Практическая работа с языковым материалом

Урок № 29

Тема.Основные предложения с главным членом в форме сказуемого (определенно-личные), их роль в языке

Цели:дать понятие об односоставных предложениях, научить опознавать их; показать роль и назначение односоставных предложений.

Оборудование:учебник, схема, учебные тексты, репродукция картины Ф. Васильева «Оттепель».

Тип урока:урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

— На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?

— Как определить, двусоставное или односоставное предложение перед вами?

III. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Говорящий или пишущий не всегда облекает мысль в полные предложения, где есть все члены предложения. Потребность сформулировать мысль сжато, кратко, эмоционально, определяет существование неполных предложений, где пропущен член предложения,

необходимый для полноты его строения и значения.

IV. Изучение нового материала

Объяснение учителя

— Наряду с простыми предложениями, которые имеют два главных члена, в русском языке есть простые предложения с одним главным членом. Они делятся на две основные группы: предложения с одним главным членом — сказуемым; предложения с одним главным членом — подлежащим.

Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: предложения личные; предложения безличные.

Личные предложения с одним сказуемым делятся также на две группы: предложения определённо-личные; предложения неопределённо-личные.

Учащиеся знакомятся с начерченной на доске схемой, подбирая примеры к каждому виду односоставных предложений (в подготовленном классе).

Предложения с одним главным членом

Предложения с одним главным членом-сказуемым

Предложения с одним главным членом-подлежащим (Зима. Вот и снег)

Предложения личные

Предложения безличные (Светает. Меня знобит)

Предложения определённо-

Личные (Люблюзимний лес)

Предложения неопределён-

но-личные (В посёлке строятновую

школу)

— В предложениях с глагольными сказуемыми выражено лишь действие, а деятель не назван, хотя он мыслится как определённое (1‑е предл.) и неопределённое (2-е предл.) лицо.

В безличных предложениях не мыслится активный деятель. Меня и мне — это лица, которые испытывают названное состояние, но не создают его.

В названных предложениях лишь указывается на наличие предмета (явления), который назван существительным-подлежащим. По смыслу односоставные предложения отличаются от двусоставных тем, что они понятны без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысло-

вое значение того члена, который есть в предложении.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Практическая работа с языковым материалом

Предложения двусоставные и односоставные

Задание 1. Разберите предложения по следующему плану:

1) найдите грамматическую основу, назвать части речи, которыми выражены главные члены предложения, и укажите, простое предложение или сложное;

2) в простых предложениях (в том числе в тех, которые являются частью сложного предложения) укажите: а) односоставное оно или двусоставное; б) распространённое или нераспространённое.

1. Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. 2 . Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, берёзки начинают желтеть.

Задание 2. Сопоставьте пары предложений. В каких из них смысл высказывания исчерпан до конца, какие дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину?

I. 1. Наступила весна.— Весна. 2 . Светит яркое солнце.— Яркое солнце.

3 . По дорогам бегут весёлые ручьи.— Весёлые ручьи. 4. В парках весело звучат голоса птиц.— В парках голоса птиц.

II. Лютует январь. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. М ы идём по дороге к лесу. Пробираемся узкой тропинкой. Видим избушку лесника.— Январь. Метели. Снега. Дорога к лесу. Узкая тропинка. Избушка лесника.

Задание 3. Переведите текст с украинского языка на русский. Найдите предложения с глагольной формой на -но. Какими предложениями вы их замените при переводе?

Київ. В одному з мальовничих його куточків, над крутими схилами Дніпра, розташовано парк Вічної слави. Тут встановлено величний гранітний монумент. Біля його підніжжя знаходиться могила

Невідомого солдата. Її увінчано триметровим бронзовим вінком і факелом Вічного вогню. Н а граніті вирізьблено слова: «Вічна слава героям, які полягли в боях за свободу і незалежність нашої Батьківщини».

Задание 4. Осложнённое списывание.

ФЁДОР ВАСИЛЬЕВ. «ОТТЕПЕЛЬ»

Ра(н, нн)яя весна. П..крытые снегом поля. М рачные, ни..ко нависшие тучи. Побуревшая от ра..таявшего снега грязная дорога. Лес, темнеющий на горизонте. Шумят и гнут(ть)ся от ре..кого сырого ветра деревья.

Занесё(н, нн)ая снегом избушка. Унылый пейзаж! Щемящей тоской веет от этой как бы нехотя пробуждающейся от зимнего сна природы.

Одинокие, бредущие куда (то) по ра..кисшему снегу фигурки старика и ребёнка да чёрные силуэты воронья на дороге ещ.. более усиливают грустное настроение. Однако мы чувствуем заключе(н, нн)ую в картине большую жизне(н,нн)ую правду и поэзию.

(По М. К. Ситниной)

• Сформулируйте главную мысль текста.

• Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

• Подчеркните грамматическую основу предложений.

• Определите типы односоставных предложений.

• Произведите разбор выделенного слова по составу.

Наши рекомендации