Состояние вопроса и обзор научно-технической и патентной литературы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………5

1 Состояние вопроса и обзор научно-технической и патентной литературы…….7

1.1 Состояние вопроса……………………………………………………………7

1.2 Конструкции складных коробок и ящиков……………..………………….7

1.3 Обзор научно-технической и патентной литературы…………………….14

2 Экономическое обоснование и актуальность темы дипломной работы…….….18

3 Машинно-аппаратурная схема……………………………….……………………20

3.1 Линия для производства сплошного склеенного картона...………...…….20

3.2 Производство сплошного склеенного картона……..…………………....22

3.3 Переработка сплошного склеенного картона……………………………...24

3.3.1 Раскрой картона на форматы……………………………………………...24

3.3.2 Печать на сплошном склеенном картоне………………………..………25

3.3.3 Изготовление развертки ящика…………………………………….……26

4 Конструкторская часть……………………………………………………………..28

4.1 Выбор материала…………………………………………………………….28

4.2 Свойства картона………………………………………………………….….28

4.2.1 Физико-механические свойства картона…………………………………28

4.2.2 Физико-химические пожароопасные и санитарно-гигиенические

свойства……………..……………………………………………………….….29

4.3 Разработка конструкций и ассортимента………………………………….30

4.3.1 Требования, предъявляемые к упаковке…………………………………30

4.3.2 Разработка ассортимента………………………………………………….31

5 Композиционная часть………………………………………………………….…..33

5.1 Композиция упаковки……………………………………………………….36

5.2 Выбор цвета……………………………………………………………..…..37

5.2.1 Цвет и ребенок………………………………………………………..……38

6 Расчетная часть……………………………………………………………………..42

6.1 Технологический расчет картонной коробки………………………..……42

7 Стандартизация метрология сертификация…………………………….………..45

7.1 Унификация и стандартизация тары…………………………………..…..45

7.2 Потребительские свойства картона………………………………………..47

7.3 Функциональные свойства и показатели качества картона………….….48

7.4 Эргономические свойства и показатели качества картона………..……..50

7.5 Эстетические свойства и показатели качества картона……………..……51

7.6 Безопасность потребления и показатели качества картона………..…….52

7.7 Методы контроля коробок из картона и гофрокартона………………….52

8 Безопасность жизнедеятельности……………………………………….………....57

8.1 Промышленная санитария на рабочем месте станочника……………...58

8.1.1 Метеорологические условия.…………………..………………..……..58

8.1.2 Шум……..………………………………………………………….…….59

8.1.3 Освещение…………………………………………………..………..….60

8.1.4 Вентиляция…………….……………………………………………..….61

8.1.5 Вибрация…………………………………………………………….….62

8.2 Пожарная безопасность и электроопасность на предприятии по

изготовлению упаковок для канцелярских принадлежностей…………....62

8.2.1 Огнетушащие вещества……………………………………………..….64

8.2.2 Применяемые средства тушения пожаров…………………………...64

8.3 Виды инструктажа. Порядок и сроки проведения инструктажа……..68

9 Охрана окружающей среды………………………………………………….….….70

9.1 Утилизация отходов картона…………………………………….……...71

9.1.1 Регенерация и утилизация картона…………………………….……...71

9.2 Картонная упаковка и преимущества для экологии……………….…….73

10 Экономическая часть…………….…………………………………………….…...74

Заключение……………..…………………………………………………………..…...82

Список используемых источников……….…………………………………….……..83

Введение

Упаковка – это лицо товара. Чем презентабельнее и привлекательнее для клиента она будет выглядеть, тем больше вероятность, что он купит этот товар. Причем очень часто потребитель покупает именно упаковку, а не товар внутри нее. В то же время известны хрестоматийные случаи, когда из-за плохой упаковки продажи резко падали. Особенно это заметно после ребрендинга какого-нибудь товара.

В чем же секрет? Все дело в том, что при покупке покупатель никогда не отделяет продукт от упаковки. Для него это единый товар, даже если потом он выбросит упаковку сразу после вскрытия. Но, так как при покупке он не видит товар, то получается, что деньги он отдает именно за упаковку.

Какой же должна быть продающая упаковка товара, чтобы она не вызывала отторжение человека и в то же время привлекала внимание? К сожалению, из-за большого разнообразия товаров, нам придется ограничиться лишь самыми общими правилами.

Функциональность. Самое главное, чтобы упаковка, несмотря на свой внешний вид, всегда выполняла свои главные функции. Основные свойства, которые обычно несет любая упаковка – сохранение свойств товара, удобство при его транспортировке, информирование о продаваемом товаре, при необходимости – защита от детей. И уже после всего этого идет рекламная функция упаковки. Поверьте, если упаковка будет неудобной, или на ней не будет информации о товаре, то ее дизайн уже не играет ключевой роли.

Внутренняя упаковка. Упаковка бывает внешней и внутренней. Внутренняя упаковка необходима не только для сохранения товара. Ведь человек, который приобрел ваш продукт, хочет видеть его хорошо упакованным. И чем качественнее вы сможете это сделать – тем лучше. Можно сказать, что это своего рода поддержание престижа компании у своих собственных клиентов, чтобы они не ушли к конкурентам.

Цвет. Цвет – основной фактор привлечения внимания человека к упаковке. И это очень важный элемент, который следует учитывать. Например элитные товары обязательно должны находиться в упаковке со строгими, холодными цветами – темно-синий, черный, серый, белый. Детские товары, наоборот, должны находиться в ярких упаковках – розовых, красных, голубых и т.д.

Что касается еды, то тут все еще сложнее. Теплые цвета обычно обозначают сладкие продукты – конфеты, зефир, кондитерские изделия и т.д.

Молочные продукты оформляются с применением холодных цветов – белый и синий, но изредка применяются и другие цвета. Продолжать можно долго. Единственное – обычно в продуктовом бизнесе не используется коричневый цвет, если только сам продаваемый продукт не коричневый.

Но если в целом говорить о цветовой гамме, то в последние годы многие дизайнеры стараются быть с ними осторожными. Время ярких красок прошло, а сейчас наступило время строгости и креативности.

Простота. Знаете, что отличает хорошую упаковку от плохой? Дизайн плохой всегда предельно сложен и перегружен, а хорошей, наоборот – очень простой. Взгляните на упаковку, например, бытовой техники (не считая крупногабаритной). Чаще всего на ней просто нарисован тот товар, который вы покупаете – чайник, утюг, фильтр для воды. То же самое практически со всеми электронными приборами – телефонами, фотоаппаратами и т.д. Таким образом решаются сразу две задачи – во-первых – простой, неперегруженный дизайн. Во-вторых, человек сразу видит то, что покупает.

С другой стороны, если вы представляете известную марку, то обязательно должны указать это на упаковке. Желательно – большими буквами. Если же у вас небольшая начинающая компания, но вы гордитесь своим товаром, то следует действовать наоборот – крупно показываете изображение своего товара и небольшими буквами – название компании.

Ребрендинг и его опасности. Ребрендинг в упаковке нужен потому, что людям постепенно все приедается и хочется попробовать чего-нибудь новенького. И если ваш продукт не относится к «легендарным» (Кока-Кола, сникерс, памперсы), который фактически вошел у людей в привычку, то очень важно раз в 3-4 года делать ребрендинг упаковки. Это позволит потребителям по-новому взглянуть на старый продукт.

Опасность ребрендинга заключается в том, что новый дизайн может попросту не понравиться вашим покупателям. В таком случае не стоит идти напролом, пытаясь доказать, что новое – лучше старого. Лучше согласиться со своими потребителями и вернуть все, как было

Состояние вопроса и обзор научно-технической и патентной литературы

Состояние вопроса

Определение понятий в области упаковки аргументируется специальными терминами, утвержденными ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения», под упаковкой следует понимать «средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающий процесс обращения». Тара (перевод с английского – container)- основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции. По своему предназначению тара должна обеспечить, с одной стороны задачу хранения товаров, имеющих первичную упаковку с другой– транспортабельность уложенного в неё товара.

Данное выше определение достаточно четко подчеркивает функциональное назначение упаковки, но существует другая сторона, которая значительно ближе покупателю и которую он воспринимает как образ марки. В этой среде совершенно оправдана позиция большинства специалистов в области маркетинга, что упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение всё – форма, размер, цветовая гамма, конструкция, используемый шрифт, рациональность складирования, оптимальность единиц для продажи товаров, экономичность материала и прочее в реальной жизни воспроизвести сложный психологический процесс, в который вовлекается покупатель при покупке товара, очень сложно.

Покупки могут совершаться обдуманно, и этому предшествует какое – то время, в течении которого происходит анализ всей совокупности причин, побуждающих принять соответствующее решение, а могут совершаться спонтанно, иррационально, под влиянием сиюминутных факторов, по принципу: увидел – понравилось – купил. И довольно часто побудительным мотивом приобретения товара становится привлекательная, яркая, функциональная упаковка.

Упаковка, а в традициях отечественной терминологии – тара, как по своей роли в отечественной экономике, так и по перечню хронически неразрешаемых вопросов технического, организованного и экономического характера являла собой одну из наиболее защищенных и практически игнорируемых проблем. На современном этапе развития упаковки обеспечивающий её эффективное использование маркировки в мировой практике логистики формируется эра «экологической безопасности». Огромные массы товаров в разнообразной упаковке сегодня хлынули на отечественный рынок. До 50% потребительских товаров на нём – продукция зарубежных фирм. Вся она достаточно хорошо, красочно упакована и снабжена необходимой информацией.

1.2 Влияние упаковки на принятие решения о покупке.

Каковы важнейшие признаки, на которые ориентируется потребитель при выборе продуктов в повседневной жизни? Возможно это реклама или традиция продукта. Это может быть также его цена, привлекательность упаковки, рекламная листовка или же его удачное размещение продукта в супермаркете. Этот вопрос очень важен и давно требует вразумительного ответа, поскольку производители фирменных товаров должны, наконец, решить, на какого «джокера» им следует ставить большие деньги, если они хотят выиграть игру за успех на рынке или хотят продолжать игру. Больше всего нас интересует, какое место занимает упаковка среди перечисленных выше факторов успеха.

Видимо, кто-то постоянно на ухо производителям фирменной продукции, говорит, что «джокером» в их руках по-прежнему остается классическая реклама. Именно поэтому основные деньги вкладываются в рекламу. Хотя всякий знает о том, что реклама все чаще отвергается покупателями. При опросе потребителей в мае 1999 года выяснилось, что 85% опрошенных считают, рекламы слишком много. Почему же игнорируется другие средства коммуникации? Важность традиционности продукта недооценивается.

Высшая школа в Пфорцхайме провела предварительные исследования, и при опросе 100 женщин и мужчин весной 2000 года (в Кельне, Карлсруэ, Дармштадте) в виде интервью выяснилась очень важная роль упаковки при выборе того или иного продукта: 62 женщины и 38 мужчин, причем из них 32 % женщин до 30 лет, 48% от 30 до 60 лет и 19% свыше 60 лет, также 52% мужчин до 30 лет, 42% от 30 до 60 лет и 5% свыше 60 лет, выделили упаковку в качестве решающего фактора при принятии решения о покупке! Потребитель заранее планирует покупки, однако, приобретает и понравившиеся продукты, не стоящие в его списке. Чаще всего женщины идут в магазин со списком. Поэтому мужчины покупают примерно 37% продуктов, которые они не запланировали заранее, и лишь 1/5 женщин склонна к спонтанной покупке. Главной причиной непредвиденных покупок чаще всего является цена, которая привлекает и толкает на принятие решения о покупке. Остальные называют следующие причины: «желание попробовать», «аппетит», «спонтанное желание» и «любопытство при взгляде на продукт, стоящий на полке». Размеры продукта, его размещение на полке и рекламные кампании возбуждают интерес к новым продуктам.

Самым главным фактором при покупке все же остается традиционность продукта. Какая информация является более ценной при одинаковом качестве продукта? Большинство считают, что цена важнее марки, причем мужчины чаще смотрят на марку чем женщины. Значение марки за последние годы падает.

Примерно 63% покупателей считают упаковку более важным источником информации, чем реклама. Такое восприятие может стать сигналом. Задача менеджера по маркетингу, а также дизайнера продукта и упаковки состоит в том, чтобы упаковка в местах розничной торговли была более коммуникативной для покупателя.

Элементы рисунка или текста запоминаются меньше, чем цвет. Это удивляет, однако рисунки и текст играют важную роль при запоминании покупателем брэнда продукта. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что из 6500 изученных упаковок, взятых из супермаркета, лишь около 11% имели рисунки, характеризующие брэнд (марку), и 5% упаковок имели элементы подобного символа, взятые из рекламной кампании. Возникает вопрос, почему не используются рисунки, символы, взятые из рекламной кампании. Почти 45% высказались за необходимостью наличия рекламных изображений на упаковке. Это ещё не однозначный результат, но повод к размышлению.

Листовка и реклама занимают два последних места, о том какие средства информации о продукте желательны для покупателя. 44% черпают информацию у друзей, т.е. получают рекомендацию о приобретении продукта, 45% «читают информацию непосредственно на полках» т.е. приоритет – за упаковкой, а не за рекламой.

Проанализировав всё выше сказанное, можно сделать следующие выводы. От рекламы отказываться нельзя, но она не пользуется чересчур высоким доверием. Покупатели опираются на собственный опыт потребления продукта и на то впечатление, которое производит на них упаковка. Это значит, что упаковка не может заменить рекламу, а реклама не может заменить упаковку. Однако рейтинг упаковки значительно выше рейтинга рекламы. Поэтому настало время более пристального внимания к упаковке при исследовании рынка и марочной продукции.

1.3 Значение дизайна упаковки.

В повседневной жизни мы мало задумываемся о дизайне упаковки. Мы просто заходим в магазин, покупаем понравившийся продукт, выбираем товары, которые знаем. Приходим домой, употребляем продукт, а упаковку выбрасываем. Многие из нас даже не замечают упаковку использованного продукта. Другие смотрят на упаковке лишь дату выпуска и срок годности. И совсем малая часть людей может адекватно ответить на вопрос – почему выбрали именно эту упаковку?

Так каким же путем продукт попал именно в нашу продуктовую корзину? Проследим этот путь. Начало этого пути лежит на магазинных полках. Именно с этой арены упаковки взывают к кошелькам потребителей. Выстроенная в ряд, рассортированная по группам продуктов, по ценовым признакам, весу и прочим категориям, снабженная рекламными материалами, Её Величество Упаковка продает заключенный в нее товар. В этом ее основное предназначение.

Было время, когда упаковке товара не придавали большого значения. Картон для коробок выбирался самый дешевый, коричнево-серый, рыхлый, из вторсырья. О финишной отделке, о тиснении фольгой, об использовании спецкрасок Pantone, о лаке вообще не заходила речь. В те темные времена производители признавали лишь утилитарную функцию упаковки- донести товар до потребителя. Старшее поколение помнит, как коробки советских пельменей разваливались в сумке по дороге из магазина. А еще товары продавались на развес из страшных «волосатых» мешков. Поэтому в первое время после негласного объявления в стане окончательной победы капитализма нас удивили заграничными упаковками. Они были профессионально сделаны, удивительно подходили продукту, составляли с ним единое целое. Даже заключая в себе заведомо худший продукт, эти упаковки продавались значительно лучше развесной отечественной продукции.

Местные производители, год-два поглядев на засилие заграничных упаковок, надув щеки ринулись в дизайн-студии и рекламные агентства заказывать собственную упаковку к своим товарам.

И вот тут-то выяснилось, что собственно мало кто из дизайнеров у нас может толком создавать профессиональную упаковку как конечный продукт интеллектуального творчества. И ещё меньше заказчиков было в состоянии четко объяснить цель, которую следует достичь новым дизайном упаковки. Появились пестрые, кричаще-яркие, безвкусные упаковки. Произвольно выбранные шрифты прятали названия товаров на слишком пестром фоне. Взятые по отдельности шрифт и фон могли худо-бедно достичь уровня «удовлетворительно». Однако все вместе, в сочетании с прочими элементами дизайна упаковки, представляло собой душераздирающее зрелище. Они не только не вывели отечественные товары на уровень мировых – наоборот отодвинули далеко назад. Подобное творчество до сих пор поражает в дизайне некоторых региональных упаковок.

Боле того, множество художников начало трудный путь исканий русского дизайна в упаковке. Многие «ищут» до сих пор. Другие же откровенно копируют западные аналоги, переигрывая, развивая творческую тему. Поэтому появилось огромное количество упаковок, сделанных «как бы на западе». Это были отечественные продукты, одетые в псевдоевропейскую упаковку. Зачастую даже названия писали на таких упаковках латинскими буквами. Постепенно и этот период, когда отечественная упаковка откровенно «косила» под европейские товары, оказался безвозвратно пройден.

Время от времени появляются марки-реликты и упаковки псевдоевропейского дизайна. Однако исключение скорее подтверждает правило – рынок решительно поменялся и готов принять действительно современную отечественную упаковку с броскими названиями на русском языке.

Давно уже прошли те времена, когда дизайнера заставляли делать как можно боле пеструю упаковку для того, чтобы она выделялась. В большинстве случаев современный заказчик твердо знает, чего он хочет, четко определяя уровень упаковки конкурентов, который он должен как минимум достичь, а как максимум - превзойти. Все упаковки уже стали достаточно яркими, доже не в меру яркими. Причем настолько, что потребителю сложно сориентироваться в своем выборе. Именно отсюда вытекает неоспоримый тезис наших дней – из общего числа более или менее одинаковых упаковок потребитель решительно выберет наиболее красивую и стильную.

Как создать действительно красивую упаковку? Для этого существует несколько обязательных правил.

Во-первых, при создании упаковки необходимо помнить, что дизайн создается, в первую очередь, для потребителя, и должен понравиться в первую очередь именно ему, следовательно, и заказчику (абсолютно продаваемая упаковка, стабильно приносящая доход от продаж, просто не может не понравиться заказчику, пусть даже ему и не понравится сам дизайн упаковки: как бы это парадоксально не звучало!). Когда художник будет ставить себя на место потребителя, пытаясь оценить красоту и стильность созданной им упаковки - это будет единственно верный путь к созданию красивой упаковки.

Во-вторых, создавая качественный дизайн, художник должен не просто нарисовать отдельные элементы: название товара, товарный знак, сам продукт, фон. Он обязан сделать это с изыском, с видимым блеском, придающим работе законченный вид. Найти «изюминку» в каждом элементе дизайна, - вот задача для профессионалов, любящих свое дело, преданных ему и не допускающих элементарной халтуры. Натаскать различных элементов дизайна из клип-артов или библиотек картинок, бросить поверх них название – это ещё не дизайн Штучная работа, собранная любящими руками – вот каков должен быть девиз настоящего художника. Создавая штучный товар, художник, прежде всего, думает о том, как представить потребителю продукт в наилучшей форме. Продукты совершенно разные, поэтому и подход индивидуальный.

При создании оформления упаковки нужно помнить, что тематические упаковки быстрее распродаются, чем упаковки просто оформленные (брэнд – название продукта – сам продукт). Тематические упаковки уже сегодня занимают лидирующие положение на рынке. Их еще в шутку называют «идейными» упаковками, потому что, кроме продукта, они несут потребителю остро отточенную идею заказчика, реализованную художником. Темы при оформлении упаковки придумывают исключительно профессиональные художники, подражателям это просто не приходит в голову. Темы могут быть самые разные, подсказанные заказчиком и развитые художником в стиль оформления упаковки. Исторические ретро-темы отличны при реализации дорогих традиционных продуктов (кондитерская отрасль, виноделие) и к дешевым плохо подходят. Темы здорового образа жизни и экологии отлично годятся к зерновым завтракам, бакалее и легким замороженным продуктам. Национальные темы годятся лишь в том случае, когда продукт необычный, индивидуальный. Темы застолий и богатого натюрморта особенно годятся для полуфабрикатов (частично готовый продукт) или пищевых добавок (соусы, майонезы и т.д.). Для приправ и чая отлично подходит колониальная тематика оформления. Для соков – тема экзотических стран, путешествий.

Такие упаковки, помимо изысканного дизайна, говорят потребителю значительно больше о самом товаре, чем обычные упаковки. В магазине, с тележкой в руках, потребитель не будет думать о продукте, «включать» голову. Тематическая упаковка сама «включает» подсознание потребителя и на вербальном уровне доносит первичную информацию о товаре, иногда на значительном расстоянии от магазинной полки. За долго до того, как потребитель прочитает название, подсознание говорит – «я это покупаю». Продукт оказывается в тележке потребителя, который катит ее уже к кассе. Абсолютные лидеры продаж – тематические упаковки!

Хорошим креативом можно назвать творческое развитие (или усиление) темы в оформлении упаковки. Настоящих креативных упаковок на рынке очень и очень мало. То немногое, что можно назвать «креативом», смотрится особенно эффектно. Потребитель это ценит и без внимания не оставляет. Креатив далеко не всегда можно формализовать, объяснить краткой формулой. Это ещё сложнее, чем разбираться с простой темой конкретной упаковки. Как и сами темы в оформлении упаковки являются штучным товаром, так и креативная (творчески развитая, усиленная) упаковка является ещё более редким, исключительно индивидуальным товаром. Создать ее далеко не так просто, хотя бы потому, что упаковка – это продукт «совместного непротивления» сторон, это компромисс между художником и заказчиком. Это субстанция несколько большая, чем оговорено в простом контракте на дизайн между художником и заказчиком. Кроме того, настоящее креативное решение нельзя заказать никаким контрактом. Упаковку сделать можно, но будет ли она креативная?

Заказчику всегда сложно решиться заказать новый дизайн. Сказывается масса новых причин, одна из которых банально проста – до создания дизайна, до первой распечатки художник продает, по существу, «кота в мешке». Качественный дизайн, в лучшем случае, сидит у него в голове, в худшем – вообще пока не родился. Решиться всегда помогают лучшие образцы работ художника посвященных Ее Величеству Упаковке, и необходимость создать новую.

Наши рекомендации