Тема. Конструирование из деревянных деталей
Цель: сформировать представление о древесине, ее свойствах и применении; расширить представление о форме в области конструирования; научить приемам обработки древесины;
развивать внимание, память, сообразительность, мелкую моторику рук; воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Оборудование: карта-инструктаж по технике безопасности; наглядный демонстрационный материал (катамаран); деревянные прищепки, палочки для мороженного, бумага, атласная лента,
План урока:
1. Организационный момент.
2. Формулировка темы урока, постановка целей и задач.
3. Вступительное слово учителя. Сведения по теме «Корабли».
4. Изучение свойств древесины.
5. Основная часть: повторение правил техники безопасности и посадки
при работе; знакомство с алгоритмом выполнения изделия.
6. Физкультминутка.
7. Практическая часть.
Подведение итогов: анализ выполненных работ, самооценка, выставление оценок.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует детей, желает хорошего настроения, просит улыбнуться друг другу, выясняет готовность класса к уроку.
2. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня поговорим о море, кораблях и будем делать катамаран (судна с соединенными вверху двумя корпусами).
- Что вы знаете о катамаранах?
- Какой это вид транспорта? (водный).
Матросская шапка, Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня: — Прокати, капитан!
(А. Барто)
Разговор на уроке пойдет о море и кораблях. Хорошей разминкой для детей будет игра "Аукцион". Тема аукциона — "Море и корабли". Каждый рад по очереди называет слова на заданную тему. Побеждает тот, кто произнесет последнее слово.
Детям будет интересно узнать, как появились корабли и кто является прапрадедушкой современного морского судна. Для этого необходимо всем вместе отправиться в путешествие по страницам истории возникновения морских судов. А чтобы путешествие было увлекательным, дети с помощью спичек могут создавать изображения кораблей и лодок, о которых пойдет речь. Учитель предлагает ребятам взять пять спичек и положить их на столе рядом друг с другом. Какое приспособление для плавания эта конструкция напоминает? Конечно, плот. ПЛОТ — первое на свете судно. Срубили люди деревья, от веток очистили, связали — и отправились в путь.
А потом люди построили первую лодку, вернее, ЧЕЛН. Он прочнее, надежнее плота. На нем не так опасно было выходить в открытое море. Для изготовления челна брали большое бревно и выжигали или выдалбливали в нем сердцевину. Тогда же появились и весла.
Когда человек изобрел парус, появилась лодка, приводимая в движение с помощью ветра, — ЛАДЬЯ.
Расширив корпус лодки и добавив к ней несколько парусов, люди получили большие многопарусные корабли — КОРВЕТ, БРИГАНТИНУ, ФРЕЕАТ, ШХУНУ. На одном из подобных кораблей, на КАРАВЕЛЛЕ, великий мореплаватель Христофор Колумб пересек океан и открыл неведомую тогдз землю — Америку.
Время шло вперед, и паруса заменили паровые машины. Корабль стал называться не парусником, а ПАРОХОДОМ. Уголь в топке горит, труба, дымит, вода в котле кипит. Пар колеса вертит, колеса по воде лопатками шлепают — корабль по морю плывет. Такой вид движения оказался более надежным. Ведь подвижность парусника зависит от силы и направления ветра.
Теперь пароходов нет. Вместо них по морям плавают ТЕПЛОХОДЫ и ЭЛЕКТРОХОДЫ. Уже давно на смену гребным колесам пришел гребной винт, У катера или моторной лодки винт небольшой. А у морских судов-великанов ц винты гигантские. Вблизи эти корабли похожи на многоэтажные дома. Такие суда используются для перевозки людей. А есть корабли, которые перевозят машины, автобусы и даже железнодорожные составы. Они называются
ПАРОМАМИ.
КОРАБЛЬ — ПОДЪЕМНЫЙ КРАН может укладывать многотонные бетонные блоки для будущего причала.
КОРАБЛЬ-ПОЖАРНИК по тревоге спешит к месту пожара и заливает огонь.
Громадным сачком — тралом — ловит в море сельдь, треску, камбалу КОРАБЛЬ-РЫБОЛОВ.
Для защиты морских границ существуют ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ. Бороздят море ракетоносцы. С авианосца по первому сигналу тревоги готовы взмыть ввысь военные самолеты. Для них палуба корабля — аэродром.
ЛЕДОКОЛ устроен так, чтобы бороться со льдами. Нос у него напоминает утюг. Сперва он вонзится в льдину, а потом и весь корабль на нее своец тяжестью навалится. Лед трещит, колется, словно яичная скорлупа. Существует даже корабль, который может плавать под водой, —т-ПОДВОДНАЯ ЛОДКА. С помощью таких кораблей производят подводные исследования, охрану государственных границ. Людей, которые там работают? называют подводниками.
Буду я служить на лодке
На подводной моряком.
Буду я носить пилотку
С золотистым якорьком.
Быть подводником не страшно,
На себе я испытал — в ванне я вчера отважно
Два часу в воде нырял.
Я бы мог и дальше смело
До Америки доплыть,
Только маме надоело
Капитаном лодки быть.
- Из какого природного материала сделаны все эти суда? (Из древесины).
Древесина – это твердая часть древесных стволов и ветвей, лежащая под корой. Древесина срубленных деревьев используется на производстве и в быту в качестве строительного, поделочного и топливного материала, сырья для различных химических производств. Из древесины делают разнообразные строительные материалы, мебель, бумагу, ткани, пластмассы, лекарства, спортивный инвентарь, игрушки, предметы домашнего обихода, тару для упаковки товаров, лодки, музыкальные инструменты и т. д
3. Изучение свойств древесины, сравнивание их со свойствами других материалов. Дети делятся на группы.
Сегодня на уроке мы будем работать с древесиной. Для этого нам надо знать свойства древесины.
1. Твердость.
2. Прочность, (путем демонстрации процесса разрывания образцов)
3. Плотность (рассматривания образцов на свет).
4. Влагостойкость(путем опускания образцов в воду).
Если есть образцы древесины разных пород деревьев их можно сравнить на однородность строения, текстуру. Цвет.
5. Основная часть.
Повторим правила работы с клеем и ножницами. Техника безопасности при работе с ножницами
1. Помни : ножницы- острый инструмент.
2. Храни ножницы в определенном месте в закрытом виде.
3. Режь сидя, не размахивай ножницами, не роняй их, следи за движением пальцев.
4. Не бери инструменты без разрешения учителя.
5. Физкультминутка. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...
Детям предлагается изобразить кораблик, который спешит в сказку.
6. Практическая часть.
Технология изготовления катамарана (судна с соединёнными вверху двумя корпусами)
1.Приготовить необходимые материалы (рис. 1):
—3 деревянные прищепки,
—2 фигурные палочки для мороженого,
—2 простые палочки для мороженого,
—1 палочка для приготовления кулинарных изделий,
—бумага,
—атласная лента шириной до 1 см.
В качестве дополнительных материалов используется клей ПВА и акриловые краски.
2.Покрасить деревянные детали. При необходимости прищепки и палочки для мороженого могут быть покрашены в различные цвета. Изделие из покрашенных деталей будет более ярким, нарядным. В целях сокращения времени на изготовление изделия данную операцию можно не выполнять.
З.Выполнить корпуса лодки (рис. 2). Приклеить фигурную палочку для мороженого к боковой части прищепки. Необходимо выполнить два одинаковых корпуса.
4.Соединить корпуса между собой (рис. 3). Расположить подготовленные корпуса параллельно друг другу, приклеенные палочки должны быть сверху. Соединить детали, приклеив к ним простые палочки для мороженого.
б.Изготовить парус (рис. 4). Вырезать из бумаги деталь прямоугольной или квадратной формы. Ориентировочные размеры паруса 8x15 см. Парус можно украсить аппликацией из цветной бумаги. 6. Закрепить парус на мачте (рис. 5). Аккуратно проколоть деталь паруса и одеть его на палочку для приготовления кулинарных изделий. Предварительно можно определить середину бумажной детали путём частичного складывания: соединить две противоположные стороны и сделать пальцами защип по сгибу детали 7.. Установить мачту (рис. 6). Нижний конец мачты (деревянной палочки) закрепить прищепкой как можно ближе к её середине.
8. Закрепить мачту (рис. 7). Нанести клей на палочки для мороженого, соединяющие корпуса лодки и приклеить прищепку с закреплённой мачтой. Ручки всех прищепок должны быть направлены в одну сторону Э.Выполнить флаг. На мачте над парусом завязать ленточку (рис. 8).
Выполнение работы самостоятельно.- Я думаю, что в своей работе вы будите руководствоваться девизом « сделал сам, помоги другому». Старайтесь работать качественно и аккуратно. Работайте с опорой на иллюстрацию . При необходимости детям помогает учитель.
7.Подведение итогов.
Проводится самопроверка и взаимопроверка работ, оцениваются работы учащихся по следующим критериям: самостоятельно, красиво, правильно, аккуратно.
-Где мы можем использовать наши изделия ?( как подарок, сувенир, игрушка). -Где мы можем применить умения полученные на уроке ? ( помощь родителям; ремонт игрушек ).
- Благодарность за урок.
Тема: Основа технологии обработки ткани.
Цель:умение обрабатывать края изделия швом вподгибку
Задачи: расширить представления о шерстяных и шелковых тканях, их свойствах; напомнить правила работы с иглой и ножницами; закреплять умение выполнять шов «вперед иголку» ; содействовать совершенствованию навыков разметки деталей по лекалу, развитию наблюдательности; создавать условия для формирования трудолюбия, желания оказывать помощь друг другу.
Оборудование: учебник, карта-инструктаж по технике безопасности; готовые изделия, рисунки.
Ход урока.
Организационный этап
Вот звонок сигнал нам дал –
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Девиз урока: «Сегодня на уроке учимся слушать и слышать, понимать себя,
учителя и одноклассников».