняя    
10. Муфта сцепляемая: механическая синхронная, например зубчатая   асинхронная, например фрикционная  
11. Муфта автоматическая (самодействующая): общее обозначение   обгонная (свободного хода)   центробежная фрикционная   предохранительная с неразрушимым элементом    
12. Тормоз. Общее обозначение без уточнения типа
13. Передача ремнём без уточнения типа ремня
14. Передача с плоским ремнём
15. Передача с клиновидным ремнём
16. Передача с круглым ремнём
17. Передача с зубчатым ремнём
18. Передача цепью: общее обозначение без уточнения типа цепи
19. Передачи зубчатые цилиндрические без уточнения типа зубьев:   внешнее зацепление     внутреннее зацепление      
20. Передачи зубчатые с пересекающимися валами и конические (общее обозначение без уточнения типа зубьев)
21. Передача червячная с цилиндрическим червяком
22. Передачи зубчатые
23. Храповой зубчатый механизм с наружным зацеплением односторонний

Условные обозначения в кинематических схемах выполня­ют с соблюдением ряда требований: формы знаков и символов условных графических обозначений должны соответствовать ус­тановленным стандартами для кинематических и других схем. Схемы должны быть компактными без чрезмерной загрузки изо­бражениями второстепенных частей; изображение условных обо­значений звеньев в кинематических цепях, их связей должно быть четким и ясным; на кинематической схеме изделия должен быть представлен весь состав кинематических элементов, их со­единения, кинематические связи (внутри исполнительных орга­нов между отдельными парами, цепями, группами, связи с ис­точником движения).

Каждому кинематическому элементу присваивают порядко­вый номер, начиная от источника движения, или буквенно-позиционные обозначения. Валы нумеруют римскими цифрами, остальные элементы схемы — арабскими. Порядковые номера проставляют на полках линий-выносок, под полками указывают характеристики и параметры элементов (модуль — т, число зубьев — 2, диаметр шкива — D и т.д.). Линия-выноска при нумерации вала должна заканчиваться стрелкой (со стороны вала).

Буквенные коды наиболее распространенных групп элемен­тов следующие: механизмы общего назначения обозначаются А; валы — В; элементы кулачковых механизмов — С; разные эле­менты — Е; элементы механизмов с гибкими звеньями — Н; элементы рычажных механизмов — К; источники движе­ния — М; элементы мальтийских и храповых механизмов —Р; элементы зубчатых и фрикционных механизмов — Т; муфты, тормоза — X и У.

Характеристики и параметры кинематических элементов допускается помещать в перечень элементов в виде таблицы.

На рис. 6 представлены примеры начертания элементов на кинематической схеме. Цифровые обозначения линий соответ­ствуют их порядковому номеру в табл. 6.

Рисунок 6 – Кинематическая схема

Перед вычерчиванием кинематической схемы, исходя из ее размеров и сложности, выбирается формат бумаги; затем тща­тельно изучается состав изделия, устанавливается определенная последовательность расположения условных графических обозна­чений кинематических цепей, звеньев, их связей.

Схему целесообразно строить поэтапно. На первом этапе все ее элементы изображаются тонкими, едва заметными линиями, что позволяет внести исправления в схему, провести предвари­тельную оценку поля чертежа для расположения отдельных частей и кинематической схемы в целом. На заключительном этапе построения условные графические обозначения на схеме обводят линиями требуемой толщины и выполняют все надписи.

При разработке сложной кинематической схемы ее предва­рительно разбивают на ряд составных частей или функциональ­ных групп, которые затем вычерчивают в определенной последо­вательности. Это упрощает выполнение сложных схем и умень­шает вероятность появления ошибок. Если на кинематической схеме применено нестандартизованное графическое условное обо­значение, то его необходимо пояснить.

Наши рекомендации