Кодирование сборочных чертежей и рабочих чертежей деталей
Каждая сборочная единица и ее детали кодируются определенным образом. Кодировка бывает цифровая, буквенная и буквенно-цифровая. Основные надписи в разделе «Обозначение» спецификации к сборочному чертежу и код в основной надписи чертежа составляют единый классификатор изделия на производстве. На рис. 141, е представлена форма основной надписи и примерная структурная схема обозначения кода на изделие (отмечена звездочкой). Условные знаки зоны I определяют индекс организации-разработчика (могут быть одни цифры или буквы), последующие шесть знаков в зоне II (1...6) дают классификационную характеристику изделия. Первые два знака (1, 2) указывают класс изделия конкретной отрасли техники по предметно-отраслевому признаку. Знак 3 означает подкласс, 4 — группу, 5 — подгруппу и знак 6 — вид изделия. Подкласс 3 может иметь условные обозначения цифрами: документация — О, комплексы — 1, сборочные единицы и комплекты — 3...6, детали — 7...9. В зоне III три знака указывают регистрационный номер изделия (присваивается заводом-изготовителем). Знаки зоны IV содержат указания вида конструкторских документов (кроме чертежей деталей и спецификации к сборочным чертежам), шифр документа (например, «СБ» — сборочный чертеж, «ПЗ» — пояснительная записка, «ЭО» — электросхема общая, «ВО» — чертеж общего вида и др.). Ниже приведены примеры обозначения:
1. АБВГ.743835.926.СБ, 2. ДМЧ.049.000.100.00СБ, детали: ДМЧ.049.100.01, ДМЧ.049.100.02 и т.д.
Чертежи - схемы
Чертеж-схема — это графическое изображение изделия, составные части которого и связи между ними показаны упрощенно, с помощью условных обозначений. Чертеж-схема является одним из видов конструкторской документации и содержит вместе с другими документами данные, необходимые для проектирования, изготовления, сборки и регулировки изделий при эксплуатации.
Чертежи-схемы отличаются от рабочих и сборочных чертежей назначением, формой исполнения и содержанием информации. Так, в отличие от сборочных чертежей, по схеме нельзя определить размеры изделия, поскольку схемы выполняют без соблюдения определенного масштаба и учета действительного пространственного положения отдельных частей изделия.
Схематический чертеж содержит условное изображение ряда элементов, каждый из которых является частью схемы и графически отображает выполнение определенных функций в изделии. Таким образом, тот или иной элемент схемы не может быть разделен на части, имеющие самостоятельное назначение.
Совокупность элементов (деталей) в единой конструкции рассматривается как отдельное устройство или составная часть изделия, имеющие определенное функциональное назначение. Например, механизм сцепления автомобиля, коробка передач, генератор, реле-регулятор и др.
При разработке схем для изображения отдельных элементов и существующих между ними связей используют условные графические обозначения по ГОСТ.
Как правило, функциональные связи между элементами на схемах изображают упрощенно (прямыми или штриховыми линиями), придерживаясь определенной последовательности расположения составных частей изделия в зависимости от их назначения. В упрощенном виде изображают и функциональную часть электрических, гидравлических, пневматических и кинематических элементов изделия. Например, на электрических схемах приводится графическое изображение электрических силовых цепей и цепей управления, при помощи условных обозначений отображается связь отдельных элементов и приборов в изделии, принцип его работы. По гидравлической схеме судят о содержании составных частей гидросистемы изделия и их взаимодействии. На кинематической схеме условные обозначения позволяют показать передачу движения (кинематику) от источника движения к рабочим органам изделия. Кинематическая схема помогает воспроизвести изменение положения ведомого звена в зависимости от заданного положения ведущего, что важно при изучении работы многих машин и механизмов.
В общей совокупности функциональные связи элементов, изображенных на схеме, дают возможность глубже понять принцип работы изделия.
Схемы в зависимости от видов элементов и связей, входящих в состав изделия, подразделяют на виды, а виды схем обозначают буквами по ГОСТ 2.701-84 (табл.4.1).
Таблица 4.1 – Виды схем
Схемы, отображающие не один вид функциональных связей элементов одного и того же изделия, а несколько (например, гидравлические и кинематические, электрические и кинематические и др.), называются комбинированными.
Каждый стандарт устанавливает условные обозначения только для определенной группы элементов. Условные обозначения элементов электрических схем устанавливают ГОСТ 2.722-68; ГОСТ 2.723-68...ГОСТ 2.727-68; ГОСТ 2.728-74, ГОСТ 2.729-68; ГОСТ 2.730-73, условные обозначения элементов гидравлических и пневматических схем — ГОСТ 2.793-79, ГОСТ 2.781-96, ГОСТ 2.782-96 и ГОСТ 2.784-96, а элементов кинематических схем — ГОСТ 2.770-68.
Общие требования к выполнению схем устанавливает ГОСТ 2.701-84, правила выполнения электрических схем — ГОСТ 2.702-75, гидравлических и пневматических схем — ГОСТ 2.704-76, кинематических схем — ГОСТ 2.703-68.
Каждый тип схемы имеет свои характерные особенности. Так структурная схема определяет основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи, т.е. структурный состав изделия. Например, структурная схема автомобиля дает общее представление о его составных частях, участвующих в кинематическом процессе (кинематическая цепь: двигатель — муфта сцепления — коробка передач — задний мост — ведущие колеса), выявляет их назначение и общую взаимосвязь. Функциональные части изделия изображают в виде прямоугольников. Наименования обозначения (номера (или типы) шифры) элементов и устройств вписывают внутрь прямоугольников.
Структурные схемы, как правило, разрабатываются в начале проектирования изделий, до разработки схем других типов и используются при эксплуатации для общего ознакомления с изделием.
Функциональная схема служит для разъяснения определенных процессов, происходящих в изделии или его функциональных частях. Например, при изучении автомобиля она дает возможность разобраться в принципе работы приборов электрооборудования, а при изучении двигателя — в принципе работы отдельных приборов и системы зажигания в целом. Функциональные части на схеме изображают в виде условных графических обозначений. Рядом с графическим обозначением рекомендуется указывать технические характеристики функциональных частей.
Функциональными схемами пользуется не только при изучении принципа работы изделий, но и при их наладке, регулировке, контроле и ремонте.
Принципиальная схема определяет полный состав элементов изделия и связи между ними, дает более полное и подробное представление о принципе работы изделия. Например, при изучении топливного насоса дизельного двигателя принципиальная схема всережимного регулятора позволяет определить его состав и взаимодействие деталей на всех режимах работы двигателя (холостых, средних и номинальных скоростях, кратковременных перегрузках двигателя и т.п.), понять, чем вызвана необходимость совместной работы топливного насоса и регулятора.
Принципиальная схема доильной установки типа «молоко-провод» определяет принцип работы устройств и аппаратов вакуумных и молочных линий, дает возможность проследить путь, который проходит молоко от доильного аппарата до молокосборного танка.
На основании принципиальных (полных) схем разрабатываются монтажные схемы (схемы соединений), чертежи и другая конструкторская документация. Ими пользуются как при изучении работы изделий, так и при их наладке, регулировке, контроле и ремонте.
Схема соединений (монтажная) дает представление о соединении составных частей изделия посредством проводов, кабелей или трубопроводов, устанавливает места их присоединения и ввода. На основании ее разрабатываются чертежи, определяющие прокладку и способы крепления проводов, кабелей или трубопроводов в изделии. Схемами соединений пользуются при наладке, ремонте и эксплуатации изделий.
На схемах соединений изображают все устройства и элементы, входящие в состав изделия, их входные и выходные элементы (разъемы, платы, зажимы и др.) и соединения между ними. Устройства изображают в виде прямоугольников или внешними очертаниями.
Схема подключений определяет внешние подключения изделия, например подключение приводных электродвигателей стационарных машин к электрической сети цеха, подключение тормозной системы прицепа к аналогичной системе автомобиля и др. Схемами подключения пользуются при эксплуатации изделий. Изделия и их составные части изображают в виде прямоугольников, а входные или выходные элементы — в виде условных графических обозначений.
Общая схема определяет составные части комплекса и соединения их между собой. Такими схемами пользуются при ознакомлении с комплексами и их эксплуатацией. Например, общая схема электрооборудования автомобиля определяет состав, расположение и соединения источника тока, контрольных приборов и потребителей тока. Общими схемами пользуются при ознакомлении с комплексами, при их контроле и эксплуатации. Устройства и элементы, входящие в комплекс, изображают в виде прямоугольников, а также провода, жгуты и кабели, расположение которых должно примерно соответствовать их расположению в изделии. Около устройств и элементов допускается помещать их наименование и тип.
Схема расположения необходима для понимания относительного расположения составных частей изделия. Например, схема расположения электрооборудования автомобиля отображает расположение приборов, источника тока, жгутов, проводов и других частей, аналогичная схема для гидросистемы автосамосвала — относительное расположение гидронасоса, распределителя, силовых гидроцилиндров, маслопроводов. Около условных изображений устройств и элементов помещают их наименование и типы. При большом числе составных частей изделия им присваивают позиционные обозначения. Устройства, на которых расположены составные части, изображают в виде внешних очертаний. Такие схемы могут быть выполнены на разрезах или планах зданий, разрезах других конструкций или в аксонометрии. Схемами расположения пользуются при эксплуатации и ремонте изделий, а так же при их изготовлении.
Общие требования к выполнению (ГОСТ 2.701-84) обязательны для всех типов и видов схем, независимо от того, на какие изделия их разрабатывают.
Наименование той или иной схемы определяется ее видом и типом, например схема электрическая принципиальная, схема гидравлическая принципиальная и т.д. В наименованиях гидравлических и пневматических схем допускается использовать названия их конкретных разновидностей, например принципиальная схема водяной системы охлаждения двигателя, схема соединений топливная, схема соединений гидравлическая.
Разработка схем — важный этап в проектировании изделий. Комплект разрабатываемых схем определяется особенностями изделия. Он оптимален, если минимальное количество схем на изделие содержит сведения, достаточные для проектирования, изготовления, настройки, регулировки, эксплуатации и ремонта изделия.
В соответствии с ГОСТ 2.701-84 схемам, входящим в состав конструкторской документации, присваивают соответствующие коды (табл. 5), состоящие из букв (код вида схемы) и цифры (код типа схемы).
При нанесении обозначений вначале указывается вид схемы, а затем ее тип, например схема кинематическая принципиальная — КЗ, схема электрогидравлическая общая — С6, схема электрическая функциональная — Э2, схема пневматическая структурная — П1 и т.д.
Разработка схем одного вида и типа наиболее типична при проектировании большинства изделий. Для изделия, в состав которого входят элементы разных видов, разрабатывают либо несколько схем соответствующих видов одного типа, например схема электрическая принципиальная (ЭЗ) и схема гидравлическая принципиальная (ГЗ), либо одну комбинированную схему, содержащую элементы и связи разных видов. В этом случае наименование схемы определяется ее комбинированными видами и типом (например, схема электрогидравлическая принципиальная — СЗ.
На схемах одного вида допускается изображать отдельные элементы схем другого вида, непосредственно влияющие на работу изделия (например, на электрической схеме изображают кинематические или гидравлические элементы).
Кроме условных графических обозначений, установленных стандартами для определенных групп элементов (электрических, гидравлических, пневматических и кинематических) при выполнении схем используют также условные обозначения общего применения, которые используют на любой схеме независимо от ее вида и типа. Например, условные обозначения, отображающие направление движения, привод и управление, линии механической связи и др., описываются ГОСТ 2.721-74 (табл. 4).
Схемы выполняют на листах стандартных форматов. Наименование схемы вписывают в графе 1 (наименование изделия) основной надписи после наименования изделия, для которого выполнена схема шрифтом меньшего размера, чем наименование изделия.
Таблица 4 – Обозначение в схемах
Наименование | Обозначение |
1. Движение прямолинейное: а) одностороннее; б) возвратное | или |
2. Движение вращательное: а) одностороннее; б) возвратное | или |
3. Линии механической связи в гидравлических и пневматических схемах |
Продолжение таблицы 4
4. Линия механической связи в электрических схемах | |
5. Направление потока газа (воздуха): а) в одном направлении (например, вправо); б) в обоих направлениях | |
6. Направление потока жидкости: а) в одном направлении; б) в обоих направлениях | |
7. Распространение тока, сигнала информации и потока энергии: а) в одном направлении б) в обоих направлениях неодновременно; в) в обоих направлениях одновременно | или или |
8. Муфта. Общее обозначение а) выключенная б) включённая | или или или |
9. Муфта эластичная | или |
10. Электромашинный привод | или |
11. Привод от теплового двигателя | или |
12. Электромагнитный привод | или |
13. Пневматический или гидравлический привод | или |
Шифр схемы вписывают в графу 2 основной надписи (обозначение документа по стандарту) после обозначения изделия (шифра).
Перечень элементов, входящих в состав схемы, оформляют в виде таблицы (рис. 5), которую располагают над основной надписью. При необходимости продолжение перечня элементов схемы помещают слева от основной надписи и повторяют графы таблицы.
Рисунок 5 – Спецификация к схемам
Стандартные условные графические обозначения элементов схем должны иметь размеры, установленные соответствующим стандартом. Если размеры стандартом не установлены, то графические обозначения таких элементов должны быть пропорциональны тем условным обозначениям, размеры которых нормированы.
Условные графические обозначения выполняют линиями той же толщины, что и линии связи. Последние выполняют линиями толщиной от 0,2 до 1,0 мм. Оптимальной считают толщину 0,3...0,4 мм. При наличии утолщенных линий их выполняют линиями толщиной, в два раза превышающей толщину линий связи, — 0,6...0,8 мм.
Положение условного графического обозначения элементов на схеме должно соответствовать положению, приведенному в стандарте или повернутому на угол, кратный 90°. Обозначения, содержащие буквенные, цифровые или буквенно-цифровые символы, допускается изображать повернутыми против часовой стрелки только на угол 90° или 45°.
Линии связи должны состоять из горизонтальных и вертикальных начертаний, иметь минимальное число изломов и пересечений; расстояние между соседними параллельными линиями связи должно быть не менее 3 мм.
Допускается обрывать линии связи, если они затрудняют чтение схемы. В этом случае линии связи заканчивают стрелками, около которых указывают места продолжения (подключения). Линии связи, переходящие на другой лист схемы, обрывают за пределами изображения схемы. Рядом с обрывом линии связи указывают обозначение линии связи, в круглых скобках приводят номер листа схемы, на который переходит линия связи. Допускается буквенное, цифровое или буквенно-цифровое обозначение линий связи.
Стандартизовано буквенно-цифровое обозначение элементов схемы. Буквенное обозначение представляет собой сокращенное наименование элемента, составленное из его начальных букв, после буквенного обозначения проставляют порядковый номер элемента. Как правило, порядковый номер устанавливается в пределах группы устройств (элементов), которым на схеме присвоено одинаковое буквенное позиционное обозначение (например, С1, С2, СЗ и т. д.)
Порядковые номера присваивают элементам (устройствам) по направлению сверху вниз и слева направо. Допускается изменение направления, исходя из содержания схемы и направления рабочей среды.
Буквенно-цифровые обозначения проставляют рядом с элементами схемы справа или над ними. Буквы и цифры выполняют одним номером шрифта.
Кинематические схемы
Кинематическая схема является неотъемлемой частью комплекта конструкторских документов для изделий, работа которых основана на передаче движения от источника движения к рабочим (исполнительным) органам машины.
Кинематические схемы входят в описание изделий в качестве иллюстративного материала, а также в инструкции завода-изготовителя, по монтажу, наладке и эксплуатации изделий. По содержанию кинематической схемы определяются состав кинематических цепей и функциональные связи между звеньями связи привода с исполнительными органами машины, взаимодействие подвижных соединений
В зависимости от основного назначения, кинематическая схема может быть структурной, функциональной, принципиальной и т.д. Например, структурная кинематическая схема определяет соответствие между составом изделия и характером движения его рабочих органов. Она более четко отображает сущность структуры изделия без подробного выявления кинематических связей звеньев и их конструктивных особенностей. Функциональная кинематическая схема определяет кинематические связи звеньев в кинематических цепях и механизмах изделия.
Упрощенный показ звеньев и их связей не отображает конструктивные особенности кинематических элементов, поскольку такую информацию дают их рабочие чертежи.
В отдельных случаях при условном графическом обозначении составных частей кинематической цепи их контуры (например, муфты сцепления двигателя, коленчатого вала, вентилятора и др.) указываются приблизительно. На кинематических схемах не показывают и конструктивные особенности составных частей изделия, которые непосредственно не участвуют в передаче движения (например, рама машины, корпус коробки передач, заднего моста автомобиля, редуктора и др.), а находятся в статическом положении. Это означает, что при разработке кинематической схемы, например коробки передач автомобиля, ее контур не обозначается или обозначается тонкой сплошной линией.
Кинематические схемы вычерчивают линиями различной толщины ГОСТ 2.703-68. В табл. 5 приведены примерные соотношения толщин линий в зависимости от их назначения.
Таблица 5 – Обозначения в схемах
Объект начертания | Начертание и толщина линий |
1. Валы, стержни, шатуны, кривошипы, оси и др. Вычерчивают сплошными линиями толщиной S (обычно 1 мм) | S |
2. Подшипники, шкивы, зубчатые колеса, цепные колеса, муфты, червяки, кулачки, маховики и др. — сплошными линиями толщиной S/2 | S/2 |
3. Контур изделия, в который вписана схема, — сплошными тонкими линиями толщиной S/3 | S/3 |
4. Кинематические связи между сопряженными звеньями парами, вычерченными раздельно, — штриховыми линиями толщиной S/2 | S/2 |
5. Кинематические связи между элементами или между ними и источником движения через немеханические (энергетические) участки — двойными штриховыми линиями толщиной S/2 | S/2 |
6. Расчетные связи между элементами — тройными штриховыми линиями толщиной S/2 | S/2 |
Механические передачи современных машин, применяемых на производстве, сложны и разнообразны по назначению, и для составления их кинематических схем существуют определённые условные графические обозначения (ГОСТ 2. 770-68), знание которых необходимо для чтения кинематических схем (табл.6).
Таблица 6 – Обозначения в схемах
Наименование | Обозначение в схемах |
1. Вал, ось, стержень, шатун, валик | |
2. Соединение двух валов телескопическое, вычерчиваемое в аксонометрической проекции | |
3. Подшипники скольжения и качения на валу (без уточнения типа): радиальные упорные | |
4. Подшипники скольжения: радиальные радиально-упорные (односторонние) двусторонние упорные: односторонние двусторонние | |
5. Подшипники качения: радиальные радиально-упорные: односторонние двусторонние упорные: односторонние двусторонние | |
6. Соединение частей звена: неподвижное неподвижное, допускающее регулировку неподвижное соединение детали с валом, стержнем | |
7. Муфта. Общее обозначение без уточнения типа | |
8. Муфта нерасцепляемая (неуправляемая): глухая упругая компенсирующая | |
9. Муфта сцепляемая управляемая общее обозначение односторонняя двусторонняя | |
10. Муфта сцепляемая: механическая синхронная, например зубчатая асинхронная, например фрикционная | |
11. Муфта автоматическая (самодействующая): общее обозначение обгонная (свободного хода) центробежная фрикционная предохранительная с неразрушимым элементом | |
12. Тормоз. Общее обозначение без уточнения типа | |
13. Передача ремнём без уточнения типа ремня | |
14. Передача с плоским ремнём | |
15. Передача с клиновидным ремнём | |
16. Передача с круглым ремнём | |
17. Передача с зубчатым ремнём | |
18. Передача цепью: общее обозначение без уточнения типа цепи | |
19. Передачи зубчатые цилиндрические без уточнения типа зубьев: внешнее зацепление внутреннее зацепление | |
20. Передачи зубчатые с пересекающимися валами и конические (общее обозначение без уточнения типа зубьев) | |
21. Передача червячная с цилиндрическим червяком | |
22. Передачи зубчатые | |
23. Храповой зубчатый механизм с наружным зацеплением односторонний |
Условные обозначения в кинематических схемах выполняют с соблюдением ряда требований: формы знаков и символов условных графических обозначений должны соответствовать установленным стандартами для кинематических и других схем. Схемы должны быть компактными без чрезмерной загрузки изображениями второстепенных частей; изображение условных обозначений звеньев в кинематических цепях, их связей должно быть четким и ясным; на кинематической схеме изделия должен быть представлен весь состав кинематических элементов, их соединения, кинематические связи (внутри исполнительных органов между отдельными парами, цепями, группами, связи с источником движения).
Каждому кинематическому элементу присваивают порядковый номер, начиная от источника движения, или буквенно-позиционные обозначения. Валы нумеруют римскими цифрами, остальные элементы схемы — арабскими. Порядковые номера проставляют на полках линий-выносок, под полками указывают характеристики и параметры элементов (модуль — т, число зубьев — 2, диаметр шкива — D и т.д.). Линия-выноска при нумерации вала должна заканчиваться стрелкой (со стороны вала).
Буквенные коды наиболее распространенных групп элементов следующие: механизмы общего назначения обозначаются А; валы — В; элементы кулачковых механизмов — С; разные элементы — Е; элементы механизмов с гибкими звеньями — Н; элементы рычажных механизмов — К; источники движения — М; элементы мальтийских и храповых механизмов —Р; элементы зубчатых и фрикционных механизмов — Т; муфты, тормоза — X и У.
Характеристики и параметры кинематических элементов допускается помещать в перечень элементов в виде таблицы.
На рис. 6 представлены примеры начертания элементов на кинематической схеме. Цифровые обозначения линий соответствуют их порядковому номеру в табл. 6.
Рисунок 6 – Кинематическая схема
Перед вычерчиванием кинематической схемы, исходя из ее размеров и сложности, выбирается формат бумаги; затем тщательно изучается состав изделия, устанавливается определенная последовательность расположения условных графических обозначений кинематических цепей, звеньев, их связей.
Схему целесообразно строить поэтапно. На первом этапе все ее элементы изображаются тонкими, едва заметными линиями, что позволяет внести исправления в схему, провести предварительную оценку поля чертежа для расположения отдельных частей и кинематической схемы в целом. На заключительном этапе построения условные графические обозначения на схеме обводят линиями требуемой толщины и выполняют все надписи.
При разработке сложной кинематической схемы ее предварительно разбивают на ряд составных частей или функциональных групп, которые затем вычерчивают в определенной последовательности. Это упрощает выполнение сложных схем и уменьшает вероятность появления ошибок. Если на кинематической схеме применено нестандартизованное графическое условное обозначение, то его необходимо пояснить.